Наверное многие слышали о свежей игрушке от Антуана Боза под названием Samurai Spirit, которую ещё периодически сравнивают с Ghost Stories. Судя по одному из зарубежных обзоров это сравнение в корне неверно, потому что Samurai Spirits – достаточно простая игра с неглубоким процессом. Оригинал материала опубликован на сайте Board Game Quest. На русский язык текст перевёл Сергей Фалинский.
Samurai Spirit — это новая игра Антуана Боза (Antoine Bauza), создателя таких замечательных настольных игр, как 7 Wonders, Hanabi, Takenoko, Tokaido и Ghost Stories. Это кооперативная игра для 1–7 игроков, в которой они выступают в роли самураев, решивших защитить крестьян от коварных бандитов. Игра была создана под влиянием знаменитого фильма Акиры Куросавы «Семь самураев», о чем автор игры прямо указывает в книге правил, Боза также назвал всех самураев в честь героев легендарного фильма.
Игра полным составом займет около 45 минут, но на 2-3 игроков можно управиться и за 20 минут. Присутствует также соло вариант с небольшими изменениями в правилах, в котором один игрок управляет двумя самураями. Samurai Spirit (выпущена в 2015 году издательством Hobby World под названием «7 самураев» — прим.перев.) можно рекомендовать для компании из 4-7 человек, особенно если вы хотите сыграть в быструю и несложную кооперативную игру, и вас не страшит, что происходящее будет часто выходить из-под контроля.
Игровые компоненты
К компонентам у меня нет никаких претензий. Игровое поле (изображающее деревню), двухсторонние планшеты игроков (с изображениями самураев и их животных сущностей), жетоны — все это выполнено из качественного плотного картона. Карты не очень плотные, но и не настолько тонкие, чтобы прятать их в протекторы. Деревянные миплы имеют оригинальную форму, похожую на силуэты самураев.
Оформление выполнено на высочайшем уровне, каждый планшет самурая оформлен в уникальном стиле, на картах противников изображены разные злобные бандиты, а игровое поле хорошо детализировано. Оформление Samurai Spirit — это настоящий праздник для глаз.
Хочу отметить также коробку небольшого размера с отличным инлеем. Такую игру могли продавать и в значительно большей коробке, ведь это уже практически стандартный подход издателей (я смотрю на тебя, Splendor!).
Игровой процесс
Игра длится 3 раунда, перед первым раундом игроки выбирают себе самураев. Затем нужно создать колоду из карт банды налетчиков со значениями от 1 до 4, количество этих карт всегда будет равно числу игроков умноженному на 7.
Далее у игрока на выбор есть один из трех вариантов:
1. Он может вытянуть новую карту бандита. Самурай сражается с ним или защищается. В свой ход игрок должен сначала применить негативные эффекты, привнесенные в игру последним бандитом, с которым ему пришлось столкнуться.
Если игрок решает сражаться, то карта бандита кладется справа от планшета, возле трека битвы. Если там уже есть карта противника, то новая карта кладется поверх, оставляя номер предыдущей карты на виду. Затем необходимо переместить вашего мипла по треку битвы. Мипл перемещается на количество делений, совпадающее с цифрой, изображенной на карте вошедшего в игру налетчика. Например, игрок столкнулся с бандитом с цифрой 4, переместив мипла на 4 деления на треке битвы. Следующий бандит с цифрой 2 кладется поверх предыдущего, а мипл перемещается еще на 2 деления. Если карта бандита с цифрой 2 будет убрана из игры, то мипл переместиться назад по треку битвы на два деления.
У каждого самурая есть свой предел трека битвы (например, это цифра 9 для самурая по имени Горобэй). Если мипл преодолевает этот предел и становится на символ огня (к примеру, если к уже двум выложенным четверкам добавляется двойка), то бандиты побеждают вашего доблестного самурая, он теряет сознание, а с игрового поля убирается одна из баррикад.
Если же сума цифр на картах бандитов достигает предела (в нашем примере мипл становится на цифре 9 на треке битвы), то это приводит к активации уникальной суперсилы самурая (называется Kiai). Эти суперсилы позволяют лечить самураев, скидывать карты, строить баррикады и т.п.
Затем необходимо убрать из игры верхнюю карту налетчика, и переместить мипла назад по треку битвы на то количество делений, которое соответствует цифре на карте поверженного противника.
