Аркадные компьютерные игры подразделяются на множество подвидов. Это и платформы, и простые головоломки, и файтинги и многое другое. В настольном мире, таким играм места, к сожалению, нет, в виду невозможности перенести оные в подходящий формат. Большинство игр данного жанра, которые все-таки получают настольные воплощения, часто совсем не о том, о чем была аналогичная игра на компьютере.

В сегодняшнем выпуске "С экрана на стол" читатель по имени Завен рассмотрим картину в целом, называя основные вехи и направления развития данных игр, не заостряя внимание на отдельных играх.

Atari

В начале 1980х годов, одной из самых популярных домашних игровых приставок была Atari 2600. На волне популярности данной платформы, компания Atari, также выпустила несколько настольных игр. Это было несколько простых настольных игр для семейной аудитории. Среди выпущенных Atari игр были следующие: Pac-man, Frogger, invaders, pac-man card game, pac-man ms. Pac-man, Q*bert, Q*bert Card game, Pitfall, Centipide и другие.

Подобный подход, имел исключительно цель нажиться на имеющихся у Atari франшизах, поскольку большинство из вышедших игр, были, мягко говоря, очень слабыми по исполнению.

Однако, подобный подход, после провала Atari имел место и у другой компании, специализирующейся на игровых приставках – Nintendo.

Nintendo

В начале 80х годов, Nintendo ещё не имела своих домашних игровых консолей, но уже добилась определенной популярности со своими портативным приставками Game & Watch.  А учитывая, что изначально Nintendo прославилась как компания производящая карточные игры, то это ей было не впервой.

Среди выпущенных Nintendo игр, под настольные реалии были адаптированы следующие игры: Donkey Kong, Super Mario Brothers, Super Smash Brothers. При этом каждая из этих игр получила минимум 3-4 адаптации. А в случае с усатым водопроводчиком, счет идет на пару десятков.

Относительно недавно, Nintendo, дважды адаптировала логическую игру Big Brain Academy, которая в свое время, на платформах Nintendo DS и Nintendo Wii стала настоящим хитов, продавшись многомиллионными тиражами. Одна из игр была карточной и распространялась в небольшом железном боксе, а во второй (более большой версии), помимо карточек было несколько других приспособлений наподобие весов или пластиковых монет.

На этом про компании можно закончить рассказ, поскольку больше таких крупных и массовых игроков не было. Перейдем к отдельным поджанрам и подвидам.

Файтинги

Файтинги, или в простонародье “драчки”, получили большое распространение и популярность в начале 90х годов, когда зародились основные франшизы этого жанра – Mortal Kombat и Street Fighter. Тогда же стали появляться первые настольные игры по файтингам.

В начале 90х вышли две очень похожие друг на друга настольные игры – одна называлась Jogo Mortal Kombat, а вторая Street Fighter 2. В обеих играх смысл был одинаковый – ходить по карте в поисках соперников. При сближении соперников начинался бой.

В будущем, Mortal Kombat получил довольно популярную ККИ, а Street Fighter появился ещё в двух играх – в относительно недавней Street Fighter Deck-Building Game и в Universal Fighting System. Не так давно был выпущен один-единственный сет Street Fighter в системе Heroclix, но продавался он довольно вяло и развития не получил.

Платформеры

Если в файтингах, геймплей, хотя бы отдаленно напоминал свои прототипы, то с платформерами ситуация более печальная. Повторить их геймплей в настольной игре практически невозможно. Поэтому, чаще всего, такие игры адаптировались в виде франшизных или в виде ККИ (Sonic The Hedgehog CCG).

Особняком на фоне подобных подходов стоит видеоигра Megaman ( в некоторых странах известная как Rockman), получившая целых 4 адаптации. Первая Megaman NT Warrior Battle Figure Game была выпущена в 2004 году и представляла собой довольно простую тактическую игру с миниатюрами. Вторая – Megaman NT Warrior CCG, также была довольно простой, но на этот раз ККИ. В 2005 году вышла франшизная игра Settlers of Catan: Megaman. И наконец, в ближайшее время готовится к релизу Megaman The Board Game, замахнувшаяся на то чтобы отобрать у Mice and Mystic звание детского Descent’а.

Мобильные игры

Мобильные игры, довольно плотно вошли в нашу жизнь за последние несколько лет. В основном это довольно простые игры, которые можно легко отнести к жанру аркад, в виду простоты геймплея и управления для которого, в большинстве случаев, вполне достаточно одного пальца.

Наиболее выдающиеся игры мобильного сегмента получали свои настольные адаптации. Довольно большое количество игр на ловкость получила самая популярная мобильная игра в истории Angry Birds. Недавно, разработчик оригинала, компания Rovio, объявила о преодолении рубежа в 3 млрд. загрузок всех игр серии. Большинство настольных адаптаций, пытаются смоделировать уровни из оригинального Angry Birds и сводятся к её основному принципу – запусти птичку так чтобы разрушить как можно больше и уничтожить всех свиней. Помимо игр на ловкость, было выпущено несколько карточных игр, которые отличались между собой только оформлением и некоторыми мелочами.

Также свои настольные адаптации получила разработанная в России, но популярная во всем мире Cut the Rope. Первая игра, как в случае с Angry Birds, была попыткой адаптировать уровни Cut The rope на столе, но игра не снискала большой популярности в виду довольно громоздкого для таких игр игрового процесса. Вторая игра являлась франшизной игрой Connect 4. Третья же адаптация, как и оригинал, была разработана в России и выпущена компанией Hobby Games. Она представляла собой простую карточную игру, рассчитанную в первую очередь на семейную аудиторию. Также были более заметные проекты по данной игре, наподобие домино с картинками из игры.

На заре современного мобильного гейминга, большой популярностью пользовалась игра Plants vs. Zombies, которая представляла собой простой Tower Defense и была посвящена защите своего дома от полчищ монстров при помощи садовых растений. Лицензию на разработку, на основе данной вселенной, настольной игры получила Hasbro… и сделала очередной Risk. Главной особенностью данного Риска было то, что в нём игра ведётся исключительно для двоих игроков.

Мобильная игра про нарезание фруктов Fruit Ninja в своё время гремела не меньше чем Cut The Rope, предлагая игроку очень простой и в тоже время увлекательный игровой процесс, в котором было необходимо просто двигать пальцем нарезая фрукты, при этом стараться избегать бомб. Данная игра получила 2 адаптации. Одна представляла собой игру на ловкость, в которой надо с помощью пластмассового ножика переворачивать фрукту, а вторая – простая карточная игра.

Последней игрой, которая получила свои настольные адаптации сегодня, станет феноменальная игра, которая стояла у истоков одного из самых популярных мобильных жанров – раннер Temple Run. Как и большинство рассмотренных сегодня мобильных игр, она получила две адаптации, которые были разработаны малоизвестной компанией Spin Master. Первая игра представляла собой сильно измененную модель игр кинь-двинь. При этом, за игроками постоянно гнался монстр. Вторая игра, по сути, использовала туже самую механику, но перенесла её на карточный движок.

На сегодня это всё, в следующий раз я начну рассказывать про настольные адаптации стратегических игр.