Всем нравятся декбилдеры. Сегодня колодостроительные игры есть на самые разные тематики. Космос, супергерои, Чужие, средневековье, приключенья, а ещё, среди подобных игрушек есть Shadowrun: Crossfire, основывающаяся на одноименной вселенной. Игрушка, судя по всему, очень даже приличная. По крайней мере так следует из обзора, который перевёл на русский язык Сергей Фалинский.
Вы попали в мрачное будущее, в мир под названием Shadowrun, в котором сосуществуют фэнтези с магией и киберпанк. Вы и ваши товарищи по команде выступаете в роли Агентов Тени. Вы будете прокладывать свой путь к цели с помощью заклинаний и различного оружия, сражаясь с плотоядными упырями, корпоративными рейдерами и другими недружелюбными обитателями мира Shadowrun. Ваша цель — выполнить миссию и получить достойную оплату, но чаще всего вами будет руководить желание выжить и выбраться из ужасной бойни!
Сегодня я расскажу вам о Shadowrun: Crossfire — игре, выпущенной издательством Catalyst Game Labs в 2014 году. Это кооперативная карточная игра для 2-4 игроков, в которой вам предстоит преодолевать различные преграды, сложность которых постоянно возрастает. В Shadowrun: Crossfire вы управляете одним и тем же персонажем на протяжении всей кампании. Вы будете разыгрывать карты с руки, побеждать противников, а также планировать совместные действия с другими игроками. Командная работа — это залог выживания в беспощадном мире Shadowrun. Только эффективные и сплоченные действие позволят вам выполнить цель опасной миссии, и получить награду в Нуйенах — игровой валюте, которая используется для покупки улучшений. При успешном завершении миссии вы также получаете ценные очки Кармы, которые позволяют получать новые способности в перерывах между миссиями. Но помните, что чем щедрее платят заказчики, тем опаснее миссия. Поэтому вы должны быть осторожны, и постараться остаться в живых и добиться успеха, ведь никогда не знаешь, что ожидает тебя за следующим поворотом…
Игровые компоненты
Shadowrun: Crossfire выпускается в большой, полупустой коробке, что легко объяснить, ведь к игре в ближайшем будущем почти наверняка выйдет несколько дополнений.
Главные игровые компоненты — это карты. Их несколько типов: карты игроков, карты препятствий (обычных и усложненных), карты Перекрестного огня (игровые события), карты черного рынка. Все карты отлично оформлены, они замечательно передают атмосферу мрачного мира будущего. Карты достаточно плотные, и по моим прикидкам должны без проблем выдержать несколько десятков партий.
В Shadowrun: Crossfire также есть 10 карт персонажей, одного из которых вам и предстоит выбрать. Есть в коробке и большое количество наклеек, на которых описаны различные улучшения. Вы можете быть человеком, дварфом, троллем, эльфом или орком. Каждая раса имеет свои начальные показатели здоровья, стартовые карты и стартовые Нуйены.
И наконец, в коробке с игрой находится большое количество разных жетонов и маркеров, которые используются во время игры. Следует отметить, что книга правил немножко странная, ведь в ней в самом начале описан быстрый старт, а полные правила находятся во второй половине книги. Обычно это не вызывает проблем, но здесь вам приходится постоянно перелистывать книгу правил, чтобы найти нужную информацию и понять, как работает то или иное правило.
Как играть
Несмотря на размер книги правил, Shadowrun: Crossfire довольно легко осваивается. В начале игры каждый игрок создает своего персонажа, выбрав карту персонажа и роль. В игре есть 4 роли на выбор: Mage, Decker, Street Samurai и Face. Все они отыгрываются достаточно похоже, единственное отличие — это стартовая колода карт. Выбрав роль, игрок берет 4 карты соответствующего ей цвета и по одной карте трех других цветов. Вы можете выбрать роль, которая наиболее подходит под ваш стиль игры, но во время игры вы можете покупать любые карты. Например, я всегда покупаю синие карты для моего мага, но по необходимости добавляю в колоду карты других цветов.
Далее игроки выбирают миссию, но мы поговорим в этом обзоре о миссии под названием «Crossfire», которая является «миссией по умолчанию», и которая, вероятно, будет играться чаще всего.
Игра проходит посредством череды раундов, в течение которого каждый игрок совершает один ход. Последовательность игры выглядит следующим образом:
- Добор новой карты Перекрестного огня.
- Каждый игрок совершает ход. Смена ходов происходит по часовой стрелке. Роль первого игрока остается на протяжении всей игры у одного и того же игрока.
- Раунд заканчивается. Шаги 1-3 повторяются, пока игра не закончится.
Перемешайте отдельными колодами карты обычных и усложненных препятствий (различаются метками на рубашке карт). Карты с одной пулевой пробоиной — это обычные препятствия, с двумя — усложненные. Поместите каждую колоду в игровой зоне.
