Шакал разочаровывающий
Неделю назад мне довелось сыграть в Шакала, одной из флагманских игр Мосигры. По сюжету в этой игрушке на некий остров прибывают несколько пиратских команд (от 2 до 4), которым предстоит искать золотые монеты и таскать их к себе на корабль. Кто наберёт больше всех золота, тот и выигрывает.
Остров – это много-много квадратных жетончиков. Перед началом игры все они перемешиваются и из них выкладывается игровое поле, квадрат размером 11 х 11. У середины каждой стороны к нему швартуются тайлы кораблей с экипажем, состоящим из фишек пиратов. Всё, экспедиция начинается!
В свой ход игрок может подвинуть любого своего пирата на 1 клетку в любом направлении, включая диагонали. Когда пират встаёт на жетон, лежащий рубашкой вверх, тот переворачивается лицом вниз, после чего разыгрывается свойство жетона. На их разнообразии и строится весь игровой процесс. Бывают жетоны, заставляющие пирата сделать ещё один ход, иногда головорезы плутают в болотах или зыбучих песках, на острове может найтись пушка, с помощью которой можно мгновенно добраться до его противоположной стороны или конь, позволяющий походить «буквой г» совсем как в шахматах. И, конечно же, самая заветная находка – сундук с золотыми монетами.
Обнаружив клад, игрок может схватить своим пиратом одну монетку, после чего её надо донести до своего корабля. Соперники при этом не дремлют, найденное золото точно также может подхватить и любой другой пират. Так что конфликты тут неизбежны. Есть даже возможность «убивать» соперника. Для этого надо передвинуться своей фишкой на клетку с фишкой противника. Чужой пират тут же погибает и возрождается на своём корабле, освобождая жизненное пространство на острове. А если он тащил с собой монету, она остаётся на земле и её можно спокойно подобрать.
Игрушка незамысловатая, правила, собственно, не требуют детального изучения. Разложил остров, и давай ходить. Один ход – одно перемещение, после чего действует следующий игрок. И так до победного конца пока по кораблям не будет растаскано всё золото. В зависимости от расклада и проворства пиратов на это потребуется около часа реального времени.
Мы сыграли в Шакала всего разок, и партия нам совершенно не понравилась. На мой вкус вся игра здесь – это хаос и случайность, в которой от действий игрока мало что зависит. В самом начале, когда всё поле ещё закрыто в каждом ходу с тобой может случиться всё что угодно. Да и в дальнейшем по мере раскрытия острова от игрока, как мне кажется, не так-то много зависит. Тут ведь цель – принести на свой корабль как можно больше золота. И успех или неудача во многом зависят от того, повезёт тебе с находками или нет. Например, если вдруг клетка с золотом окажется прямо на первой линии у берега, ты перетаскаешь условные 2 монетки на судно за 4-6 ходов, а если клад обнаружится чуть дальше от берега, на транспортировку тех же двух монет может понадобиться от 10 до 20 ходов. Спрашивается, где справедливость?
Я, возможно, необъективен и одной партии недостаточно, чтобы делать какие-то итоговые выводы, но у нас после завершения игры места распределились в полном соответствии с расположением кладов на поле. Игрок, с чьей стороны игрового поля было больше всего кладов, занял первое место, тот, у кого кладов было чуть поменьше – второе и так далее. Спрашивается, зачем нужно было тратить час игрового времени, если достаточно разложить поле и сразу можно определить, кто победил?
Для неискушённого игрока, возможно, есть какой-то интерес в исследовании острова. Но кроме переворачивания тайлов и связанного с этим элемента сюрприза я не вижу в игре ничего хорошего. За исключением вот этого вскрытия частей острова вся остальная информация открыта, все ходы просчитываются и обычно очевидно, что ты можешь сделать, а что – нет. Действия остальных игроков, теоретически, могут внести в общую картинку немного хаоса, но это разве что на тот маловероятный случай, если всё золото вдруг окажется в центре на равном удалении от всех пиратов. В остальных ситуациях куда выгоднее ковыряться в собственном огороде и механически двигать фишки с монетами по направлению к своему кораблю.
В этом, в общем-то, и заключается моя основная претензия к Шакалу. Игра не предлагает интересных решений и эксплуатирует лишь ностальгические воспоминания. Да ещё и с размахом – в продаже есть люксовая версия аж за 7 тысяч рублей. Это, на минуточку, почти вдвое дороже какого-нибудь Зомбицида или Descent'а, где и комплектация и игровой процесс куда богаче.
PS: Около 20 лет назад в 90-е годы мне приходилось играть в вариации на тему, две игрушки, выпущенные одной и той же компанией, название которой за давностью лет припомнить не могу. Они были одинаковы с точки зрения компонентов, целей и задач, но отличались антуражем. В первой нужно было исследовать неведомую планету, во второй – собирать золото на острове. В то время подобные игрушки смотрелись неплохо. Сегодня же Шакал – явный анахронизм.
Похожие записи
@Лобов Вадим
вот так должен выглядеть адекватный комментарий, спасибо.
подрастет младший, не исключено, что наряду с Барабашкой будем доставать и Остров сокровищ.
Всяко респект за то, что отписались здесь.
На Тесере уже подобный «замес» в комментах был. Я там приводил пример, и сейчас приведу — подарил сыну друзей, мальчишке 9 лет, «Шакала». Так родители в восторге побольше чем он. Они не «гики», им в самый рназ такая игра. Неоднократно наблюдал заметки на их «стенах» в соцсетях типа «пришли гости, играли в «Шакала», всем понравилось». После этого они стали покупать другие настолки, пока им в той же Мосигре «Манчкина» не всучили 🙂 Помню этот грустный звонок от папы, о том что он вообще не понимает какой «д…л писал такие правила и как в это вообще можно играть. Вот я понимаю- «Шакал». И правила написаны классно, и примеры понятные, неужели нельзя писать так?» 🙂 Кстати, спасибо этой заметке, узнал про доп к «Шакалу». Надо будет подарить друзьям. А то небось они «устали от рандома и устаревшей механики», хехе )
@Maverick
Манчкин, имхо, неудачный пример. Я с папой этим абсолютно согласна по поводу дурацких правил и дурацкой игры, которая мне тоже даётся с трудом :). Но кроме Шакала и Манчкина есть много других игр. Папа просто их не пробовал, ему не с чем сравнивать (в том числе и качество изложения правил).
А по поводу Шакала и у меня есть история. К нам пришел мальчик с тётей. У него в этот день был день рождения. Они переиграли на игротеке в кучу игр, чтобы понять, какую купить в подарок. Мальчик мне жутко не понравился… Наглый и неприятный. Но его зацепил именно Шакал. Именинник был от него просто в диком восторге. Так что, как я и писала выше, каждая игра находит своего игрока.
@Njuse4ka
Манчкин — это не мой пример неудачный, это неудачный совет продавцов в Мосигре такой на просьбу «что посоветуете поиграть с ребенком 9 лет» 🙂
А до Манчкина и после они покупали много разных игр, всякие «Черные овцы» и тд. Но «Шакал» им очень нравится. Действительно, каждому свое. Мне вот «Шакал» так себе, домой и не планирую покупать.
@Лобов Вадим
Не то чтобы для детей. В моём детстве в неё взрослые мужики рубились непрерывно и с жутким азартом. 🙂
Я бы сказал что без допа в игре слишком много пустышек. И вообще чуть больше стрелок в игру добавят динамизма очень сильно.
А когда на коробку добавили надпись «Лучшая стратегия»?:)
Рад помочь, и спасибо, что не сильно пинаете ) Шакалом, признаюсь, я не горжусь )) Вот сейчас мы заканчиваем работу над новой игрой (С.О.Н. реклама! 🙂 ). Вот это мощный проект. Искушенные настольщики будут рады. Я уверен.
Понятия не имею )) Я автор и к маркетинговым ходам не имею отношения.
