Крупнейший в мире портал о настольных играх Board Game Geek позволяет отмечать сыгранные партии в ту или иную настолку, а массив таких данных позволяет их анализировать и приходить к интересным выводам. Чем и занимается тов. Pard, давно и плотно изучающий данные о реально популярных играх, то есть тех, в которые действительно регулярно играют. В этом материале приводятся «горячие» игры за последние более чем 100(!) лет с комментариями, сохранилась ли эта популярность до наших дней.
У многих игр – большое число игроков, которые отметили на БГГ, что они в эти игры только что играли. Но с чем связаны эти выдающиеся достижения? Результат ли это хорошей рекламы и постоянного притока свежих игроков благодаря большим продажам, или игра настолько увлекательна, что у неё есть преданные поклонники, которые играют в неё годами? Чтобы ответить на этот вопрос, можно использовать горячий коэффициент игры:
ГК = 100 х ИМ / ИВ,
Где ГК – горячий коэффициент, измеряемый в процентах,
ИМ – количество игроков, игравших в прошедший месяц в какую-то игру,
ИВ – всего игроков, которые отметили, что они играли в эту игру.
Таким образом, горячий коэффициент показывает долю игроков, продолжающих сейчас играть в игру. Если игроки играют в новую игру только один месяц, а потом прекращают, её ГК быстро падает. Если игроки продолжают играть, ГК игры остаётся высоким. Отмечу, что здесь нет никакого статистического упущения: мы смотрим не на всех игроков вообще, а только на тех, кто отмечает свои игры.
Предлагаю посмотреть на текущие горячие игры. # – место игры в соответствии с её ГК, ## – место игры в соответствии с текущим числом игроков, ГК – в последнем столбце таблицы. Конечно, я разделил игры по годам издания, ведь с годами ГК всех игр непрерывно уменьшается из-за появления новых игроков, попробовавших игру. Для сравнения я в каждом периоде времени издания игр привожу шестёрку игр, имеющих наивысший ранг БГГ, а также график изменения числа игроков по годам у игр с наибольшим их количеством. В последней таблице указано среднее время интереса к игре, измеряемое в годах. Его можно вычислить, разделив суммарное число игроков за все годы на число уникальных игроков, которые играли в эту игру.
До 1900
Это, можно сказать, классические настольные игры. Наивысший ранг, по мнению пользователей БГГ, у Crokinole. У нас эта любопытная игра в бильярд на манер чапаевских шашек пока не продаётся (в отличие от всех остальных лидеров этого периода издания), но её можно опробовать с помощью модуля TabletopSimulatorа и выяснить, что она довольно увлекательна.
Если смотреть на КГ, то он самый высокий у неё, а также у Cribbage и Euchre (две игры, использующие обычные игральные карты) – то есть именно у этих игр наибольшее количество самых преданных поклонников. Ещё в десятке самых горячих классических игр традиционные шахматы, го, нарды, домино, калах и покер, а также очень популярный в США кубиковый вариант покера Liars Dice.
Эти же игры лидируют по числу игроков и средней продолжительности интереса. И самые высокие рейтинги на БГГ поставили этим же играм, только на пятую позицию пользователи вывели менее распространённую традиционную китайскую игру мадзян (американцы называют её маджонг).
1900 – 1989
Это – период, когда современные настольные игры фактически зарождались и к ним начинали проявлять интерес покупатели, как к любому другому продающемуся в магазинах товару. Большинство популярных игр того времени продолжает издаваться в новых коробках, с новым оформлением, и неизменно хорошо продаётся.
Как видно из графиков и таблицы, наибольший прирост игроков за счёт хороших продаж – у игр Survive: Escape from Atlantis!, Acquire, Scrabble, Rummicub, Uno и Set. Они и у нас отлично продаются. А вот игры Cant Stop, Sherlock Holmes Consulting Detective, The Game of Life и Memory популярны именно за счёт многочисленных преданных поклонников, которые год за годом раскладывают эти игры на столе. В эту же категорию можно отнести и самую популярную старую войнушку Advanced Squad Leader.
Что касается рангов, то пользователи БГГ, хоть и играют в одни игры, традиционно ставят хорошие рейтинги совсем другим играм, которые принято называть хорошими, но которые больше пылятся, чем оказываются на игровом столе. Назовём их переоценёнными играми. В данном временном периоде это 1830: Railways & Robber Barons, Die Macher и Dune. Хоть и у нас любят вслед за остальным миром говорить, что это хорошие игры (и это справедливо), но издавать и продавать у нас их никто не хочет – на них будет слишком малый спрос. Да и устарели они, по современным меркам – слишком долгие и скучные.
1990 – 1995
Из этого периода времени до наших дней лучше всех дожили Catan, 6 nimmt!, Loopin Louie и PitchCar – их неоднократно переиздавали и дополняли, и хорошо продают, в том числе и у нас (кроме последней – семейной гонки на большом столе). За счёт преданных поклонников держатся на плаву Magic: The Gathering, El Grande и Tichu – они же обладают более высокими рангами на БГГ. К переоценённым можно отнести разве что Blood Bowl (third edition).
1996 – 1999
Вообще, игры, у которых график количества игроков неуклонно год от года стремится вверх, можно смело считать классикой, не вникая в причину этого роста, как в случае с этой хорошо всем знакомой троицей: Bohnanza, Lost Cities и For Sale. Их покупали и будут покапать, не смотря ни на какие появляющиеся новинки. От них немного отстали самые удачные творения Книции – Ra, Tigris & Euphrates, Samurai и Circus Flohcati – но эти игры сейчас вновь переиздают в новом оформлении, и они не потеряны для новых поколений игроков. Самые переоценённые игры этого периода – Paths of Glory и Hannibal: Rome vs. Carthage.
Продолжение следует.
Я один не вижу ни одного графика кроме заглавной картинки?
@Александр
Ты не одинок:(
картинки не открылись (планшет и ПК)
Да
Да, почему-то БГГ перестал «отдавать» сторонним сайтам свои картинки на показ. Картинки можно посмотреть в оригинальной статье — https://www.boardgamegeek.com/blogpost/64351/