Тов. Pard продолжает изучать статистику сайта Board Game Geek, на этот раз под прицел попал период с 1996 по 1999 годы, в котором выявлены самые популярные игры. Это оказались Бонанза, Затерянные города, Продано!, Ра, Тигр и Евфрат и другие. Кстати, большинство из них придумал Райнер Книциа.

 

Bohnanza – Меня как игрока больше впечатляет, когда автор втискивает сложную игру в простую оболочку, чем когда он просто создаёт сложную и громоздкую игру. В случае с играми Розенберга чётко прослеживается тенденция перехода от первого ко второму, поэтому мне больше всего нравятся его Bohnanza и Mamma Mia! Отмечу, что Bohnanza основана на оригинальном принципе «лучше хоть чем-нибудь торговать, чем вообще ничего не делать»! А необходимость держать карты в руке в строгом неизменяемом порядке просто-таки заставляет игроков торговаться. Лично мне игры с торговлей очень нравятся (особенно Catan), но большинство современных игроков почему-то полагает, что торговля интересна только тогда, когда хорошо сдобрена социальным общением игроков.

Lost Cities – Моя любимая игра этого периода: я сыграл вживую около 300 игр (в основном с женой, которой эта игра тоже нравится), и ещё несколько тысяч – по сети. Игра держится на двух столпах. Первый – это управление рисками. Ты выжидаешь, собирая хорошие карты в масти, прежде чем начать её выкладывать на стол и получить много очков. И стараешься не сбросить карту, которая пригодится противнику. Второй – это управление временем. Нужно чувствовать, когда необходимо ускорить игру, добирая карты из колоды, чтобы противник не успел набрать больше очков, чем ты, а когда – наоборот, замедлить, добирая карты из сброса. Игра требует гораздо больше мастерства, чем полагают, глядя на неё, обыватели, и его можно получить, только много в неё играя. Плохой игрой, конечно, будет иногда побеждать за счёт чистого везения, но хороший игрок всё равно будет выигрывать чаще.

For Sale – Быстрая (5 минут) и простая игра, в которую я играл много раз. К сожалению, в разных коробках находятся разные правила. Возможно, это просто проблемы перевода.

Ra – Обожаю эту уникальную аукционную игру. Правда, не считаю себя сильным игроком, хотя сыграл в неё более 100 раз.

Guillotine – Некоторым игрокам она нравится, но по мне так в ней особо не над чем думать.

Through the Desert – Отличная игра на выкладывание плиток (в качестве которых выступают верблюды) для 2 игроков. Хорошо играть и большим числом игроков, если только все они целиком сосредоточены на игре. За один ход много в ней не сделаешь – нужно просто наметить цель и упорно к ней двигаться. Если противники перекрыли один путь к победе, нужно переключаться на другой.

Мне нравятся и другие игры того времени, включая военные Paths of Glory и Hannibal: Rome vs. Carthage, а также игры про поезда India Rails и 1849, которые не совсем вписываются в этот евро-ориентированный список. Лучшие из них следующие.

Show Manager – Элегантная игра, в которой ты начинаешь с капиталом в 18 долларов, на которые нанимаешь актёров, чтобы поставить 4 пьесы. Здесь есть над чем подумать, поскольку денег всегда не хватает и приходится целиком сосредотачиваться только на ближайшей премьере (что вполне реалистично, на мой взгляд). Игра особенно хороша, если играет 6 человек.

Exxtra – Кубикометательная игра, особенно хорошая для 6 игроков. На одном кубике грани 1-2-3-5-6-X, а на другом – 1-2-3-4-7-X. Конечно, в ней многое определяет везение, но моя дочь, например, выигрывает больше половины партий вшестером. Она просто внимательно следит за реакцией игроков и делает выводы: собирается ли тот или иной игрок рисковать, или избегает риска.

Twilight – Командная карточная игра с любопытным правилом. В свой ход игрок, начинающий розыгрыш взятки, может попросить сделать ход напарника или противника! От обилия вариантов плавятся мозги.

Honeybears – Отличная игра золотого периода Книции. Ты играешь карты, чтобы перемещать разноцветных медведей. Когда медведь добирается до улья, ты получаешь столько очков, сколько карт цвета медведя у тебя в руке. То есть, двигая медведя определённого цвета, ты тем самым уменьшаешь количество очков, которые он может тебе принести!

Autoscooter – Одна из первых игр на программирование действий. Ты получаешь очки, если врезаешься бампером в противника, и теряешь, если врезаются в тебя. Могут играть до 8 человек.

Ab die Post! – Игра находится на 11036-м месте на BGG. Ты участвуешь в гонке аэропланов. Лететь рядом с бурей можно быстрее обычного, но зато увеличивается вероятность крушения. Обожаю игры, в которых твоя стратегия зависит от действий противников.

Какими были евро-игры до того, как они открыли Америку.

Bohnanza (1997)
Такие игры больше не делают. В те времена игры с торговлей были очень распространённым семейным развлечением. А здесь она представлена в лучшем виде: милые переговоры без каких-либо гадостей. Постоянно играю в неё с детишками, используя пнп-редизайн Carthaginian'а:

Lost Cities (1998)
Жемчужина в мире супружеских игр. В ту пору я её не оценил, а сейчас собираюсь сделать себе пнп-редизайн в стиле Battle Line.

Tigris & Euphrates (1997)
Наверное, самая значимая придумка Книции. Смешно видеть на BGG споры о том, сложная ли она – таких игр сейчас в принципе не делают. У неё привлекательная тема, которую все предпочитают не замечать, заявляя о её абстрактности. А мне нравится наблюдать за тем, как создаются империи, а потом в одночасье рушатся из-за превратности судьбы (а точнее из-за идиотских действий их правителей).

И ещё…

Mamma Mia (1997)
Лучшая игра Розенберга. Похожа на Bohnanza в том, что при всей её простоте в неё не так-то просто научиться хорошо играть. Лучший выбор для игры с подружкой: немного случайная, немного дурацкая, но в целом очень милая. Что случилось с Розенбергом после 2000-х? Слишком увлёкся дополнениями к Bohnanza?

Количество уникальных игроков на BGG по месяцам: