Добро пожаловать в мир настольных игр

С.Т.А.Л.К.Е.Р., настольные игры и авторские права

Как известно, относительно недавно в продажу поступили две игры про приключения сталкеров в зоне Чернобыльской АЭС. Одна из них выпущена издательством Эксмо и называется Зона сталкеров, это ходилка, в которой герои бродят по зоне, собирают артефакты, сражаются с монстрами и выполняют задания. Другую разработала компания З.О.В. Хабара, игра называется Сталкер. Зона конфликта, и представляет она собой тактический варгейм про сражения группировок сталкеров с монстрами и между собой. С первой игрой я знаком лишь заочно, вторую видел на Тишинке.

Обе игры, на мой взгляд, так себе. Первая — явно уходит корнями в ходилки 90-х и, как мне кажется, не отвечает требованиям современности. Вторая — дороговата, да и затянута весьма. Плюс некоторые компоненты выглядят слишком уж топорно (например, листы персонажей и жетоны ранений). Тем не менее, благодаря популярной вселенной, у каждой их этих игр есть коммерческий потенциал. И, что характерно, поступив в продажу примерно в одно и то же время, они оказались друг другу конкурентами. 

А теперь самое интересное. З.О.В. Хабара обвиняет Эксмо в нарушении авторских прав. Вот какая петиция опубликована по этому поводу в сети:

Привет поклонникам качественных настольных игр.

Нашей команде неизвестно, сколько человек могут назвать себя поклонниками вселенной «S.T.A.L.K.E.R.» и скольких из них можно назвать «фанатами». Одно мы можем сказать точно – самые ярые из них работают в издательстве «ЭКСМО». И наша команда не дотягивает до столь высоко поднятой ими планки.

Судите сами: сотрудникам «ЭКСМО» настолько хотелось внести вклад в развитие горячо любимой ими вселенной, что они не остановились на выпуске книг, по их мнению, соответствующих реалиям Зоны, и издали настольную игру, представленную выше, в которой в полной мере воплотилось их понимание этого мира. 

Фанатизм этих людей не знал границ, они видели, что мир замер в ожидании и больше не может ждать. Именно это заставило их выпустить данный шедевр игровой индустрии в кратчайшие сроки и гордо сообщить об этом на коробке с игрой. Жаль, что на согласование такой мелочи как авторское право не хватило времени. Сергея Григоровича сотрудники «ЭКСМО» тоже решили не беспокоить по пустякам – зачем отвлекать занятого человека, тем более права им когда-то уже давали. На пару месяцев.

Мы думаем, что издательство готовило сюрприз для Сергея и всех нас.

Не смотря на сжатые сроки подготовки к изданию игры, наша команда отметила скрупулезность авторов при переносе деталей вселенной «S.T.A.L.K.E.R.» на бумажные карточки: монстры, локации и события в точности повторяют… неизвестный нам сюжет, возможно, позаимствованный из книг издательства «ЭКСМО».

Что ж, мы не можем судить о том, чего ждал мир поклонников жанра. Возможно, именно противостояния сталкеров, вооруженных плазменными автоматами и Матерых Мохначей из локации Метеоритный Кратер. Или подрыва гранатой «Тёща» Черного провала.

Не удивительно, что при таком детальном подходе к мелочам, издательство «ЭКСМО» закрыло глаза на нечеловеческое количество грамматических ошибок в игровых материалах, ведь истинные фанаты способны продраться не только через «останки онкоцентра», но и через дремучую безграмотность автора.

А нам лишь остается пожелать удачи этим отважным первопроходцам жанра и поблагодарить за несколько незабываемых часов, потраченных на изучение правил.

С уважением, команда "З.О.В. ХАБАРА", официальный обладатель прав на бренд "S.T.A.L.K.E.R." в создании настольных игр и сувенирной продукции.

Насколько я понимаю, дьявол, как обычно, кроется в деталях. Следите за руками. Всё началось с повести Стругацких "Пикник на обочине", которая была издана в 1972 году. Семь лет спустя по ней был снят фильм "Сталкер". Книга и фильм стали популярными и благодаря им стало известно и слово "сталкер", так называли людей, которые отправлялись в зону и выносили оттуда различные артефакты.

