Смайлосфера о наполеоновских войнах

На сайте Смайлосфера опубликован обзор игры Commands & Colors: Napoleomic, сопровождающийся впечатлениями автора о других настолках на тему наполеоновских войн. Читать этот материал было очень приятно, тем более, что в отличие от моих теоретических умозаключений автор гораздо ближе знаком с темой. 

В этой статье я постараюсь поделиться своим интересом к Наполеоновской эпохе и к играм, которые ей посвящены. Конечно, одних настольных игр на эту тему – сотни и распыляться на все я не только хочу, но и попросту не смогу, поэтому я затрону лишь военно-тактические игры, в которые играл. Одна из них очень приглянулась мне и находится на достойном месте в Смайлоколлекции. Да-да, по большей части речь пойдет о C&C: Napoleonics Ричарда Борга. Сравнение убивает любовь и я заранее попрошу прощения у тех, кого этим обижу – ведь плохих игр нет, есть только игры, не нашедшие своих игроков ;) .

Немного о былом

Да, были люди в наше время,
Не то что нынешнее племя…

Эпоха Наполеоновских войн не даром привлекает внимание любителей истории со всего мира, оставаясь интересной и тем, кого история не увлекает. Это был первый военный передел Европы, можно сказать – всего тогдашнего мира, первый передел, не основанный на религии. Наполеон Бонапарт, профессиональный военный, незаурядный мыслитель, амбициозный небогатый корсиканец, смог не только стать во главе нищей и обескровленной террором Франции, не только привести её к небывалому благоденствию, но и перекроить весь известный мир. Властители Европы и многочисленных колоний боялись Бонапарта не столько из-за его полководческого таланта, сколько из-за того, что он не был членом “клуба золотой фишки” и нес опасные идеи французской революции в такие уютные вековые европейские монархии. Границы принимали новые формы, короны превращались в музейные экспонаты, возвращались к жизни одни государства и уходили в забвение другие, сменялись режимы, формировалась новая политическая и законодательная почва, а матушка Европа трещала по швам от накала человеческих страстей.

То было время героев и подлецов, славных и ужасающих деяний, головокружительных балов и тайных встреч, отчаянных дуэлей и убийств из-за угла. То был век просвещения, небывалого прогресса науки и расцвета искусств, век небывалых надежд и веры в Человека, его силу, ум, великодушие и достоинство.

И, конечно, это было время войн: захватывающих дух кавалерийских наскоков, устрашающих артиллерийских залпов, сокрушающих штыковых атак. Полководческий гений на тех полях брани не переставал удивлять, а отвага солдат и офицеров навеки вписала их имена в историю.

Однако, любая война – это жестокость, бедствия, лишения и руины, какой бы благородной личиной она не прикрывалась. Сейчас у нас есть возможность окунутся в этот увлекающий мир без последствий – на картонном поле,  куда я вас и приглашаю.

Большая семейка Борговсов

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!

Игра, которая обосновалась у меня в коллекции имеет долгую историю. Ричард Борг, дизайнер C&C:Napoleonics успел создать такие настольные хиты, как Battle Cry, C&C: Ancients, BattleLore, Memoir’44. Кто-то хвалит эти игры, кто-то ругает, причем сторонники обоих лагерей часто приводят аргументированные доводы. При всех противоречивых отзывах, все эти игры имеют феноменальный успех у игроков по всему миру. Вряд ли встретишь игроков, которые незнакомы хотя бы с одной из этих игр.

Все эти игры имеют одну и ту же модель игровой механики: Commands&Colors. В своей основе она проста, понятна каждому и не требует запоминать толстенные буклеты правил:

Гексогональное поле разделено на секторы-фланги, фигурки или блоки различных видов войск комплектуются в отряды, которые активируются картами стратегической колоды, играющимися с руки игрока. Бросок кубиков разрешает атаки, защиту обычно дает разнообразный ландшафт и определенные построения, кроме того, при грамотном планировании отряды обычно имеют возможность контратаковать. Боевые качества отрядов зависят от вида войск и по большей части представляют собой показатели движения и количества кубиков, бросаемых в атаке и контратаке. Технически ход игрока состоит из: сыграл карту, активировал отряды, походил, атаковал ими, получил сдачу, набрал карту, передал ход следующему игроку.

Похоже на любой другой гексогональный варгейм? Так и есть, но эти игры отличает простота и элегантность исполнения. Фирменной фишкой данной механики являются кубики атаки с гранями, на которых представлены виды войск или их ранги, деление поля на секции-фланги и стратегическая колода, которая содержит секционные карты для активации отрядов, а также ряд специальных тактических карт.

Сравниваем и анализируем

Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною…

Теперь пройдемся по самому интересному – что же отличает C&C: Napoleonics от своих собратьев? Если вкратце, то это эволюционный шаг вперед по сравнению с любой из указанных выше предтеч. Если вы хотите деталей, то будьте готовы воспринимать критику игр, вам полюбившихся:

  • От С&C:A взято большое разнообразие войск и легкая сбалансированная ассиметричность сторон (Англия, Португалией и Франция в базовой игре). Каким играм этого не хватало в их базовой комплектации? Да тем же Мемуарам, BattleLore и BattleCry! Вспомните три вида войск: танки, пехота, артиллерия (с некоторыми оговорками пусть будет 6) в базовых Мемуарах и отсутствие ассиметричности за очень небольшим исключением войск французского сопротивления. В BL мы видим искусственную дифференциацию: пехота, лучники, кавалерия получают по три ранга “доспешности”, что дает вроде как разные войска, но если говорить начистоту три вида войск ими так и остаются. Да, в BL все же появляется Существо, гномы и гоблинцы, но всего этого явно недостаточно, если сравнивать с C&C:N – линейной пехотой, легкими застрельщиками, гренадерами, пешей и конной артиллерией, кирасирами, кавалерией легкой и тяжелой также разделенными по рангам. Но самое приятное, что войска имеют разные особенности у разных сторон: так, например, линейная пехота Наполеона в штыковую бьет лучше британской, британские стрелки стреляют на порядок лучше французов, португальские войска обладают низким боевым духом и плохой экипировкой. Этим отличия не заканчиваются, но для примера мне кажется достаточным.

  • Разнообразие и активное использование ландшафта явно взято у Мемуаров. Помните, как в C&C:A: раскладываете сценарий, а из ландшафта лишь река и идет сеча в чистом поле. Мало и редко использовался ландшафт в Античности, зато в Мемуарах на этом во многом построена выигрышная тактика. C&C:N активно используют накладные гексы, задавая полям сражений уникальный характер, более того – местность серьезно и по разному влияет на показатели войск: так, лес укроет стрелков, но окажется неприятным сюрпризом для кавалерии, артиллерия на холме сможет стрелять “навесом” через головы своих отрядов, а баррикады не только укроют от шальной пули, но и укрепят боевой дух линейной пехоты перед грозным штыковым штурмом.

  • Исполнение явно взято у C&C:A, но не такое блеклое. Пески и степи античности сменились зеленоватым и более красочным полем, что нашло отображение и в наклейках на блоки войск, и в дизайне карт (да, да они стали цветными!). Оформление – это самый субъективный показатель из всех имеющихся, и здесь я выражу в очередной раз свое восхищение качеством оформления BL и Memoir’44, в очередной раз посетую на блоки и строгость оформления GMT (C&C:A, C&C:N), но с твердой уверенностью скажу, что GMT честно попытались сделать игру более выразительной. Удалось это им или нет? По-моему – да, во всяком случае от данного издательства, которое в первой редакции к C&C:A даже поле выпускало на простой бумаге, я лучшего просто и не ждал, но до Days of Wonders или FFG, конечно, не дотягивает.

