2018-й год наверняка окажется переломным для настольных игр. С ними (и особенно с рынком настолок) скорее всего произойдут какие-то глобальные перемены. Дело в том, что сейчас рынок настольных игр катастрофически перенасыщен. Игр различных наименований выпускается так много, что издатели просто не успевают как следует раскрутить их, а тем более продать. Игроки, толком не распробовав одни игры, тут же переходят к следующим. На Эссене-2017 показали около 1000 новых игр. Где они? Большинство из них уже забыты – игроки обсуждают новые сотни игр, которые поставляет им, например, Kickstarter, и сотни мелких издательств. О самых-самых играх рассказывает тов. Pard.
У меня у самого список игр, которые я хотел бы попробовать, уже приблизился к трём сотням. И если раньше я его просматривал, выбирая очередную игру, то теперь просто махнул на него рукой. Несколько напечатанных игр у меня лежат, ни разу не сыгранные. Ещё несколько десятков я могу напечатать, а несколько сотен – просто попробовать на Tabletop Simulator.
Но играть некогда.
Подавляющее большинство новых игр, в которые я играл за последние годы, появились на нашем игровом столе всего один раз. Писать о них обзоры, основываясь только на одной партии, неправильно – обычно игры раскрываются во всей своей красе, задуманной дизайнером, лишь после многих партий (в те же Food Chain Magnate и The Great Zimbabwe я в общей сложности сыграл на сайте уже 520 партий, но они требуют от меня всего нескольких минут в день). Поэтому я в двух словах передам свои первые впечатления от некоторых сыгранных новых (2017-2018) игр, не претендуя на объективность. Возможно, это кому-то будет интересно.
Azul (2017) Безусловно, лучшая дуэльная игра прошлого года. При большем числе игроков она более хаотична и не так интересна, но придуманный мною командный вариант спасает положение.
Brass: Birmingham (2018) Для себя я сделал версию с русскими городами – их названия в игре не принципиальны, а ориентироваться стало гораздо легче. Играть интереснее вчетвером – быстрее развивается транспортная сеть, и проще завершать задуманное. Правда, и конкуренция при этом гораздо выше. Игра хорошая, но в той же Food Chain Magnate всё гораздо увлекательнее.
Century: Eastern Wonders (2018) Очень нравится идея заменить набирание карт в свою личную колоду на простое отмечание их своими маркерами, но как следует распробовать её мне пока не удалось – другим игрокам она показалась хуже, чем оригинальная Century: Spice Road, и далее одной партии дело пока не пошло.
CIV: Carta Impera Victoria (2018) Ещё одна шикарная идея – вместо того, чтобы прописывать что-то на картах, сделать это на игровом планшете. И в том числе указать на нём, как меняются свойства карты каждого вида при увеличении их количества у игрока. Для того, чтобы делать дополнения или новые версии игры, карты даже не нужно пере- или допечатывать – достаточно просто сделать игрокам новые планшеты. Наша единственная партия прошла слишком мирно и никого не впечатлила. А в игре нужно быть агрессивным, и мешать противникам выиграть, тогда будет интереснее.
Codenames Duet (2017) Пара сыгранных партий не позволила как следует проникнуться новыми идеями, заложенными в игру – все предпочитают оригинальную Codenames.
Crossfire (2017) Удалось сыграть несколько партий большой компанией, и в целом всё понравилось. Думаю, при увеличении опыта игроков (у нас все играли в первый раз) партии будут ещё более увлекательные, и во всей красе заработает блефовая составляющая, заложенная в игру.
Dam It! (2018) Неплохая семейная игра, хоть и очень простая: после нескольких сыгранных партий действия игроков стали более осмысленными, а сама игра – более азартной.
Deckscape: The Fate of London (2017) Идея разделения половинок загадок на красные и синие карты – хороша. А сам процесс подобных игр лично меня с каждой партией увлекает всё меньше: чем больше игр-приключений сыграл, тем проще и менее азартно проходить очередную.
Dice Forge (2017) Лучшее, что есть в игре – это замена граней кубиков, символизирующая процесс улучшения движка каждого игрока. Но то же самое, и в гораздо более удобном виде, давно реализовано в карточных колодостроительных играх, так что эта игра меня не увлекла вообще.
Dragon Castle (2017) Отличная идея для увеличения играбельности маджонга, который редко появляется на нашем игровом столе. Правда, продолжительность самой игры сопоставима со временем подготовки к ней, и это плохо: все хотят много быстрых (по времени определения результата) игр. Да, и оригинальный маджонг вчетвером гораздо интереснее его примитивной пасьянсной версии, на которой основана эта игра.
Ethnos (2017) Пока сыграли в неё всего один раз, и ничего особо выдающегося или оригинального не нашли. Не знаю, дождётся ли эта игра того, чтобы мы в неё как следует втянулись – я вижу, что потенциально она может быть достаточно интересной.
Ex Libris (2017) Эта игра оказалась у нас самой востребованной из всех игр этого обзора. При всей своей простоте она даёт хорошее ощущение постоянного скрытого противоборства, и к тому же быстро раскладывается и протекает. Естественно, мы используем плитки моего дизайна, с сортировкой по числам: оригинальные плитки с буквами неудобны.
Iron Curtain (2017) Хорошая быстрая дуэльная игрушечка. Полезно иметь под рукой в момент ожидания прихода других игроков.
Majesty: For the Realm (2017) Пара сыгранных партий прошла вяло, с очевидными действиями, и особого энтузиазма копать глубже пока не возникает.
Polite Society: The Jane Austen Board Game (2018) Игра отлично подходит для неспешных романтических посиделок. Никаких тебе жестокостей или подлостей – всё мирно-чинно-благородно.
Reworld (2017) Игра выглядит красиво, но особых напряжений в борьбе за нужные плитки у игроков не возникает. Подготовка к ней по продолжительности чуть ли не сопоставима с раундом, так что по коэффициенту увлекательности (отношение получаемого удовольствия в единицу игрового времени) она уступает более простым играм, и вряд ли будет ещё появляться на нашем игровом столе.
Sagrada (2017) А здесь как раз то, что требуется от настольной игры – простота, увлекательность и азартная борьба за требующиеся игрокам игровые элементы. И с ростом опыта игроков эта борьба только усиливается.
Spirits of the Forest (2018) Я вижу, что игра обладает хорошим потенциалом интересности, но пока мы сыграли в неё всего один раз, и как следует её ещё прочувствовали.
Superhot Card Game (2017) Не впечатлила. Какое-то монотонное сольное перекладывание карт из одной колоды в другую и обратно. Наверное, надо будет попробовать ещё руз – вдруг я что-то интересное в ней просто пропустил.
Sweet Honey, Bee Mine! (2017) В нашей компании всегда плохо идут аукционы, и эта игра одной своей партией пока эту неприязнь не поколебала.
The Game: Face to Face (2017) Единственная партия уже понравилась. Летом, в долгих поездках на электричке вдвоём, она будет очень востребована.
The Lost Expedition (2017) Игра придумана очень интересно. Просто она недостаточно сложна, чтобы стать ещё и захватывающей, с желанием немедленно сыграть ещё одну партию.
The Quest for El Dorado (2017) Неплохая и азартная гонка. Должна хорошо играться начинающими игроками, а нам показалась простоватой.
Unlock! Squeek & Sausage (2017) и Unlock! The Island of Doctor Goorse (2017) Прошли. Получили удовольствие. Забыли.
Yellow & Yangtze (2018) Вот просто чешутся руки в неё поплотнее поиграть, на каком-нибудь сетевом ресурсе, с сильными соперниками. Наверняка ведь окажется ещё интереснее, чем её предшественник, Tigris & Euphrates, в которого я когда-то (когда он был встроен прямо в BGG) сыграл не одну сотню партий…
У этой статьи очень хороший индекс информативности: количество игр, которым даны оценки в 1-3 предложениях.
Ex Libris получает ещё один «плюсик» в пользу того, чтобы быть напечатанной.
Не хватает описания сеттингов.
@Денис II
Лично меня в играх прежде всего увлекают интересные механики и наличие взаимодействия игроков. А тема и оформление обычно безразличны — если они меня в чём-то не устраивают, я (для себя) их просто меняю.
@Pard
Для меня тема имеет значение. А менять я её не умею. И это для меня не настолько важно, чтобы учиться.
Спасибо за отличный обзор. А что за командные правила для Азула? Где можно почитать о них подробней?
В командной игре 4 игроков игроки одной команды располагаются друг против друга. Правила игры остаются прежними, за исключением следующего.
В игре используются 7 витрин, на которые всегда кладутся по 5 плиток.
После того, как игрок в свой ход взял плитки одного цвета, но перед тем, как он переместил остаток плиток в центр стола, его напарник по команде тоже берёт с этой витрины (или из центра стола, если активный игрок брал плитки из центра стола) плитки одного (естественно, другого) цвета.
В конце игры побеждает та команда, у которой лучше результат на худшем планшете.
При игре в этот вариант вдвоём каждый игрок выкладывает по 2 планшета, и там хитрая очередь хода.
Полные правила моего варианта на английском (в т. ч. и для 2 игроков, и с иллюстрациями) — https://boardgamegeek.com/filepage/156513/
Русские полные правила кто-то потребовал с БГГ удалить.