1612152_cardinal_01

«Серый кардинал» или как эта игра называется за рубежом «Behind the Throne» — свежая новинка от украинского авторского тандема в составе Александра Невского и Олега Сидоренко. Ребята уже успели прославить на весь мир свои имена и своё издательство IGAMES, выпустив крайне популярную компанейскую игру «Мистериум», а теперь, вот, сделали нечто небольшое, несложное и с картами. Другими словами – филлер.

Поставляется «Серый кардинал» в крайне эффектной упаковке – в приятной на ощупь жестяной коробке. Внутри имеется удобный ложемент, где уместились все игровые компоненты – колода из 82 карт, из которой вся игра и состоит. В колоде есть особая карта «окончание игры», а также ещё карты девяти персонажей (по 9 экземпляров). По сюжетной задумке игрокам предстоит интриговать и строить закулисные тайные замыслы, распространяя своё влияние на как можно большее число персонажей. У кого в итоге наберётся большая «фракция» — тот и победил. С точки зрения механики это выглядит так: нужно собирать комплекты карт персонажей, за которых начисляются очки.

Подготовка к партии занимает считанные секунды. Нужно отложить в сторону карту «конец игры», а оставшуюся колоду хорошенько перемешать. Затем игроки начинают по очереди ходить. В свой ход игрок вскрывает из колоды верхнюю карту, а затем должен принять решение: остановиться и забрать вскрытую карту (или карты) себе, или рискнуть и вскрыть ещё одну. Нюанс тут в том, что по правилам если следующая вскрытая карта оказалась старше предыдущей (например, после четвёрки вскрылась шестёрка), то ход текущего игрока «сгорает», все вскрытые карты отправляются в сброс, и начинает ходить следующий игрок.

В этом месте всё довольно прямолинейно: если вскрылась карта с большим значением, можно рискнуть и вскрывать ещё. Если же вскрылась какая-нибудь тройка или двойка, а тем паче, единица, наверное, рисковать смысла нет. Если игрок решает остановиться, он забирает все вскрытые карты себе и раскладывает их по стопкам (отдельно единицы, отдельно двойки и т.п.).

Теперь, когда у игрока есть собственные карты, в следующем ходу у него будет чуточку больше возможностей. Каждый тип карт позволяет совершать некие манипуляции при вскрытии карт из колоды. Так, единица позволяет уменьшить значение карты на 3 (и в случае когда после четвёрки вскрывается шестёрка, ход игрока уже не сгорает, единица превращает шестёрку в тройку, и можно играть дальше или забрать вскрытые карты). Двойка позволяет подсмотреть следующую карту в колоде, тройка – уменьшить достоинство вскрытой карты на 1, и так далее.

Но это ещё не все нюансы. Использовав свойство карты, игрок поворачивает её и в конце хода может развернуть, но только если ни у кого нет стопки с большим количеством таких карт. Например, у вас две единицы, а у кого-то три; вы свою единицу используете, а повторно сможете ее задействовать только если у вас станет тоже три единицы. Или если у противника их количество уменьшится.

Как можно лишиться карт? На это есть дополнительное правило. Если игрок вскрыл две одинаковые карты подряд (или две разные, но с помощью свойств карточек уравнял их значения), он может убить 1 карту у любого соперника. А ещё в конце хода можно не брать вскрытые карты, а отдать все их любому оппоненту и стащить у него 1 карточку.

Итак, мы вскрываем карты, применяем к ним свойства ранее полученных карт, иногда убиваем карты соперников а потом, рано или поздно, останавливаемся. Это происходит либо когда новая карта оказывается старше предыдущей, либо когда вскрылось уже 5 карт. Затем игрок берёт вскрытые карты себе, либо отдаёт их любому оппоненту, забирая у того одну из его карт. Когда колода заканчивается, отбой перемешивается и в него замешивается карта «конец игры». Теперь когда она вскроется, партия немедленно завершится.

В конце подсчитываются очки. Они считаются так: каждая стопка где есть хотя бы 2 карты приносит очки по достоинству каждой карты. Три девяти – 27 очков, две пятёрки – 10, одна единица – 0. У кого очков будет больше всех, тот и победил.

Казалось бы, игра сильно заточена на удачу. Вскрывай себе карты, да надейся, что повезёт. На деле же в «Сером кардинале» есть простор для решений игроков. Во-первых, можно использовать имеющиеся у тебя карты. Во-вторых, всегда можно скинуть вскрытые карты кому-то, чтобы стащить нужную карту у другого игрока. В-третьих, тут есть ограничение. Стопок перед каждым игроком может быть максимум 5, а разных карт в игре 9. Получается, собрать всё не получится и надо расставлять приоритеты. Единицы, например, в ходе партии полезны, они позволяют уменьшать достоинство вскрываемых карт, однако в финале приносят крайне мало очков. Напротив, самые сильные карты, восьмёрки и девятки, дают много очков, однако вводят дополнительные ограничения: их владельцы не так-то просто могут убивать и воровать чужие карты.

В плане качества компонентов у игры всё очень хорошо. Картинки красочные, иллюстрации приятные, сами карты напечатаны с текстурой «лён», да ещё и коробочка жестяная добавляет положительных очков в копилку игры. Правила небольшие по объёму, постигаются довольно быстро, но только есть в них критический нюанс. Почему-то в русской версии пропущены два абзаца. Не объясняется свойство карты достоинством 7, и не рассказывается как завершается ход игрока (что можно развернуть использованные карты только если стопка таких карт у тебя максимальная и ни у кого нет больше). Это просто-таки невероятный провал, мы совершенно случайно смотрели английские правила и обнаружили, что там эти абзацы есть, а в русских – нет. Но, освоению игры при желании это не помешает. Хотя вопрос контроля качества для русских версий игр от IGAMES остаётся открытым. Если в предыдущем релизе – «Домик на дереве» – один абзац посреди русского текста остался на украинском, тут правила, вообще, изложены не полностью. Так делать однозначно нельзя.

Самый главный вопрос заключается в том, интересно ли в «Серого кардинала» играть. И тут короткого ответа у меня нет.  Дело в том, что игры с механикой «вскрывай карты из колоды на удачу» для российского рынка не редкость. Буквально в прошлом году появилась «Карта сокровищ», позднее переименованная в «Остров сокровищ». В этом году издан «Порт-Ройал». Теперь ещё есть и «Серый кардинал». Во всех этих играх в свой ход игрок совершает одно и то же действие: вскрывает карты из колоды. Различаются лишь последствия и возможности. Так, в «Карте сокровищ» можно использовать свойства вскрытых карт, а в «Порт-Роайле» и «Сером кардинале» — свойства карт, имеющихся у игрока. Причём, в «Порт-Ройале» таких свойств мало, а в «Кардинале» — много и используются они куда активнее.

Плюсы:

хорошее оформление;

есть прямое взаимодействие игроков;

хорошие пропорции удачи и значимых решений.

Минусы:

за год третья по счёту игра со сходной механикой на российском рынке;

в правилах отсутствуют пара абзацев;

Итого:

С моей точки зрения «Серый кардинал» — игра того же уровня, что и «Карта сокровищ» и «Порт-Ройал». Вот только в обе эти настолки я уже вволю наигрался, а так как «Серый кардинал» предлагает примерно те же самые ощущения, садиться за него особо не тянет. Но если кто вдруг пропустил «Карту сокровищ» или «Порт-Ройал», можете смело пробовать «Кардинала». Нормальная хорошая игрушка начального уровня. Красивый карточный филлер.