  • Механика претерпела существенные изменения. В чем-то она подобна Мемуарной: например, грани боевого кубика также отображают роды войск: пехоту (2 грани), кавалерию, артиллерию, флаг и спецсимвол (скрещенные сабли рукопашной атаки). В чем-то напоминает Античность: боевые построения дают повышение боевого духа, контратакуют всегда, если не отступили, кавалерия может уклониться от атаки.

Что нового?

Повсюду стали слышны речи:
“Пора добраться до картечи!”

Однако, в целом С&C:N помимо шикарной темы Наполеоновских войн обладает своим особенным характером. В буклете правил это даже и называется: “Тактика наполеоновского периода”. В чем это выражается?

  • Отряды теряют эффективность, получая повреждения в бою. 4 блока в полном отряде равняются 4-м кубикам атаки, но это только вершина айсберга: на самом деле, к этому примешиваются еще и модификаторы – те же гренадеры всегда будут опасным противником, а португальское ополчение – всегда “пушечным мясом”. Таблица  модификаторов прилагается к игре в двух экземплярах, сначала немного рябит в глазах от изобилия вариантов, но после парочки игр быстро привыкаешь к этому, потому что модификаторы применены очень логично и понятно. Для меня этот шаг – настоящий и долгожданный прорыв во всей серии игр по системе Борга.

  • Построение в каре пехоты за исключением легких застрельщиков при атаке кавалерии. Суть приема довольно проста: блоки пехотинцев ощетиниваются штыками в четырех направлениях и отвечают дружным залпом отважным всадникам. Кавалерия бросает только 1 кубик атаки, какой бы сильной она не была, но и получает всего 1 кубик в ответ. Отступать каре по очевидным причинам не может, также как и перестроиться под постоянными конными атаками. Кроме того, подобное построение требует отложить одну из карт, находящихся в руке, что сковывает полководца и заставляет использовать данные тактический прием только тогда, когда это действительно необходимо.

  • Артиллерия наконец-то поумнела и теперь может поддерживать рукопашные атаки пехоты или кавалерии смертельным огнем. Мало какой отряд выдержит атаку кирасиров при поддержке пешей артиллерии, но приказ придется отдать обоим отрядам. Казалось бы, перемена слагаемых ничего не дает, а вот и нет: в такой атаке будут считаться попаданиями символы скрещенных сабель – рукопашной атаки, что недоступно при простом обстреле.

  • Некоторые новые спецкарты, например карта побега в любую часть поля, позволяющая спасти обескровленный отряд.

Расширим кругозор

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.

Тема наполеоновских войн представлена в настольном мире очень широко. Одних военно-тактических игр несколько десятков, если не сотен, но я попробую вам в двух словах объяснить почему в 2011 году мой выбор остановился на C&C:N.

Отбросив коллекционные игры, а также игры с подозрительно низким средним рейтингом проголосовавших на BGG, я остановился на пятерых: Manoeuvre, Napoleon’s War Volume I: The 100 Days (100 Days), Napoleon’s Triumph (NT), Commands & Colors: Napoleonics (C&C:N), Battles of Napoleon: The Eagle and the Lion (BoN). Предварительно увидеть игру “вживую” и сыграть я смог только в BoN, поэтому процесс выбора был сложным. Как вы могли уже догадаться, для меня главным в настольной игре является механика и оформление: качество и органичность исполнения игровых компонентов. Именно этими двумя показателями я постараюсь измерить нижеследующие настольные варгеймы.

NT  я отбросил практически сразу. Оформление оказалось совсем сухим и невыразительным: поле на тонкой бумаге в стиле топографической карты, войска в виде маленьких брусочков – мне оказалось сложным представить себе такую механику, которая сможет отодвинуть эти недостатки на второй план. Мне даже показалось, что любительское ПнП обычно выглядит намного привлекательней, чем это недоразумение от профессионалов.

С BoN все было сложнее: потрясающее оформление, многообещающая механика. Но мне удалось сыграть в неё, не покупая, и сделать более объективные выводы: фигурки просто кричат о необходимости покраски, всадники валятся с лошадей, если не “закрепить” их чем-нибудь клейким, командующих и отряды непросто отличить друг от друга. Но это все придирки, потому что игра все равно остается самой красивой среди этой пятерки. Что сыграло  решающую роль в том, чтобы не покупать эту игру, так это недоработанность механики: многообразие ньюансов правил меня никогда не отпугивало, но нечеткость и неоднозначность их говорит о том, что игровая механика пока еще сырая.

Интересная идея с четырьмя приказами находит практическое воплощение в использовании лишь двух из них, колода “последствий” вызывает ощущение второго кубика, а кубик помноженный на кубик вызывает противоречивые ощущения, карты со свойствами отрядов выпущены с дисбалансом и издательство предлагает скачать их исправленную версию, выложенную на сайте, обратиться в службу поддержки для их получения. Однако, это было бы терпимо, если бы не высокая цена данной игры. Заявленные 100 у.е. (пусть можно найти и за 70) с добавлением доставки этой огромной и тяжелой коробки обойдутся жителю Украины около 900-1000 грн.. И это тогда, когда C&C:N выйдут в 500-600! Платить за недоработанный, пусть и перспективный продукт такую цену – значит потакать издательству в его халатном отношении к выпуску игр топ-сегмента. Пусть FFG с Nexus-ом доработают и выпустят вторую редакцию, тогда я пересмотрю свое отношение.

Manoeuvre я не отбросил, а лишь отложил на потом: эта игра очень заинтересовала меня, но немного не попадала формат, который я тогда искал. Я увидел в ней чудесный легкий варгейм, быстрый и красивый. Цена, конечно, могла бы быть немного меньше, но в издании 2010 года с компонентами из более плотного картона это кажется обоснованным. Здесь есть и различные нации, и виды войск, и разнообразные тактические приемы. Оформление выполнено очень привлекательно (и это у GMT!). Почему я предпочел C&C:N? Во-первых, Manoeuvre ждет своей очереди для пополнения моей коллекции, а во-вторых C&C:N все же находится в другой нише военно-тактических варгеймов, являясь более глубоким погружением в реально существовавшие исторические баталии, а Маневр – тематической головоломкой без привязки к истории сражений с пазл-полем, создаваемым самими игроками.

В 100 Days все хорошо: и фигурки красивые, и компоненты выразительны, и механика продумана. Мне сложно сказать, что отпугнуло меня, наверное, то, что она похожа на Conflict of Heroes, который мне не нравится. Не могу сказать ничего плохого  – уверен, что эта игра понравится многим, но в моей коллекции она появится вряд ли. Интуиция может ошибаться, но когда разум молчит, ничего лучшего не бывает ;) .

Субъективный вердикт

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!

Впечатления от C&C:Napoleonics у меня самые положительные. Игра сумела оставить проверенную систему Борга, но существенно изменить её производные. На мой взгляд любителя варгеймов, в том числе по этой системе, это пошло ей только на пользу.

Издательство (GMT) начинает находить баланс между механикой и исполнением, начав радовать не только интересными игровыми механиками, но и более выразительным исполнением.

Вместо послесловия:

Как вы уже успели отметить, стихи, использованные в статье, принадлежат перу М. Ю. Лермонтова, а картины —  кисти Ораса Верне. Распространяться не хочу, просто предлагаю почтить их память интересом к ставшему уже бессмертным творчеству.

А для большей атмосферности можете прослушать вложенную к статье песню, ставшею гимном не только известной всем стране, но и революционному духу во всем мире.

Battles of Napoleon: The Eagle and the Lion, Commands & Colors: Napoleonics, Manoeuvre, Napoleon's War, Napoleon’s Triumph, Обзоры



Похожие записи
  • Украинская «Zombie Plague»
  • «Смайлосфера» — новый сайт о настольных играх
  • Перевод дополнений для «Battles of Westeros»
  • Съедобные настольные игры
  • Весёлые картинки, № 36 — «Комикс-обзор игры «Ужас Аркхэма»
    1. Денис II
      05 Авг 2011 из 10:53 | #1

      Приведу-ка я альтернативные мнения об игре.