Если же вы решили защищаться, то карта бандита помещается слева от планшета игрока. Вы можете защищаться только от одного бандита с одним из символов в верхнем правом углу карты (все символов три: ферма, азиатская шляпа, кукла).
2. Передать жетон поддержки другому игроку. Это действие позволяет вашему товарищу использовать в следующем ходу уникальную способность вашего самурая (например, передать карту, игнорировать негативный эффект и т.п.). Затем необходимо поместить верхнюю карту из колоды налетчиков в колоду нарушителей, вам нужно будет доставать эти карты в конце раунда.
3. Спасовать. Если вы решили спасовать, то вы не участвуете в защите селения до конца раунда, а игровые эффекты на вас не действуют.
Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не спасуют, или пока не закончится колода карт бандитов. Если все игроки спасовали, а в колоде бандитов еще есть карты, то все карты с этой колоды перемещаются в колоду нарушителей (они преодолели вашу защиту и теперь терроризируют деревню!).
Далее игроки смотрят на карты налетчиков, помещенные слева от планшетов, и:
— если напротив символа с изображением азиатской шляпы нет карты налетчика, то игрок получает жетон урона
— если нет карты противника возле символа фермы, то с игрового поля убирается жетон здания
— если нет карты налетчика возле символа куклы, то с поля убирается жетон крестьянина
Оставшиеся в живых крестьяне вознаграждают игроков различными бонусами. Затем переворачиваются карты из стопки нарушителей, и если среди них будет карта с изображением пламени, то игрокам придется уничтожить одну из баррикад (или ферму, если больше нет баррикад).
Во втором раунде необходимо собрать все сыгранные карты налетчиков и замешать в эту колоду карты лейтенантов (с цифрой 5 в верхнем левом углу, их количество равно количеству игроков), а миплы на треке битвы помещаются на цифру ноль. В третьем раунде происходит то же самое, только замешиваются карты боссов (с цифрой шесть). Если в конце раунда вы не потеряли всех жителей деревни и все здания, то ваша отважная команда победила врагов! В игре есть четыре уровня сложности, поэтому условия победы могут усложняться по желанию игроков.
Планшеты самураев двухсторонние. Если самурай получает вторую рану, то планшет переворачивается, и самурай выпускает на волю своего внутреннего зверя! Жетоны ран убирается, трек битвы становится длиннее, а Kiai самурая будет еще более опасной для врагов. Но получив второй жетон раны в таком диком состоянии, ваш самурай погибает, а игра заканчивается поражением игроков. Раны можно лечить, но если ваш самурай принял звериный облик, то он остается таким до конца игры.
Впечатления
Я считаю, что у Samurai Spirit есть три больших недостатка: отсутствие стратегических возможностей, большое влияние удачи на игровой процесс, плохая масштабируемость игры.
В свой ход у вас обычно есть два выбора: взаимодействовать с бандитом или передать жетон поддержки. Игроки редко добровольно пасуют, и не очень часто передают жетон поддержки, потому что после этого действия необходимо переместить карту бандита в стопку карт нарушителей, а это увеличивает шансы проиграть из-за того, что нарушители спалят деревню (примерно на половине карт налетчиков изображено пламя). Вы можете просчитывать карты налетчиков, которые были в игре в первом раунде, а затем прогнозировать, что вас ждет в следующих раундах с учетом новых карт лейтенантов и боссов, добавленных в общую колоду. Это может помочь вам выложить карты налетчиков слева от планшета (на оборонной стороне), и не получить штрафов (например, в игре есть только шесть карт с символом азиатской шляпы, поэтому вам стоит поместить такую карту слева при первой возможности). Но просчет карт ограничен в первом раунде, поэтому вам остается только уповать на благосклонность фортуны.
Эта игра может быть достаточно сложной именно из-за отсутствия контроля над ситуацией. Только у некоторых самураев есть способность, позволяющая передавать карты другим игрокам, поэтому те самураи, которые не могут это сделать, рано или поздно столкнуться с плохой картой, эффект которой не удастся смягчить. В игре нет игровой механики, которая позволила бы вам подготовиться к такой подлой карте, неизбежно меняющей ход партии не в вашу пользу. Вы можете выполнить действие поддержки, но оно не всегда спасает ситуацию.
