Звёздное небо… В современных условиях светового загрязнения его толком-то и не увидишь. И только если выбраться куда-нибудь за город, на природу, дождаться когда стемнеет и поднять голову, можно наблюдать миллиарды и миллиарды ярких точек на ночном небе, туманное пятно млечного пути, а если повезёт, то и какую-нибудь падающую звезду.

В игре «Поиски планеты Икс» тоже придётся уделять внимание небу. Это игрушка про астрономов, которые изучают солнечную систему и расположенные в ней космические объекты, стараясь обнаружить ненайденную десятую планету, планету Икс, которая то ли есть, то ли её нет. Рассчитаны «Поиски Планеты Икс» на компанию от 1 до 4 человек, на одну партию уйдёт примерно 1 час.

По сравнению с другими настольными играми «Планета» может удивить своими компонентами –  их не очень-то много. Открыв коробку, можно обнаружить поле, четыре большие фишки, четыре ширмы для игроков, а также блокнот для записей, да россыпь картонных жетонов. Ни тебе пластиковых или деревянных фишек, ни тебе колоды карт, ничего такого, что обычно лежит в современных настолках. Все дело в том, что тут есть ещё один дополнительный компонент – цифровое приложение.

Программа, запущенная на смартфоне или планшете, это неотъемлемая часть игры, без неё разложить «Планету» просто не получится. Более того, даже сами игровые ходы совершаются с помощью приложения. В буквальном смысле – игрок должен взять в руки телефон, выбрать какой ход он хочет совершить, нажать в приложении соответствующую кнопку и получить результат. Затем телефон передаётся следующему участнику и так далее. Как вариант – каждый может использовать своё устройство, но смысл при этом остаётся прежним – все ходы мы делаем тыкаясь в экран. А поле, жетоны и блокнот – это как бы вспомогательные элементы, помогающие игрокам отследить, что им стало известно в результате взаимодействия с приложением.

Как всё это работает

Разыскивать таинственную планету придётся на игровом поле с изображением солнечной системы, разделённой на отдельные секторы. Игра, кстати, предлагает два варианта – обычный и усложнённый (отличаются они количеством секторов, чем их больше, тем тяжелее найти искомый). Один из секторов в каждой партии будет ключевым, в нём располагается та самая планета Икс. Его-то и надо будет найти игрокам. Вот только сделать это не так-то просто, потому что увидеть в телескоп Планету Иск физически невозможно!

Как же тогда её отыскать? Всё просто. Действовать придётся методом исключения. Дело в том, что сектор с Планетой Иск пуст, но прочие сектора по местным правилам не пустуют! Практически в каждом тут есть некий космический объект. Это могут быть туманности, кометы, астероиды и прочее. Отсюда и задача игрока – нужно осматривать небо, сектор за сектором, вычёркивая те, где что-то да обнаружилось. В результате этих поисков будет обнаружено несколько секторов, где как бы ничего нет. Планета Иск – в одном из них. Её надо будет вычислить по косвенным признакам, по тем космическим объектам, что располагаются в соседних секторах.

Поэтому можно сказать, что все поиски идут в два этапа. Сперва вычеркиваем секторы, где что-то да обнаружено, затем более пристально присматриваемся к окружению пустых на первый взгляд секторов. Весь прогресс в поисках, все обнаруженные объекты положено отмечать на листках, причём все отметки делаются за ширмами, чтобы соперники не могли «списать», и занимались изучением звёздного неба самостоятельно.

Приступаем к поискам

Собственно, вся игра-то и заключается в том, что мы ход за ходом обшариваем космические сектора в поисках хоть чего-нибудь. Делается это с помощью уже упомянутого цифрового приложения, в котором игроки по очереди выбирают одно из доступных действий.

В основном это две опции – либо внимательно посмотреть на какой-то сектор и точно узнать какой космический объект в нём расположен (или обнаружить, что сектор выглядит пустым), либо окинуть беглым взглядом сразу несколько секторов в поисках какого-то конкретного типа объектов. Только результаты тут будут не столь точными, как при изучении конкретного сектора – мы просто узнаём сколько в осмотренных секторах есть искомых объектов, но не будем знать в каких конкретно секторах они расположены.

Грубо говоря, если в первом варианте при изучении конкретного сектора мы можем узнать, что там есть, скажем туманность, то при втором варианте мы можем выбрать, например, 4 сектора и поискать в них, скажем, кометы. В ответ получаем – найдено 2 кометы, но в каких именно секторах они обнаружены – это неизвестно (но при известном желании можно вычислить впоследствии).

Есть ещё и третье действие, оно позволяет узнать некое правило расположения космических объектов друг относительно друга. Выбрав его в смартфоне можно, скажем, получить информацию о том, что комета всегда располагается рядом с астероидом. Это довольно ценное знание, ведь, скажем, если мы нашли комету, считай, можно вычислить и где находится астероид.

Важно отметить, что все эти правила расположения космических объектов, как и их конфигурация в солнечной системе и местонахождения Планеты Икс всегда разные и меняются от партии к партии. Так что если у кого-то возникла идея, что можно разок что-то узнать, а потом применять это знание на практике в последующих партиях – это так не работает.

Исследуем звёздное небо

Все выполняемые игроками действия имеют ценность и измеряются в условных часах. Сделав ход, игрок отмечает потраченные часы, передвигая вперёд свою фишку по периметру игрового поля. Чем больше времени ты потратил – тем дальше идёт фишка. Это важно, потому что ходы тут не передаются по часовой стрелке, как это обычно бывает в настольных играх. Ходит всегда самый «последний», самый «отстающий» игрок, то есть тот, кто потратил меньше всего времени. Из-за этого иногда может получиться, что кто-то ходит дважды, а то и три раза подряд, а кто-то сидит и ждёт своего хода, потому что сильно убежал вперёд по счётчику времени.