      Общее ощущение — чушь какая-то. Непохоже на наполеоновскую тактику. Античка была лучше.



      Впечатления от игры очень негативные. Это совсем не похоже на наполеоновские войны. Античка при всей ее абстрактности значительно лучше.



      игра ставит тактику эпохи мушкета и сабли с ног на голову: там где считалось, что обороняющиеся имеют изначальное преимущество, благодаря возможности вести более сильный огонь, теперь в игре атакующие в штыки французы имеют превосходство даже без специальных карт, а остальные, если атакуют с какой-нибудь хитрой картой, позволяющей волшебным образом преодолеть безо всяких потерь зону ружейного огня.


      Вся ветка – здесь: http://boardwars.forum24.ru/?1-15-0-00000103-000-0-0-1310025681.


    2. Бартус
      05 Авг 2011 из 11:12 | #2

      Сыграл пару партий (п-н-п).

      Основные негативные впечатления — исключительно моё ИМХО:


      1. Гонка за фрагами. Порой выгоднее сломать строй, бросить позицию и добить истекающего кровью подранка.


      2. Один отрядик (подставка из четырех блоков) у меня ассоциируется максимум — с батальоном. Но никак не с полком или дивизией. Ибо его можно достаточно спокойно и быстро вывести из игры, аккуратно не задев стоящих рядом товарищей. Отсюда мой вывод: Бородино в целом отыграть вряд ли получится, разве что атаку на один-два отдельных редута.


    3. smilek
      05 Авг 2011 из 11:47 | #3

      Сперва скажу: мне приятно, что статья нравится, в том числе настолковетерану Юре.


      Теперь немного отвечу на комменты:

      @Денис II

      Первые две цитаты — это небо зеленое, потому что гладиолус. Ну и хорошо: я коньяк пью теплым, с шоколадом и долго смакуя, а кто-то холодным, залпом и закусывая лимоном. Почеиу? Потому что гладиолус, но всем хорошо :).

      Третья цитата смутила: те, кто сделали такие выводы пользовались комбинированным огнем? Английские стрелки не сдержали штыковой атаки? И карта хитрая, о которой Вы говорите — одна на колоду. Так что аргументы выглядят неубедительными.


      @Бартус

      1. Да, я даже думал в статье привести этот очевидный минус, но так как это Борг, то никуда от фрагособирательства не деться. Согласен, что это минус всех игр Борга. Но отмечу, что несмотря на это, сценарии неплохо продуманы.

      2. Ну это снова про гладиолус. Это же вопрос фантазии и допущений. Мне, например, не нравятся коллекционные игры, которые очень красиво передают любые масштабы, но часто страдает игровая механика (здесь тоже вопрос вкусов и пристрастий).


    4. Денис II
      05 Авг 2011 из 13:45 | #4

      @smilek

      Я привёл только основные мысли. Если интересует, как до них дошли – я дал ссылку.


    5. smilek
      05 Авг 2011 из 14:23 | #5

      @Денис II

      Я почитаю.

      Не факт, что вольюсь в дискуссию, но почитаю.

      Комментировал я именно цитаты, а не то, что к ним привело. Каков вопрос — таков ответ :).


    6. smilek
      05 Авг 2011 из 15:25 | #6

      Почитал.

      Есть там два мнения, положительное и отрицательное, что и очевидно.

      Приверженцы Античности не могут свыкнутся с отличиями. Ну а как Вы бы поступали имея игру, несколько дополнений, а тут выходит новая, которая вроде и лучше, да старое — жалко. Собирать и то и другое — довольно дорого. Вот, новая ИП настольная выходит. Сказать по правде — хороша, но куда же я буду свою старую девать? Тем более что меня все устраивает в варианте ИП+ИП:БМ.