Я считаю, что игра плохо масштабируется, ведь она практические не играбельна в соло режиме и на двоих игроков. В моей первой игре на двоих, в колоде из 14 карт бандитов был только один супостат с иконкой куклы, поэтому мы автоматически теряли одного жителя деревни каждый раунд. А жителей всего трое, поэтому это была ситуация автоматического проигрыша, с которой мы ничего не могли поделать. Я сомневаюсь, что в процессе тестирования игры не была обнаружена эта проблема, поэтому я думаю, что эту игру просто хотели побыстрее выпустить, а должное внимание геймплею не было уделено. При увеличении количества игроков возрастает и реиграбельность: у вас появляется больше возможностей для проведения действий поддержки, возрастает синергия способностей самураев. Но и количество карт рейдеров также возрастает, а значит, повышается уровень рандомности.
Почему же я сыграл больше 20 раз в игру, которая мне не нравится? Просто потому, что я верил, что эта игра не является обычным Блэкджеком в самурайском сеттинге. Игра имеет много общего с Ghost Stories, игрой, которая известна своим достаточно сложным геймплеем и большим элементом удачи. Но в Ghost Stories есть тактическая и стратегическая глубина, не всегда заметная после первых партий. Как только вы сможете увидеть, как ваши действия влияют на ситуацию на игровом поле, то игра превращается из рандомного приключения в настоящее испытание, которое дарит замечательный игровой опыт. Мне понадобилось несколько партий, чтобы по достоинству оценить Ghost Stories, поэтому я надеялся, что и Samurai Spirit раскроется как стратегическая игра. Но сыграв на всех уровнях сложности и с разным количеством игроков, я могу с уверенность сказать, что действий, которые доступны игрокам явно не достаточно, чтобы преодолеть существенный фактор удачи. Даже имея полную информацию о картах бандитов, вы не можете быть застрахованы от выхода карты с крайне неудачным символом, которая переломит ход игры не в вашу пользу.
Возможно, необходимо сыграть сотни партий, чтобы увидеть стратегические возможности, но чтобы сыграть так много партий, в настольной игре должно быть что-то, что будет удерживать ваш интерес. Красивое игровое поле и классная тематика могут заставить меня сыграть в эту игру еще пару раз, но я хочу принимать хотя бы несколько интересных и сложных решений, а этого нет в данной игре.
Samurai Spirit — это быстрая игра (особенно учитывая, что в нее могут сыграть семь игроков), которая может похвастаться отличной игровой тематикой и оформлением. Каждый самурай имеет свои способности, поэтому стоит попробовать разные игровые подходы. Если вам нравится идея защиты городка от полчищ врагов, и вас не смущает высокий уровень рандомности, то эта игра вполне может вам понравиться.
Лично я считаю, что это самая слабая игра Антуана Боза, которая, как мне кажется, не была должным образом протестирована и была выпущена второпях. Я хотел бы иметь больше возможностей для взаимодействия с противниками, даже если бы это сделало столкновения с ними значительно сложнее. Мы знаем, на что способен Боза как геймдизайнер, поэтому игра Samurai Spirit еще больше разочаровывает, если сравнивать ее с Ghost Stories.
Я могу порекомендовать эту игру тем, кто любит самурайскую тематику и ищет легкую, быструю кооперативную игру. И тем, кто потерял свою копию Hanabi.
Финальная оценка: 2/5
Очень красивая и тематическая игра, которая не может похвастаться глубиной игрового процесса.
Согласен с автором. Рандомная игрушка с притянутым сеттингом. Со стороны диалоги во время игры слышались так:
— Закрой сначала шляпу слева. Блин, только бы пришла тройка. Давай я тебе дам свою способность, будешь игнорить четные числа.
Ну и где тут про самураев??? ))
Хороший обзор, спасибо) у меня сложилось схожее впечатление с автором статьи, как будто играешь в 21 с притянутой самурайской механикой.
Про символы кукол на картах в партии для двух игроков в правилах есть отдельное указание. Следует проверить выпавшие 14 карт мародеров, и если не выпало хотя бы двух символов кукол, взять следующие 14 карт. И так, пока в колоде не окажется хотя бы 2-х карт с символами кукол.
А так, да, не сравнить с «Историями».