Продолжаю присматриваться тут к игрушке Seastrike, старенькой вариации на тему морского боя. Наткнулся на Board Game Geek обзор, из которого становится понятно, что это за игрушка, и как она устроена. Предлагаю ознакомиться в переводе.
Про то, как появилась Seastrike известно не так много, зато сама игра достаточно популярна в определённых кругах. Прочтите любую статью варгеймера или любителя настольных игр лет 50, и вы с высокой долей вероятностью найдёте там отсылку к Seastrike наряду с упоминанием «Дипломатии». Это была заря настольных игр, когда такие компании как Avalon Hill и Simulations Publications Inc. только делали свои первые шаги на рынке.
Старая школа
Я играл в Seastrike ещё в школе, а это означает, что я познакомился с ней не позднее 1975 года. Помню, как увидел первую редакцию в школьном игровом клубе. Её кто-то принёс в огромном пакете, когда все игры от SPI издавались подобным образом. Она была не похожа на наши военные игры: никаких гексов на поле, никаких миниатюр, не было даже кубиков. Это скорее была обычная настольная игра, нежели чем игра с миниатюрами. В ней были жетоны из плотного картона с символами современных судовых орудий. Также для игры нужны были карандаши, чтобы отмечать повреждения на кораблях. И, самое главное, как мне тогда показалось, в игре присутствовала революционная механика: специальная колода карт для разрешения боёв и всяких случайных событий.
Первое издание
Seastrike позволяет разыграть воображаемое сражение с участием военно-морских сил за вымышленный архипелаг, разворачивающееся в 1970-х годах. В бою участвуют корабли двух стран, скажем, Чили и Аргентины. Наиболее распространённое издание выпускалось в коробке, внутри которой было несколько игровых поле. На каждом были изображены случайные острова и не было гексагональной сетки. Это была базовая версия, изучив которую можно было переходить к варианту Seastrike II, более интересному и продвинутому. Вот так, две игры в одной коробке!
Красные и синие
В основе игры лежала радикальная для своего времени идея. Как было указано в правилах, «основа Seastrike – это фаза планирования, а бой покажет, насколько правильными были планы». Сначала игроки обозначали пространство, на котором будут разворачиваться сражения. Как правило играть приходилось на большом столе, а то и на полу. Масштаб 1 см = 1 км позволяет охватить достаточно большой участок моря. Также в игре есть острова, их можно разложить по своему усмотрению, в том числе воссоздав реальную географию. Наконец, нужно также определиться с погодными условиями, которым могут варьироваться от хороших, до туманных или штормовых.
После этого игроки определялись со своими силами. В игре участвовали флот красных и флот синих, у них были одинаковые корабли, но разные цели и разные бюджеты. Каждый игрок выбирал одно из десяти заданий, обычно мы тянули их случайно, так что никто не знал, что нужно сделать противнику. Задание содержало цель на миссию, альтернативное условие и некую сумму. Например, «уничтожьте 2 линкора противника или не дайте ему выполнить его миссию, $75 млн.». Миссии варьировались от лёгких (уничтожьте вражеский линкор, $45 млн.), до очень сложных (нейтрализуйте все вражеские линкоры и уничтожьте вражеский штаб, $182 млн.)
Корабли с орудиями
Жетоны в игре содержали изображения кораблей с орудиями (вид сверху). На обороте указывался тип корабля и его стоимость. Самих кораблей было много, от противоподлодочных фригатов, до ракетных крейсеров, до линкора с 14 орудиями и 5 палубными вертолётами. Дополнительно адмиралам были доступны для покупки береговые ракеты систем «земля-земля» и «земля-воздух», субмарины, веротолёты и самолёты, авианосцы. Практически каждое оружие можно было усовершенствовать за дополнительную плату. Например, можно было взять корабль с мощными стволами, стреляющими далеко за горизонт, и группу разведчиков-наводчиков, или же инвестировать в тихие подлодки, способные поразить любое судно.
Подлодки также умели стрелять на дальнее расстояние. На случай стрельбы за линию видимости в игре были предусмотрены наводчики, цель должна была быть в пределах видимости другого вашего корабля, веротлёта или самолёта. Также подлодки характеризовались повышенной скрытностью, для их обнаружения необходимы были специальные корабли.
На иллюстрации показана дорогостоящая группировка (цена свыше $90 млн.). Мощный корабль экипирован орудиями дальнего боя. Его прикрывают от субмарин специальные фрегаты, обеспечивающие защиту от торпед и с воздуха.
Сражения
В итоге корабли встречались в бою. В сражениях использовались прозрачные линейки, отмечавшие дальность действия орудий. Также в игре применялись пластиковые линейки с разноцветными отметками, по которым измерялись ходы кораблей разных типов. Сперва корабли обоих игроков перемещались, затем по очереди обстреливали друг друга. А ещё были авиаудары, их можно было наносить в любую точку. Если, конечно, если вам было откуда запустить самолёты, и они могли пробиться через заслон истребителей противника, навестись на цель и попасть в неё – и всё это отыгрывалось с помощью специальной боевой колоды.
Боевая колода
Колода состояла из 80 карт. В центре каждой из них был круг, вокруг которого отмечены 4 квадранта. Круг мог быть пустым, либо содержать крест красного или чёрного цвета. Любой крест означал 50% шанс на успех, например для наведения орудия или для взлёта самолёта. Красный крест также означал 25% вероятность поразить цель с воздуха. В каждом квадранте изображалось определённое орудие: торпеды, основное орудие, противоподлодочное и т.п.
Для каждого также был предусмотрен результат попадания: промах, уничтожение орудия, прямое попадание (часто приводившее к гибели судна). Также на картах мог попасться отказ орудий, либо неудачный взлёт. С помощью карт достигалась большая гибкость игры. Например, подлодки можно было перевести в тихий режим, и тогда противник мог попасть по ним только на «красный крест». Но у соперника могли оказаться специальные чувствительные сенсоры, позволяющие попадать по подлодкам и на чёрные кресты.
Хит 70-х
Правила игры были просты и понятны, хотя временами им не хватало примеров. Также в них был раздел «Придумайте свой корабль». В Seastrike было множество прорывных идей для своего времени – карточная боевая система, пластиковые компоненты, обильное использование символов, скрытое перемещение, богатая игровая система и связь между целями и доступными средствами с помощью карт. Подобных игр до сих пор не так много, пожалуй, что-то подобное можно увидеть только в Harpoon из серии Fleet Series. Так что Seastrike остаётся одной из моих самых любимых игр.
Интересно. А правил, или лучше пнп не у кого не найдётся?