Вот уже более ста лет как приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона пользуются заслуженной популярностью. Созданные сэром Артуром Конан Дойлем персонажи легли в основу фильмов, сериалов и романов, и, конечно же, не остались в стороне и настольные игры. Вот и недавно компания Звезда выпустила игру Шерлок Холмс, разработанную известным немецким игроделом Рейнером Книциа. Интересный персонаж, да детективная игра – редкий жанр, всё это пробуждает любопытство. С другой стороны товарищ Книциа известен не только как создатель отличных игрушек, таких как, например, En Garde!, Battle Line и Затерянные города, но и множества бездушных поделок. Так чем же в итоге окажется настольное приключением мистера Холмса?
По сюжету игроки (а их может быть от 2 до 5) становятся безымянными сыщиками викторианской эпохи, расследующими некие преступления в столице Туманного Альбиона. В этом нелёгком деле им будут помогать Доктор Ватсон и инспектор Лестрейд, а иногда – и сам Холмс. Раскрыть преступления в терминологии игры – это отыскать на поле 5 относящихся к нему улик. Улики – это разноцветные жетоны. В начале партии каждый игрок в тайне от других получает карточку, на которой указан один из шести возможных цветов. Это – его «преступление». Пишу в кавычках, потому что с точки зрения сюжета тут совершенная пустота. Преступление – это просто набор 5 жетонов одного цвета, которые нужно найти на поле Лондона, где всего их раскладывается 30 штук. Вот и предстоит каждому игроку прошерстить всю столицу Великобритании в поисках пяти картонок с заданным цветовым фоном.
Уголовщиной, извините, тут и не пахнет. Каждое преступление представляет собой одинаковый набор из свидетеля, орудия преступления, отпечатка пальца, лупы и микроскопа. Как они помогают раскрыть дело? В правилах и в игровом процессе ответа на этот вопрос нет, хотя додумать несложно: находим орудие преступления, изучаем его с помощью лупы, обнаруживаем отпечаток, рассматриваем его под микроскопом, а потом уже и подозреваемый отыскивается.
Вообще, создаётся впечатление, что всё, что касается сюжетной составляющей, вынесено за скобки. Поле Лондона, на котором разворачивается действие игры – это просто прямоугольник, на котором есть чуть более 30 пронумерованных клеточек. Они, правда, имеют исторические названия, наподобие «Скотланд-Ярд», «Вокзал Чаринг-Кросс» и есть даже адрес «Бейкер-стрит, 221-Б», но эти обозначения в ходе игры совершенно теряются, ты просто обыскиваешь то клетку с номером 14, то поле с номером 22, то клеточку номер 4. Не добавляет атмосферности и иллюстрации, поле просто залито тёмным фоном на котором Лондон угадывается с трудом.
Да, помимо традиционных для настольных игр поля, жетончиков, карт и фишек тут есть немного нестандратный компонент – блокнот для заметок. В нём представлено поле в уменьшенном масштабе чтобы в пронумерованных клеточках можно было делать пометки: тут лежит чужой жетон, ставим крестик, ненужная клетка. А вот тут мой, нужного цвета, его отмечаем. Этот блокнот и связанные с ним заметки сами по себе классные. Но так как в нём поле тоже обозначено лишь клеточками с номерками, он хотя и работает на интерес к игре, атмосферы не добавляет.
Итак, чтобы раскрыть своё дело (то есть найти 5 жетонов своего цвета) нужно искать их на поле. Но как это делается? В начале партии все жетоны раскладываются в случайном порядке, но кое-какие ориентиры у игроков есть. Во-первых, рубашки жетонов отличаются, на каждой изображён тип улики (подозреваемый, отпечаток пальца, микроскоп и т.п.). Во-вторых, тут есть ничейная фигурка Шерлока Холмса, которая периодически перемещается и открывает на всеобщее обозрение один из жетонов. В-третьих, игроки, своими осмысленными действиями также изучают выложенные на поле жетоны улик.
Ход игрока в ШХ устроен очень просто. Сначала можно подвинуть своего персонажа, потом подсмотреть жетон улики, на котором остановился и добрать карты на руку. Подсматривая жетон улики, нужно отметить в своём блокноте нужный это цвет или нет. Если удалось найти жетон своего цвета, просто так в руку забрать его нельзя. Нужно оплатить его стоимость, скинув несколько подходящих карт. Если заплатить за жетон нечем, можно сначала подкопить и прийти за ним потом, никуда он не денется. Наконец, в конце хода можно добрать карты в руку. Добирать карты можно как из колоды, так и из ряда доступных 5 карт (прям как в Ticket to Ride).
Помимо перемещения, получения жетона и добора карт, в Шерлоке Холмсе есть ещё и карты четырёх видов. Кэбмены, позволяющие двигаться не на 1-2 клеточки, а перемещаться в любое место поле. Инспектор Лестрейд, с помощью которого можно посмотреть жетон, который подсматривает на поле другой игрок. Доктор Ватсон, подходящий для оплаты любых жетонов улик (джокер). Шерлок Холмс, позволяющий посмотреть любой жетон того типа, на котором стоит фигурка мистера Холмса.
Вот, собственно, и вся игра. В свой ход мы бегаем по карте, подсматриваем жетоны, да при наличии в руке Лестрейдов и Шерлоков пытаемся узнать где какой жетон лежит и в чужие ходы. Параллельно вычёркиваем у себя в блокноте просмотренные поля, а также другие, ориентируясь на то, что нашли сами и что нашли другие игроки. Например, как только нашли улику «лупу», тут же зачёркиваем все клетки с лупами. Увидели где-то чужую улику – эту клетку также зачёркиваем. Также в блокноте отмечаем номера клеток со своими уликами. Эти цифры нужны будут в самом конце партии – надо будет выбрать среднее значение (не среднеарифметическое, а просто среднее, каким, например, из набора 2, 5, 7, 13, 20 является цифра 7) – там и скрывается разыскиваемый лично вами преступник.
Глядя в свой блокнот прикидываем оптимальный маршрут: какие поля надо осмотреть в первую очередь с максимальными шансами на положительную находку. При этом неплохо бы ориентироваться на возможный маршрут движения фигурки Шерлока, чтобы не вскрывать зря жетоны, которые и так станут известны всем. Вот и вся игра. Лично мне вот эти вот записи в личном блокноте понравились. Вычислять примерное местоположение своих улик, смотреть кто куда пошёл и прикидывать, какие клетки надо проверит в первую очередь – это классно. Это новые впечатления и необычные ощущения, я это очень ценю в настолках.
Правда, стоит признать, что в данном конкретном случае все вот эти вычисления и прочая геометрическая дедукция разбиваются о достаточно весомую роль случайности. Поясню на примере. У нас в партии победил «детектив», которому просто повезло найти все улики рядом друг с другом в первые ходы. А я, например, хоть быстро и вычислил все потенциальные места расположения улик, просто не угадал и ключевой жетон оказался в самом последнем месте. Обидно, блин, словно в «Морском бою» стреляешь, стреляешь и уничтожаешь однопалубный корабль самым последним залпом.
Ну и, вообще, общий процесс, честно говоря, скучноват. Каждый ход приходится тыкаться словно слепому котёнку в надежде угадать или не угадать жетончик. Как бы это сказать, в Шерлоке Холмсе не ощущается никакого напряжения, никакого соперничества, никакой системы «синица в руках или журавль в небе». Ты не можешь чем-то рискнуть или как-то повлиять на соперников. Просто смотришь в свой блокнот с пометками и идёшь в том направлении, где больше всего неоткрытых полей, а, следовательно, шансы найти улику твоего цвета максимальны. Так и просится высказывание, мол, это тот самый случай, когда игра играет игроком.
Я попытался вспомнить что-нибудь похожее в своей практике, и в памяти вспыла лёгкая игушка для компании под названием Вампирчики. Там тоже надо переворачивать цветные жетоны и собирать нужные цвета, только игровой процесс более концентрированный – ты просто открываешь жетон и смотришь, угадал или нет. А в Шерлоке Холмсе есть ещё «обвесы», до жетона нужно сначала доползти, а если ты нашёл свой цвет, иметь нужные карты, чтобы забрать его в руку. Помимо Вампирчиков Шерлок Холмс напоминала мне ещё одну, уже достаточно старую игру от Звезды – Ван Хельсинг. Там тоже надо было ходить по карте с квадратиками и вскрывать на них какие-то жетоны предметов, только Ван Хельсинг, по-моему, всё-таки был скучнее. В Шерлока Холмса, всё же, можно играть с большим интересом.
Общее впечатление от игры, несмотря на приятный момент с записями в блокноте, у меня не очень хорошее. Снова садиться за Шерлока Холмса лично мне не хочется, всё-таки роль случая для меня тут слишком велика, а значимые решения не просматриваются. Вполне допускаю, что подобного рода настолка может понравиться начинающим игрокам или даже детям, но опытному настольщику – на вряд ли. Как бы это ни было прискорбно, стоит признать, что Шерлок Холмс – далеко не самое лучшее творение Райнера Книциа.
«У нас в партии победил «детектив», которому просто повезло найти все улики рядом друг с другом в первые ходы.»
Забавно, я об этом дисбалансе написал сразу после прочтения правил, как только Звезда выложила их в сеть 🙂
«А я, например, хоть быстро и вычислил все потенциальные места расположения улик, просто не угадал и ключевой жетон оказался в самом последнем месте.»
У меня было еще хуже — я знал, где мой жетон, но мне банально не приходил кэб, чтобы добраться до него по быстрому. А без него я не мог объявить подозреваемого, потому, что противник тоже собирал последнюю улику, и я бы проиграл по очкам, даже если бы закончил на пару ходов раньше.
В игре вообще очень большая зависимость от того, кто сколько собрал улик. Объявление обвинения с минимальное количеством улик (3), при известных местах двух других — это практически всегда проигрыш. Потому, что у других игроков останется минимум 6 безопасных штрафных ходов, чтобы все равно выиграть. Обычно же достаточно еще 3-4 хода, чтобы игру закончили все и среди них был кто-то со всеми собранными уликами. В общем, какая-то «недоделанная» игра.