Тов. Pard продолжает следить за статистикой портала о настольных играх Board Game Geek и на этот раз вычислил самые популярные игры с 2000 по 2003 годы, в числе которых оказались такие громкие хиты как Каркассон, Пуэрто-Рико, Колоретто, Цитадели и даже Battle Line

Начало XXI века – время расцвета настольных игр. У населения появился огромный интерес к этому виду досуга, продажи коробок с играми стали исчисляться сотнями тысяч, а у авторов игр стали появляться новые идеи насчёт того, как сделать настольные игры интересными не только для детей, но и для взрослых. На волне этого интереса открылся сайт boardgamegeek.com, который за считанные годы стал главным всемирным местом общения авторов игр и игроков.

Я смотрю на этот список как на другой мир. Восторгаясь прорывными играми 2004-го года, мы как-то забыли о том, что появились они не на пустом месте: им предшествовала целая эпоха лёгких игр для семейного развлечения.

Carcassonne: Неужели ему всего 16 лет? Заслуженная классика, успешно пережившая несколько изменений в правилах подсчёта очков и в своём оформлении. Одна из тех игр, правила которой можно объяснить за 15 минут, после чего все начнут успешно в неё играть.

Citadels: Раньше эта игра была одной из самых частых на игровых столах, но её быстро вытеснили другие, похожие –незаменимых игр очень мало.

Alhambra: А эта игра, напротив, кажется мне недооценённой. Возможно, здесь причина в чрезмерном влиянии на результат партии случайных факторов, а, возможно, на потенциальных новых игроков действуют начальные, не самые лестные, отзывы об этой игре, которая кажется мне достаточно интересной, чтобы играть в неё снова.

Bang! Мне не нравится эта игра. Не нравится, потому что отличная идея загублена бессмысленной игровой вознёй. К счастью, не прошло и 12 лет, как появилась более интересная реализация этой идеи – Bang! The Dice Game!

Hey! That's My Fish! А что здесь делает детская игра? Уверен, что время её популярности давно прошло.

Hive: Снова удивляюсь народному мнению. Хоть игра и популярна, но лично я никогда не могу найти тех, кто хотел бы в неё сыграть. Боюсь, что время абстрактных игр безвозвратно прошло.

Carcassonne: Отличная игра для знакомства с миром настольных игр: доступная, простая, увлекательная – есть взаимодействие между игроками и выглядит красиво на столе. Особенно, если вам нравится смотреть на то, как в игре что-то строится. Начальный вариант правил был более агрессивным и мне он нравился больше нынешнего.

Alhambra: Я впервые попробовал эту игру у своих друзей, тоже начинающих игроков. Почему-то Carcassonne им понравился, а эта игра – нет. А я, попробовав её, сразу понял: групповой пасьянс с выкладыванием плиток. Взаимодействия между игроками нет никакого, разве что в наборе победных очков. Скучно, одним словом.

Citadels: В те годы это была одна из самых популярных игр в нашей компании. В ней постоянно приходится раздваивать сознание: я думаю, что ты думаешь, будто я подозреваю, что ты знаешь, и так далее – да, психология это круто! Я предпочитаю её с 3-ми игроками, по 2 роли у каждого, с 6 и более она неиграбельна из-за слишком долгого ожидания своего хода. Тем, кому в играх нравится оптимизация, эта игра не подойдёт. Из игр с раздваиванием и выбором ролей мне больше нравится Havana, а без выбора ролей –  Get Bit!

Puerto Rico: Игра, которую я проигнорировал, поскольку на BGG-форуме написали, что если не следовать определённой последовательности действий, не выиграть. Вместо неё я увлёкся игрой Race for the Galaxy, которая дала мне то, что не мог дать её родитель – разные виды стратегии и риски. Справедливости ради стоит отметить, что дизайн у Puerto Rico на редкость хорош: многие игры, сделанные в том же духе, гболее неуклюжи (Princes of Florence, Goa, Caylus).

Coloretto: Игра, у которой постоянно появляются новые, худшие, версии. Но мне нравится именно эта, оригинальная, игра – как раз за свою простоту. Хотя имеет смысл попробовать её с другими правилами подсчёта очков.

Hive: Играл давно, всего один раз. Не моё. Шахмотоподобные фигуры, с разными правилами передвижения, пусть и облагороженные изменяемым от игры к игре полем, меня не увлекли. Но если вам нравятся подобные абстрактные игры, то эта кажется мне солидной и уникальной.

Hey! That's My Fish! Эта мне понравилась больше – простая, пусть и абстрактная, но очень прикольная, да ещё и с пингвинами (а появилась она задолго до мультфильма Мадагаскар). Жаль, что подготовка к игре занимает почти столько же времени, сколько и сама игра.

Blokus: Из всех упомянутых детских абстрактных игр эта – лучшая. Правда, её сейчас в магазинах не сыскать, так что с детьми мы сейчас играем в Indigo.

Bang! Игра с тайными ролями, которая требует от игроков немного психологии (это нравится детям и новичкам) и долгого изучения условных обозначений на картах. Суть игры – в противостоянии хороших и плохих, с достижением определённых целей. Требуется некоторое время, чтобы развиться (это весело), а потом следует  сплошная случайность. В кубиковой версии игры, которая появилась недавно, сюжета ещё меньше – словно смотришь рекламный ролик какого-нибудь вестерна – зато её проще достать и в ней более интересный вариант командной игры.

Нельзя не упомянуть и следующие игры, которые не смогли попасть в список.

Munchkin: Игра, которую все ненавидят, но всё равно в неё играют. Пусть она и незамысловата – взял карту, сыграл карту, выполнил то, что на ней написано – но она весёлая, в ней есть сюжет, и можно сообща мочить лидера. Этого не хватает многим серьёзным играм.

A Game of Thrones 1st ed.: Petersen искромсал игру Diplomacy, сделав её короче и наведя немного лоска, так что теперь игроку совсем не обязательно полагаться на союзы.

Количество уникальных игроков на BGG по месяцам: