Не так давно настольная «Цивилизация» обновилась до новой версии. Стала ли она лучше? Доступнее? Интереснее? Подробности читайте в обзоре, который перевела на русский язык читательница по имени Анна.
Кажется, что серия игр «Civilization» Сида Мейера существует со времен начала человеческой цивилизации. В своих шести воплощениях они стали звездой на небосводе видео игр задолго до того, как «Catan» зародился даже мерцанием в глазах Клауса Тойбера, что в игровом мире можно считать целой жизнью. У меня сохранился еще тот первый выпуск, запрятанный куда-то на полку, а пока моя лучшая половинка проводит свое время за «Civilization VI» – самой последней версией. Любой, кто хоть как-то касался компьютерных игр, знает, что из себя представляет эта серия, а большинство даже играло в нее. Стойкая зависимость может длиться вечно.
Будущие исследования феномена настольных игр наверняка покажут, что видео-геймеры часто переходят на настольные игры, открывая для себя, что время не бесконечно, и игра за столом среди людей более ценна, даже если вы пытаетесь уничтожить их миры. Поэтому «Civilization» похожа на идеальный вариант для настольной игры, не правда ли?
Что ж, сейчас мы имеем уже две игры под называнием «Sid Meier’s Civilization: The Board Game», а третья, названная просто «Civilization» выглядит подозрительно знакомой. Но не так-то просто было собрать всю экранную красоту и воплотить ее в картоне и кубиках. Все расчеты, токены, карты и кучу всего прочего, что придется держать под контролем, не говоря уже о правилах. Другими словами, такого рода игры должны быть сложными и очень долгими. Даже «Through The Ages: A New Story of Civilization» признанного мастера Vlaada Chvatil по официальным данным длится 4 часа.
«Sid Meier’s Civilization: A New Dawn» обещает сжать все исследования, развитие и завоевания в два часа. Грааль игры «Civilization» безусловно краткость, но вместе с тем насыщенность, предоставляющие весь спектр ощущений оригинальной компьютерной игры. Но можно ли все это сделать за два часа? Давайте разберемся.
«A New Dawn» — это игра от Fantasy Flight, так что отступим от моих стандартных жалоб. Одиночная внутренняя вставка в коробке практически бесполезна: уменьшает место и не позволяет сохранить порядок, нет пластиковых пакетиков для токенов. Другие, чаще некрупные производители, уделяют большое внимание таким мелочам, и я все жду, что Fantasy Flight как-то исправит ситуацию. И, как обычно, никакой помощи игрокам. Ради всего святого! Игры Fantasy Flight живут и умирают по своим запутанным правилам и ключам, разъяснение которых часто разбросано по всей инструкции («A New Dawn» не исключение). Хотелось бы вспомогательные карты с описанием базовых действий вместо задней обложки книги правил, которую игроки должны передавать друг другу.
Дышим глубоко.
Как только весь гнев утих, переходим к сути, что же в коробке, как все сочетается. По крайней мере в этой части Fantasy Flight сработали на славу. «A New Dawn» содержит все, что можно было ожидать: много токенов, маленьких и больших карт, и части зарождающегося мира. А еще циферблаты, пластиковые караваны и города, и длинная тонкая полоска картона для каждого игрока, которая еле влезает без сгиба в центральную часть коробки. Этот скромный компонент — инструмент убийцы, вы научитесь любит и ненавидеть его в равной мере. Это, дорогой читатель, фокусная панель.
Установка игры – трудоемкий процесс, если вы хотите играть правильно. Игроки должны будут создавать свои земли из различных частей в центре стола. Правила размещения понятны, но будьте готовы к неоднозначным ситуациям, когда ваши соратники попытаются объединиться. Когда базовое поле собрано, оно заполняется государствами, чудесами света и, разумеется, надоедливыми варварами. По сравнению с компьютерной версией здесь утрачивается волнующее чувство открытий, но выжимка в 2 часа требовала жертв.
Игроки размещаются в случайной цивилизации, каждая из которых имеет свои уникальные силы, затем разыгрываются Stage 1 карты под фокусной панелью в порядке очереди. Карты берутся с центра стола. Сложность заключается во взаимодействии с фокусной панелью: выбранная карта помещается слева, остальные сдвигаются на шаг вправо, и чем дальше продвигается карта, тем мощнее она становиться.
Это по сути простое и впечатляющее правило значительно усложняет игру. Повышение силы карт нужно для более сложных земель, но поскольку карты усиливаются по ходу игры, выгода от карт в пятом самом сильном слоте становится более очевидна. Не единожды игроки во время освоения игры будут сталкиваться с ограниченностью размещения карт, даже прибегать к смертному игровому греху – пропуску хода, чтобы освободить один из высоких слотов.
Таким образом игроки смогут улучшить карты, продвигая свои технологии, посылать караваны устанавливать дипломатические соглашения с другими игроками и городами-государствами, строить чудеса, основывать города, защищать их, воевать с другими культурами. Посреди всего этого действа бродят варвары, разрушающие все, что попадается на пути. Их можно уничтожить, но для этого потребуется отвлечься от строительства своей цивилизации.
Для победы необходимо выполнить три задачи, определяемые из колоды в 5 карт. Каждая карта содержит два задания, ведущие в разных направлениях. Для выигрыша нужно выполнить по одному заданию в трех победных картах. Можно попробовать сыграть также Epic Game с четырьмя победными картами.
В “A New Dawn” сложно понять где стартовать. Компромисс был сделан для того, чтобы вместить «Civilization» в два часа, и это сделано очень умело. Фокусная планка для большинства игроков является центром внимания, но это только малая часть всех прелестей игры. Дипломатические соглашения, разнообразие сил из игры в игру ведут к новым испытаниям, и это я не упомянул еще карту земель, которая существенно меняется каждый раз. Кажущиеся замысловатыми правила битвы, оказались на деле простыми для понимания.
Мне действительно по душе тематика, которую можно было ожидать только от Fantasy Flight. Они точно знают, как создавать тему в мелочах, в игральных картах, чудесах и во всем остальном.
Лично я в восторге от правила применения ядерной силы, когда игроки сидят друг напротив друга зная, что если кто-то осмелиться на агрессию, то скорее всего вызовет ответный удар и взаимное уничтожение. Не так, как в реальной жизни, правда? Еще один момент: все в “A New Dawn” на ожидаемом высоком уровне выразительности от Fantasy Flight.
Трудность может возникнуть при попытке обойти соперников. Требуется какое-то время, чтобы до конца разобраться в тонкостях и замысловатостях механизмов. Для меня это плюс, но для тех, кто не захочет разбираться, игра будет беднее. В первую игру нам не хватало опыта, и я немного разочаровался в ней. Но второй раз уже был значительно лучше, в третий раз я уже стал ощущать не только, как все связано, но и сколько еще есть неисследованного впереди. Если у вас в планах сыграть пару раз и затем переключиться на что-то другое, впечатление будет нормальным, но вы упустите самое интересное.
На самом деле, свой предел до 10 кругов в “A New Dawn” я повысил и могу сказать, что эта игра будет частым гостем за нашим столом. Для противостояния один на один многие механики не работают, как, например, создание временных альянсов, но игра все еще довольно хороша. Полную гамму возможностей можно испытать только в игре на четверых.
“A New Dawn” в попытках воспроизвести все, что есть в «Civilization» неизбежно проигрывает, но это не критический недостаток. Игра дает прочувствовать вкус оригинала. В условиях сжатых временных рамок гораздо легче управлять всеми элементами. Это попытка сбалансировать полноту и экономичность, и должен сказать, что компромисс найдет отлично.
Таким образом, “A New Dawn” не является копией «Civilization», требует больше двух игроков, но она занимает свою нишу. Довольно просто разобраться в правилах игры, но трудно сыграть хорошо, используя все преимущества, которые она предлагает. Поэтому игра не теряет свежести долгое время. Мой рейтинг игры 9 из 10. Игра, определенно, потребует дополнений, и они, конечно же, появятся. Но пока того, что есть, достаточно.
В очередной раз особая благодарность Анне за подобные обзоры. Но лично для себя подвожу итог всему вышеописанному. Лучшая реализация жанра при сравнении с оригиналом сделана в четвертой игре, обделенной вниманием обзора. Если хотите ощутить всю прелесть компьютерной игры — сыграйте в нее. Попытка «ужать все в 2 часа», говорит о том, что краткий пересказ содержания сюжета книги никогда не даст оценить эмоции и впечатления от чтения оригинала.