Каждый игрок будет выполнять следующую последовательность действий в свой ход:
- Розыгрыш карт. Выберете, а затем поместите карты с руки рядом с препятствием (даже если оно находится возле другого игрока). Карты, как правило, наносят урон препятствиям, а некоторые также имеют специальные эффекты, такие как исцеление или нанесение урона по нескольким препятствиям.
- Нанесение урона. Сыгранные карты наносят урон препятствиям, который определяется с помощью значков. Существует два типа значков урона: цветные (вы должны сыграть карту, которая соответствует цвету (черному, синему, зеленому и красному), чтобы нанести урон) и серые (такой символ с числом означает, что вы должны нанести определенный суммарный урон любого цвета, чтобы уничтожить преграду). Каждое препятствие имеет свое поле урона, которое будет заполняться, когда вы будете наносить повреждения. После заполнения этого поля, карта препятствия отправляется в сброс, а игроки получают награду.
- Получение ран. Когда игроки закончат наносить урон, но не смогут уничтожить одну или несколько карт препятствий, то эти препятствия атакуют игроков, нанося им раны.
- Игрок добирает карты в руку, а также может купить карты. Если у вас в руке не больше трех карт, то вы добираете 2 карты. Затем вы можете купить карты на черном рынке, причем эти карты добавляются в руку, а не в сброс, поэтому они будут доступны вам в ваш следующий ход.
После этого следующий игрок осуществляет свои действия. Если все игроки походили, то раунд заканчивается, и начинается новый. В начале каждого раунда, первый игрок отправляет текущую карту Перекрестного огня в сброс (кроме первого раунда, так как еще нет вскрытых карт Перекрестного огня). Затем первый игрок вскрывает верхнюю карту колоды Перекрестного огня и зачитывает вслух ее текст, описывающий меняющиеся игровые обстоятельства, которые усложняют жизнь игроков. Многие события имеют свойства, которые происходят, если уровень Перекрестного огня достаточно высок.
Каждая миссия имеет свои условия победы, но в миссии под названием «Crossfire» команда игроков столкнется с препятствиями в трех Актах. Каждый Акт заканчивается, когда будут разрушены все препятствия перед агентами. В новом Акте игроки достают дополнительную карту преграды из усложненной колоды. После того, как третий Акт закончится, команда игроков побеждает. Если же команде не удалось победить, то игроки могут попытаться сбежать, но если им этого не удастся, то миссия считается проваленной, а игроки не получает очков Кармы.
Впечатления
Игроки, которые любят сложные кооперативные настольные игры, останутся довольны игровым опытом, который дарит Shadowrun: Crossfire. Мир Shadowrun — это опасное место, и Crossfire не является исключением. Вы должны быть готовы к частым проигрышам, хотя я хочу отметить, что когда мы освоили игру, то вероятность каждого из исходов партии (победы, удачного побега команды или полного провала) по моим ощущениям была равна 33%.
Получение очков Кармы, особенно после успешного выполнения миссии, которая, казалось бы, была обречена на провал, приносит огромное удовольствие мне и мои друзьям. При победе игроки получают 3 очка Кармы, а самое дешевое улучшение стоит 5 очков. При побеге игроки получают по 1 очку Кармы, при провале — они не получает ничего. Эти желанные очки Кармы заставляют нас раз за разом возвращаться в мир Shadowrun.
Я должен упомянуть, что мы ввели небольшой хоумрул, который немножко повышает награду за успешное выполнение миссии — вместо трех, она приносит 5 очков Кармы, а побег дает три очка, а не одно. Мы сделали это, чтобы ускорить процесс прокачки персонажей.
Несколько первых партий будут достаточно сложными, но когда вы научитесь работать в команде и создавать удачные комбинации из улучшений, то вы сможете намного эффективнее справляться с различными игровыми задачами. Каждый раунд станет похож на пазл, который вам предстоит совместно решить. В распоряжении игроков ограниченное количество карт, поэтому они должны научиться использовать их максимально эффективно. В настольной игре Shadowrun: Crossfire нет места для необдуманных ходов, ведь если вы не работаете как команда, то противники быстро превратят ваших персонажей в кровавое месиво. Вы должны сконцентрироваться на препятствии, которое лежит перед вами, но вам также стоит анализировать общую картину и искать возможности для наиболее эффективного использования ваших карт.
Shadowrun: Crossfire — это карточная игра, поэтому даже самые продуманные планы могут быть разрушены не к месту вышедшей картой сложного препятствия. Я заметил, что партия в этой игре может проходить достаточно «волнообразно», ведь иногда мне кажется, что наша команда непобедима, но тут появляется неприятная карта препятствия или Перекрестного огня — и выводит из строя некоторых членов команды, что может оказать фатальное влияние на исход партии.