Может показаться, что это единственное пересечение между игроками. Ведь, получается, ходы делаются через смартфон, каждый что-то там смотрит на экранчике и записывает на свой листочек за ширмой. То есть, получается, другие игроки как бы и не нужны и с таким же успехом можно играть в «Планету» совсем одному? Не совсем так.

Периодически в игре нужно выдвигать предложения относительно того, где какой объект расположен. Выглядит это так – все игроки по очереди выкладывают на поле по своему жетончку. На жетоне изображен объект, который по мнению игрока располагается в выбранном им секторе. Причём, кладётся жетон рубашкой вверх и никто не видит, какой именно объект обнаружен этим игроком в этом секторе. Периодически эти жетоны переворачиваются и правильные версии вознаграждаются победными очками.

А ещё эти жетоны служат одной важной вещи. Помните как найти Планету Икс? Для этого сперва нужно отыскать пустой сектор, а потом внимательно присмотреться к соседним. Так вот, когда все выкладывают жетоны, со временем пустые секторы становятся наглядно видны – туда никто ничего не кладёт. Так что кандидаты на местоположение искомой планеты постепенно вырисовываются (если, конечно, кто-то сознательно не положит жетон в заведомо пустой сектор, чтобы запутать соперников и ввести их в заблуждение).

Что любопытно, отыскать Планету Икс – это не значит победить. Тут же есть победные очки, которые начисляются в том числе за верные предположения, хотя больше всего их можно заработать именно за обнаружение планеты. Но чисто теоретически побеждает не обязательно тот, кто обнаружил-таки планету Икс.

Каково это – быть астрономом?

По сравнению с другими настольными играми партия в «Поиски Планеты Икс» выглядит не совсем обычно. Игроки передают друг другу телефон, что-то там в нём нажимают, смотрят, а потом делают пометки за ширмой. Каждый будто играет во что-то своё и лишь изредка происходит пересечение на общем поле, где размещаются жетоны предположений – где какой объект может размещаться.

То есть если обычно основное действие игры разворачивается именно на общем поле, то здесь фокус смещён в сторону цифрового приложения, а также индивидуальных заметок. Самая напряжённая работа идёт именно за ширмами, где игроки отмечают на специальной схеме, где может находиться тот или иной объект, а также делают пометки по достоверно известному содержанию секторов. Желающие копнуть глубже могут пойти ещё дальше и здесь же записывать ходы соперников, пытаясь на основе имеющейся косвенной информации делать выводы о том, что нашёл или что мог найти в том или ином секторе тот или иной игрок.

На деле всё это очень похоже на решение логических задачек на определение уровня интеллекта. Вот эти все, Джон живёт в зелёном доме, Пит ходит в синей рубашке, а Боб дружит с Майклом – определите, кто где живёт, какую носит одежду и так далее. Именно этим всю партию и занимаются игроки, причём каждый – индивидуально. За исключением выкладывания на поле жетонов предположений обмена информацией, считай, и нет. Более того, он и не поощряется – а ну как соперник случайно выудит из тебя данные по какому-нибудь сектору, а потом за счёт этого и победит.

Однако сам по себе подобный подход, заключающийся в решении задач на логику и имеющий конечной целью «вычеркнуть всё лишнее» (потому что оставшийся пустой сектор – это и есть местонахождение планеты Икс) – довольно любопытен. Ранее он обычно встречался в детективных настолках (начиная аж с классической с Cluedo), но как раз детективным его в полной мере назвать нельзя. А, вот, что касается расчёта и местоположения космических объектов – на эту тему он как раз ложится очень хорошо. Вот, прямо, верю, что примерно так работа астрономов и проходит – выбирают участок неба, высматривают что-то там и сохраняют полученную информацию. А иногда вычисляют какое-то космическое тело исключительно по косвенным признакам.

Кстати, по сравнению со многими сходными играми «Планета» выделяется возможностью гибко настраивать сложность. Мало того, что тут есть две стороны игрового поля (одна попроще, другая посложнее), так тут ещё и для каждого отдельного взятого игрока можно задавать конкретный уровень сложности, уравнивая в шансах на победу более опытных с новичками. Это очень приятный подход, потому что иначе могло бы случиться так, что в какой-то компании всегда выигрывал бы один и тот же человек, лучше всего щёлкающий логические задачки.

Плюсы

+ хорошее «детективное» расследование (пусть даже не про преступление, а про планеты) с гибко настраиваемой сложностью;

+ возможность не только находить новую информацию самому, но и следить за соперниками, делая выводы из их действий;

+ оригинальная и глубокая интеграция традиционной настольной игры с цифровым приложением.

Минусы

— невысокий уровень взаимодействия между игроками и общее ощущение, что игровое поле во многом бутафория, весь процесс словно разворачивается на смартфоне у каждого участника в индивидуальности;

— игра полностью завязана на цифровое приложение и нет никакой гарантии, что оно будет работать, скажем, 5 или 10 лет спустя;

— чтобы победить, нужно много думать, а, как показывает практика, это нравится далеко не всем.

Итого: «Поиски планеты Икс» — хорошая детективная игра, пусть даже это на первый взгляд неочевидно. Несмотря на астрономический антураж, тут нужна кропотливая логическая работа в духе построения категорических силлогизмов типа «если… то» и «и… или». Для успеха необходимы интеллектуальные усилия и логика, и если вы не против подобного подхода, то останетесь очень даже довольны.