В начале 2000-х годов компания GSC Game World разрабатывает компьютерную стрелялку в чернобыльском сеттинге. Игру планировалось назвать Stalker. Oblivion Lost, но что-то там не срослось с правами на слово "Stalker" и тогда разработчики делают ход конём, игра получает название "S.T.A.L.K.E.R. Oblivion Lost". На слух — то же самое, а на бумаге, получается, совсем другое дело.

Игра становится успешной, к чернобыльской зоне отчуждения и приключениям сталкеров поднимается волна интереса, тем более, что параллельно с релизом игры была запущена серия книг по мотивам вселенной S.T.A.L.K.E.R. Это наименование становится брендом, компьютерная игра порождает целую вселенную, а теперь, вот, становится предметом спора среди защитников авторских прав.

Формально, по всей видимости, Эксмо ничего не нарушило. Навскидку — слово "S.T.A.L.K.E.R." в игре Зона сталкеров не упоминается, то есть на бренд GSC Game World никто не претендует, защищённые изображения и наименования, по-видимому, также не используются. И, вообще, наверняка этот вопрос плотно проработан юристами Эксмо. Но с точки зрения GSC Game World и З.О.В. Хабара, ситуация, конечно, выглядит иначе. На их бренде, считай, паразитирую конкуренты. 

Ирония в том, что сначала чтобы уйти от слова "stalker" был придуман вариант "S.T.A.L.K.E.R.", а теперь по аналогии с ним используется слово "сталкер". То есть весь сыр-бор из-за того, что Эксмо использовала тот же самый приём, без которого никакого S.T.A.L.K.E.R'а не было бы вообще.

17 комментариев

  1. DedoK

    нужно срочно патентовать С,Т,А,Л,К,Е,Р

    что касается самой вселенной, оригинальный Пикник на обочине в тыщу раз интереснее, а этот контер-страйк… это как фильм «Я легенда» … ладно не в тему уже понесло.

  2. Braveden

    Вор кричит держите вора!

  3. Mazz_O

    DedoK :
    это как фильм “Я легенда” … ладно не в тему уже понесло.

    Исключительно согласен про «Я-легенда» и действительно очень похожие ситуации.

    Еще кстати можно выпустить игру $talk’er. Айда придумывать свой Чернобыль!

  4. Дмитрий

    Давайте честно — S.T.A.L.K.E.R. кроме названия не имеет отношения к «Пикнику на обочине», ну разве что может местами стилистически повторяет сцены из фильма «Сталкер» (который тоже далековат от книги), но опять же кино и оригинальная книга совсем о другом.

  5. Scorpius

    1.Не увидел где написано что GSC считает что их права ущемлены. Увидел только мнение авторов «Зов Хабара» про то что Эксмо всех кинуло.
    2.Фраза «Не удивительно, что при таком детальном подходе к мелочам, издательство «ЭКСМО» закрыло глаза на нечеловеческое количество грамматических ошибок в игровых материалах, ведь истинные фанаты способны продраться не только через «останки онкоцентра», но и через дремучую безграмотность автора.»
    Очень смахивает на попытку переложить с больной головы на здоровую. И просто перекинуть тот вал недовольства связанный с плохо написанными правилами, и некоректным поведением автора игры на замечания Тесеровцев по этому поводу, на голову Эксмо….Типа, ребята…мы не виноваты, за все наши косяки Эксмо в ответе, а мы белые и пушистые.
    Не знаю конечно, может я и не прав. Тогда дико извиняюсь. Но ощущение складывается именно такое.

  6. ku7mich

    Обратите внимание, что «S.T.A.L.K.E.R.» как и «Я Легенда» созданы по мотивам книг, а не по сюжету книги, поэтому не стоит искать книгу ни в том ни в другом фильме.

    По поводу игры, потребителю собственно пофигу, а ребята из эксмо молодцы. Вообще лучше бы больше взяли из «Пикник на обочине» чем из компьютерной игры, мне кажется было бы интереснее.