Я был ранее знаком с вселенной Shadowrun, поэтому могу сказать, что эта карточная игра довольно атмосферна и вполне соответствует тематике этого мира. Ваша вылазка никогда не проходит гладко, часто возникает чувство досады из-за того, что не к месту вышедшая карта преграды может решить судьбу группы. Но я хочу отметить, что, несмотря на это, игра не является несбалансированной или «сломанной». И хотя ход игры иногда сложно предсказать, но после нескольких партий, вы научитесь справляться с «ударами судьбы» намного эффективнее.
Карты Перекрестного огня не раз заставят вас понервничать. Они не только держат игроков в напряжении, но и тематически соответствуют тому, что происходит в игре. Без них игра потеряла бы значительное количество свойственной многим кооперативным играм напряженной атмосферы, а также стала бы более легкой, а значит и не такой интересной.
Даже при всей сложности, в Shadowrun: Crossfirе действительно интересно и весело играть. После прочтения правил, я не был уверен, что мне понравится эта игра. Роли казались похожими, и мы не покупали много карт во время игры. Но после бесчисленного количества сыгранных партий, я ловлю себя на мысли, что с нетерпение жду момента, когда смогу снова сыграть с друзьями в эту замечательную игру. Я думаю, что это связанно с интенсивным сотрудничеством и обсуждением игровой ситуации с моими друзьями, ведь мы не только стараемся найти наилучшую стратегию, но и все вместе пытаемся выжить в суровом мире Shadowrun.
Наконец, я думаю, что к Shadowrun: Crossfire просто обязаны выйти дополнения. Я уже по несколько раз видел все карты на черном рынке, поэтому хочется больше разнообразия. В коробке всего 3 миссии, и мы в основном играем миссию «Crossfire», поэтому я с нетерпением жду, когда издательство Catalyst Game Labs выпустит долгожданное дополнение к этой замечательной игре.
Вердикт
На данный момент существует не так уж много настольных игр с полноценной кампанией, поэтому я всегда рад попробовать новую игру с различными миссиями и возможностью прокачки своего персонажа. Shadowrun: Crossfire — это не перегруженная правилами игра, которая способна подарить интересный игровой опыт. Игроки держат свои карты в закрытую, поэтому за столом минимально проявляется «синдром лидера» — известная негативная особенность многих кооперативных игр. Игроки должны стать единой командой, ведь сложности для одного участника приводят к неприятным последствиям для всех остальных игроков. Все это делает игру напряженной, динамичной и живой, а это именно то, что мне нравится в кооперативных настольных играх!
Хочу отметить, что Shadowrun: Crossfire не очень хорошо масштабируется, лучше всего играть вчетвером. Мне очень нравится прокачка персонажа в этой игре, и я с нетерпением жду момента, когда лист моего героя будет полностью заполнен наклейками улучшений.
Если вы ищете атмосферную карточную игру с полноценной компанией, а то вам стоит попробовать Shadowrun: CrossFire, ведь она может похвастаться интересным геймплеем и необычной тематикой.
Финальная оценка: 4 звезды — хорошая кооперативная карточная игра!
Плюсы:
+ Легкие правила
+ Игра проходит в режиме кампании
+ Высокое взаимодействие между игроками
+ Кризисный и сложный геймплей
Минусы
— Необходимо 4 игрока для получения максимального удовольствия от игрового процесса
— Миссии могут быстро наскучить, необходимы дополнения
Неправда. 🙂
Правда. В феврале десятка самых играемых игр на БГГ выглядела так (плюсиком я пометил искомое):
Splendor
Machi Koro
7 Wonders
Love Letter
+ Roll for the Galaxy
Dead of Winter: A Crossroads Game
+ Star Realms
Carcassonne
+ Dominion
Sheriff of Nottingham
Но в данной игре колодостроение весьма небольшое. В ней главное — чувство локтя, когда каждый персонаж специализируется в конкретной области игры (мощные атаки, лечение бойцов, приём урона на себя и т.д.) — и точно знает: результат каждой миссии зависит не от удачных бросков кубиков (их, к счастью, в игре нет — в отличие от большинства приключенческих игр!), а только от личной эффективности каждого бойца.
Игра отлично настраивается под любое число игроков и под любую сложность. Сценариев много и всегда можно придумать свои. Издатель даже собирается проводить турниры по игре.
Играем в нее всегда вчетвером и кажется что без любой из ролей в игре всё станет намного хуже. По поводу рандома — здесь он решает. За счет того, что колода монстров и рынка прокручивается очень мало — используется только 15 карт монстров для первого сценария например из сотни с небольшим монстров, может повезти и все монстры выйдут дохлые и с малой атакой и тогда пройти не составит труда. Да ещё и колода событий иногда может убить всех одной картой, например все монстры в игре зеленые или красные и с атакой 2 и выходит карта увеличивающая их атаку на 1 и что-то сделать уже становится очень сложно.
Хотя со временем когда уже знаешь игру получше всё идет проще и стабильнее. Но если сравнивать например с Гост Сорис в котором есть кубы, то кроссфайр выглядит рандомнее.
Согласен на счет «рандома»!
Вроде как одно расширение уже есть в продаже