Самую популярную коллекционную карточную игру Magic: The Gathering кто-то считает отличным хобби, а кто-то – превосходным механизмом по высасыванию денег у игроков. А, вот, некто тов. sadsido решил посчитать, сколько стоят различные карты в MTG и от чего их цена зависит. Получилась очень любопытная заметка про экономику отдельно взятой игры на примере ряда карт. Рекомендую!
Magic: the Gathering — это TCG. Именно в таком порядке: сначала Trading, потом Card и только потом Game. Окунаясь в Magic, вы начинаете играть ещё и в Stockpile. Только на настоящие деньги и в режиме 24/7.
Ладно, ладно. Шучу. Вы можете не забивать себе голову ценообразованием на вторичном рынке. Но если вы новичок (или вообще не играли в Magic, но хотите попробовать), заклинаю, не вступайте ни в какие товаро-денежные отношения, пока не прочитаете эту статью. Новички имеют свойство обменивать какого-то мужика в синем капюшоне на целых трёх (!) могучих драконов, не подозревая, что мужик стоит 80$, а драконы — как лимоны на рынке, три за десяточку.
Запомните три вещи. Они касаются всех коллекционных карточных игр, но кому нужны другие ККИ, когда есть Magic?
- Карты стоят денег. Разные карты стоят разных денег. Это принципиальное отличие Magic от всех настольных игр, в которые вы играли раньше. Что там у вас было раньше? Dominion? Fairy Tale? Окей. Едем дальше…
- Что бы ни говорили вам негодяи в клубе, надеясь провернуть выгодный обмен, стоимость карты НЕ зависит от её редкости, цвета, показателей силы/здоровья и красоты картинки. Для того, чтобы оценить цену карты, нужно обладать опытом игры и знать рынок. Вы не знаете, а потому…
- Проверяйте цену карт в интернете. Перед каждым обменом идите на tcgplayer.com (или любой другой агрегатор цен) и проверяйте. Не впаривают ли вам велосипед по цене автомобиля? Цена на карты может меняться со временем, так что не слишком полагайтесь на свою и без того дырявую память.
На этом образовательная часть заканчивается. Дальше — лирика. Я расскажу, как формируется цена на мэджиковские карты. В самом деле, 80$ за карту? Не дофига ли? Она, что, всех побеждает?
Не совсем. Вспомним школьный курс экономики (вы же не прогуливали этот странный предмет в субботу утром?). Кривые спроса и предложения — это не шутка. Кто бы мне тогда сказал, что это всё про Magic.
С предложением разобраться проще, поэтому начнём с него. Карты издаются и переиздаются. Если нужная вам карта переиздаётся раз в два года в стандартном сете многомиллионным тиражом, она будет стоить недорого. Если, с другой стороны, вам нужна карта, выпущенная один раз в сете 1998 года, когда тиражи были значительно меньше, готовьте деньги. Даже если в игровом плане карта не ахти.
Пойдём дальше. Одна и та же карта из разных изданий будет стоить по разному. Самый яркий пример — базовые земли. Острова из последнего Амонхета не стоят буквально ничего, но за тот же остров из Alpha Limited Edition придётся выложить 15$, причём цена, похоже, растёт.
Странно, но переиздание карты в новом сете практически не влияет на цену старой версии. Вернее, влияет, но меньше, чем можно было бы ожидать: на 10-20%. Это объясняется наличием у карт не только игровой, но и коллекционной ценности. Обратите на это внимание — выбирая правильные издания карт, можно неплохо сэкономить.С предложением всё понятно. Теперь взглянем на это дело со стороны спроса. Здесь без сюрпризов — чем больше людей хотят купить карту, тем дороже её будут продавать. Вопрос в том, что определяет спрос.
Зачем людям карты? Чтобы играть! (я слышу вас, коллекционеры. Идите читайте какую-нибудь другую статью). Карты позволяют колодам функционировать. Спрос на карту определяется количеством (и популярностью!) колод, которые играют этой картой. Именно поэтому редкие двойные земли так дорого стоят. Не потому, что они сразу «всех выигрывают». Отнюдь. Просто они всем нужны. Глупо играть многоцветной колодой и не иметь доступа к мане нужного цвета.
Спрос на карту — величина непостоянная. Например, он зависит от легальности карты на турнирах. Проследим жизненный путь карты на примере Hangarback Walker. Карта рождается и попадает в «стандарт» — самый узкий из всех доступных форматов. Walker — отличная карта, большое число игроков готовы включить её в свои колоды и, как следствие, цена идёт вверх. Скажем, до 15$. Время идёт, выходят новые сеты, стандарт ротируется, и вот для Walker’а настаёт время покинуть стандарт. Его удел — вечные форматы «модерн» и «легаси». И знаете, что выясняется? То, что в модерне и легаси Walker никому особо не нужен. В «вечных» форматах требования к силе карт совсем другие. Цена на нашего героя потихоньку сдувается до 2$, из уважения к предыдущим заслугам. Но тут Wizards of the Coast объявляют о поддержке нового вечного формата («фронтир»), который как раз ориентирован на карты, ушедшие из стандарта, но слабоватые для модерна. Walker, вероятно, будет неплохо смотреться во фронтире. На новости о появлении фронтира цена снова ползёт вверх и останавливается на отметке 4$. Вот такая вот арифметика.
Помимо ротации, на легальность карт влияет бан-лист, обновляемый Визардами раз в несколько месяцев. Попадание карты в бан-лист неблагоприятно сказывается на цене. Кому нужны карты, которыми запрещено играть? За примерами далеко ходить не надо — покопаемся в цикле моих предыдущих статей (пользуясь случаем, рекомендую: http://tesera.ru/user/SadSido/thought/963889/). Smuggler’s Copter рухнул с 15$ до 2$ за пару месяцев после своего бана в стандарте. Бан не распространяется на модерн и легаси, но, как мы уже видели выше, не все карты из стандартных сетов выдерживают конкуренцию в вечных форматах.
Посмотрим теперь, почему цена может вырасти. Почему карта была никому не нужна, а теперь вдруг стала нужна? Ответ один: появилась колода, использующая эту карту. Обычно это происходит с комбо-колодами, когда в новом сете издаётся вторая часть комбы, а в одном из старых сетов игроки обнаруживают первую. Недавний пример — Platinum Emperion. На момент издания это было огромное артефактное существо без особых перспектив на будущее. Есть несколько колод, способных поставить его на поле (реаниматор, трон, Shape anew), но у всех этих колод есть хорошие альтернативы (тот же Blightsteel Colossus). Империон не нашёл себе места в метагейме и прозябал на отметке в 2$. И дождался-таки своего часа! В сете «Каладеш» вышла карта Madcap Experiment, позволяющая выставить на поле огромный артефакт, потеряв при этом большое количество жизней. Империон — единственный артефакт, позволяющий игнорировать потерю жизней, поэтому он идеально подходит для Madcap Experiment. Однако, если вы хотите поиграть этой колодой сейчас, вам придётся выложить за Империона 20$. Хороша ложка к обеду!
Не всегда, впрочем, новые колоды появляются одновременно с новыми сетами. Пул карт в модерне и легаси настолько велик, что удивительные комбинации открываются спустя годы после их издания. Сразу оговорюсь, это редкий случай. Но вот шикарный пример — колода «Lantern Control», свалившаяся на игроков как гром среди ясного неба. Кто бы мог подумать, что карта Lantern of Insight, совершенно неиграбельная на первый взгляд, ляжет в основу колоды, которую будут бояться и ненавидеть не меньше турбофога! Лантерна сочетает возможность видеть верхнюю карту библиотеки соперника и возможность сбросить её на кладбище. Умело манипулируя этими возможностями, вы получаете полный контроль над тем, какие карты приходят в руку сопернику. Не каждая колода способна преодолеть такое унижение.
К чему я вспомнил лантерну? Да всё к тому же: если раньше вы могли придти в клуб и купить вердо лантерн за сто рублей (и вас бы похвалили за сбор макулатуры), то сейчас те, кто купили ведро, продают их по 4-5$ за штуку и спрос значительно превышает предложение.На этом всё. Надеюсь, вам понравился наш сегодняшний экскурс в ценообразование Magic: The Gathering. И помните: buy low, sell high. Не наоборот!
Добавить комментарий