  7. Констатин

    Читал «Пикник на обочине», потом смотрел фильм «Сталкер», потом читал какие-то книжки, видел игру, читал описание настольных игр.
    Устойчивая ассоциация с анекдотом: «Немцы всегда делали хорошие автомобили и фильмы про любовь («Panzerkampfwagen VI Tiger» и XXX-хардкор)».
    «Пикник на обочине» создал целый мир, который убогие авторы засрали мутантами, зомби и такими же убогими сталкерами-марадерами.

  8. azazel

    @ku7mich
    ЭКСМО взяли за основу серию своих книг, которые они долго и успешно выпускали и выпускают, и на которые у них есть авторские права (если что ссылка — http://stalker-book.com/load/1 ). А на «Пикник на обочине» авторские права у Стругацких выкупать надо.

    GSC Game World, конечно, обидно — они, видимо, купили лицензию у компьютершиков на использование бренда S.T.A.L.K.E.R. Только вот они забыли, что у ЭКСМО по видимому есть подобная же лицензия, т.к. они выпускали книги серии S.T.A.L.K.E.R. несколько лет. Поэтому, к чему их претензии — совершенно не понятно.
    А если рассуждать как GSC, то и они, и ЭКСМО должны у Стругацких выкупить авторские права на использование бренда Зоны. Не с проста же название компьютерной игры было так хитро переназвано в свое время.
    Замечание Юры в последнем абзаце — совершенно справедливо.

  9. toolmano

    Как говорил товарищ ЭСКОБАР:

    шо то х***я шо это х***я… Отэто обе такие х***и, шо я б***ь е**л её маму у рот.

  10. Константин

    Braveden :
    Вор кричит держите вора!

    ТОчно сказано!

  11. ZoRDoK

    Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

  12. Михаил

    http://nastolki.livejournal.com/20134.html
    Есть еще одно мнение по поводу кидалова. На этот раз к «Зов Хабара» автор правил пишет что его эта команда кинула.

  13. berezovskii

    Сценарий к «Сталкеру» Тарковского Стругатские писали сами. Вопросов к авторским здесь нет.
    Компьютерная игра на книгу похожа это просто другая Зона – Чернобль. А настольные игры эти никто и не заметит и через пару месяцев и не вспомнит, как и книги по вселенной S.TA.L.K.E.R.

  14. dreamw

    azazel, GSC game world это и есть правообладатель на бренд s.t.a.l.k.e.r., то есть те самые компьютерщики сделавшие серию игр, а обижены З.О.В. Хабара )))

  15. Scorpius

    Кстати о Сталкерах. Вторая игра (которая Зона конфликта), походу в этом плане в туже лепёшку вступила. Ссылка на инфу, весьма любопытно… http://nastolki.livejournal.com/20134.html

  16. Константин

    Я вам рекомендую прочитать вот эту статью Автор статьи ГЕЙМДИЗАЙНЕР, который разработал правила для ЗОВа ХАБАРа, и он пишет что эта компания попросту кнула его не расчитавшись с ним
    http://vk.com/feed?q=%23%D0%9A%D0%B0%D0%BA_%D0%BA%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D1%8E%D1%82_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D1%8B%D1%85_%D0%B3%D0%B5%D0%B9%D0%BC%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2&section=search

  17. IvTuzovsky

    berezovskii :
    Сценарий к “Сталкеру” Тарковского Стругатские писали сами. Вопросов к авторским здесь нет.
    Компьютерная игра на книгу похожа это просто другая Зона – Чернобль. А настольные игры эти никто и не заметит и через пару месяцев и не вспомнит, как и книги по вселенной S.TA.L.K.E.R.

    Компьютерная игра не просто похожа на книгу Аркадия и Бориса Натановичей, она ей изначально вдохновлялась и взяла много из лексики и некоторых поведенческих ситуаций, например, обнаружение аномалий при помощи «гаек». Но от книги игра ушла также далеко, как фильм Тарковского, только в другую сторону и еще по дороге за угол свернула раз 5)))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