Я даже больше скажу — я так лоханулся, что взял разовый гонорар за работу и ни копейки теперь не получаю с продаж ))) все локти сгрыз )))
Если хотите, то я поищу те правила, которые не прошли в финал. Там была жесть и война ) А угнать нагруженный золотом чужой корабль — так и вообще было главной темой. Собственно, это и называлось тактикой «шакал», откуда и название пришло. Шакальное поведение из игры выкинули, а название осталось )) Быввает ))
@Вадим Лобов
С.О.Н. — Company of Heroes?
Нет ) С.О.Н. — Спастись От Наваждения
Версия игры для англоговорящих будет называться D.R.E.A.M.
В вк есть группа. Пока закрытая. Ищется по названию «Настольная игра С.О.Н. Board game D.R.E.A.M.»
Стучитесь ) и вам откроют ))
@Maverick
))))Манчкин на двоих с ребенком это жесть! А так манчкин весьма подходит для детей 9 лет, у меня девочка 8 лет, манчкин одна из ее любимых игр в вариации зомби, хотя и классический очень нравится. А вот черная овца — любви не вызвала.
Шакал это вариант — Эй, это моя рыба! Которая в нашем случае уже на помойке.
Я считаю себя гиком, играю в разные топовые трэши и евро. Но при этом мне нравится Шакал — реально очень нравится.
Мы играем в Шакала так: тайлы с самыми дорогими сокровищами (часть двоек, тройки, четверки и пятерки) и часть обычных тайлов замешиваем в центре поля, формируя квадрат, затем замешиваем остальные тайлы, среди которых есть и небольшие сокровища, вокруг них.
Поэтому, игра преображается: пираты хотят попасть в центр поля раньше других, захватить себе свой куш, и не попасть по пути в лапы людоеду. Конечно, подготовка к такой игре занимает чуть больше времени.
Кстати, пользуемся pnp-вариантом с форума, распечатали на самоклейке, а потом вырезали вместе с картоном. В нем есть несколько тайлов, которые были, как я понял, в самом первом издании игры, но во второе и в делюкс уже не попали. Мелочь, а приятно.
@Вадим Лобов
если не сложно, поищите пожалуйста. было бы очень интересно поиграть динамично с «шакальными» правилами)
http://www.boardgamer.ru/forum/index.php/topic,1476.0.html
@Вадим Лобов
Да, шакальные правила были бы очень кстати)
Будем очень благодарны если найдёте их)
На данный момент для нашей семьи самая интересная игра. Играем сейчас в расширенную версию с измененными правилами:
1. Захватываем чужие корабли с берега или с пушки (если он свободен, угоняем их или с них деньги воруем.
2. Стреляем по чужим кораблям,если вплотную — то бесплатно. Если между ними расстояние — платим за каждую клетку монету. Кидаешь монетку — шакал — попал. За каждый удачный выстрел убираешь врага с корабля. Если всех убил корабль можно захватить, и его угнать. Иногда лучше со своего корабля перейти на чужой, если на нем больше денег.
3. За деньги можно возродить погибших пиратов, если дойти до ведьмы — плата 3 монеты, или 2 бутылки.
4. Можно плавать на дружеских кораблях, если позволит хозяин.
5. Можно всех предавать, наобещать и не сделать.
6. Трава- кумар многоразовая (с пропуском пары ходов для её нового роста. В момент поджига травы ходим по очереди за других (впереди стоящих по кругу), при этом врагов скидываем в море, пустыни, пещеры. Но опять же надо договориваться,что бы тебе помогали.
7. Карту можно делать не квадратом, а с островами или иной формы.
Играем около 1-1.5 ч. с воплями и криками, взмахами руками в случае предательств. Рекомендую изменять правила для динамики.
4.
@Александр
Уверяю вас, среди настольных игр есть множество других, более приятных экземпляров на роль игры для всей семьи, которые, к тому же, не требуют изменения правил для приведения во вменяемый вид.