      Вернемся к C&C:N:

      Те, кому не нравится критикуют как раз, что мне (и не только, тому же Олегу на том де форму тоже) нравится:

      1. Уменьшение боевой силы в зависимости от потерь.

      Дескать, это уменьшает шансы достойно ответить атакующему. Могу сказать, что для меня это как раз выглядит естественным, ну и держать отряд в открытом поле — разметут, а если плечом к плечу строй, то дерзкие атакующие получат свое сполна. Нужно понимать, что пехота очень медленно передвигается и подвергается обстрелу, а кавалерия может нарваться на каре и контратаку соседних отрядов.

      2. То, что обороняющиеся имеют не такую сильную позицию, как хотелось бы (см. пункт 1 с полной силой ответки и т.п.).

      Напомню, что битва уже идет не в открытом поле. Здесь помимо построений надо грамотно использовать ландшафт. В Мемуарах даже понятия «мораль», ответный удар нет (нек-е допы учитывать не будем), но пробить хорошо окопавшиеся отряды непросто.

      3. Увеличенная вероятность попадания по пехоте (2 грани).

      А почему нет, собственно? Неужели убить кавалериста и артиллериста так же просто, как и пехотинца? Мне такая дифференциация только нравится.

      4. Остальные претензии — вообще частный случай. Карты, которых 1-2 в колоде приходят в одну руку сходу. Да, так бывает, но уж очень редко.


    7. Pard
      05 Авг 2011 из 17:28 | #7

      «…линейной пехотой, легкими застрельщиками, гренадерами, пешей и конной артиллерией, кирасирами, кавалерией легкой и тяжелой также разделенными по рангам…»


      Это — как раз тот случай, когда лучшее — враг хорошего. Особенного разнообразия это всё равно не даёт, а за каждым чихом приходится лезть в таблицу.


      Единственная удачная идея в игре — уменьшение силы атаки с уменьшением численности отряда — тоже сделана чересчур мудрёно. Я добавил её в свою версию BL по гораздо более простой схеме: уменьшение отряда на 1 уменьшает количество кубиков на 1. Всё. Просто и понятно без всяких таблиц.


      Так что лучше BL в этой серии пока ничего нет…


    8. Денис II
      05 Авг 2011 из 18:06 | #8

      @smilek

      У меня сложилось впечатление (не уверенность), что те, кому игра нравится, смотрят на изменения (по сравнению с античкой) и оценивают их из общих соображений – у меньшего отряда и сила должна быть меньше, пехотинца легче убить, чем кавалериста и т. п.

      Те же, кому она не нравится, идут несколько дальше, и оценивают не (только) изменения сами по себе, а следствия из них. А следствия таковы: бои совершенно не похожи на реальные, действенной оказывается тактика, которая в реальности была неэффективной, а то и самоубийственной, и наоборот.


    9. _ГрАнд_
      05 Авг 2011 из 23:13 | #9

      Вы уж меня извините, сам я устриц (в смысле С&C) не ел, у меня М44 пылится, но судя по описанию нововведений между предыдущий и новой инкарнациями одной игры у меня возникла одна мысль. Следующим шагом в развитии этой игры будет механизм Великой Отечественной! Почему? Потому что после введения табличек-модификаторов по численности отряда осталось только добавить реал-тайм от ВО и возможность докупки отдельных отрядов (если этого ещё нет, ну про устриц вы уже поняли).

      Опять извините, если что не так, но по мне, так вся эта линейка М44, БЛ и т.п. — различные уровни сложности одного механизма. Кому-то нравится правила проще, кому-то навороченнее. Издатель удовлетворяет любой запрос. Честь и хвала ему за это. Практически каждый сможет найти то, что ему больше подходит.


    10. smilek
      07 Авг 2011 из 18:53 | #10

      @Pard

      BL мне нравится меньше всех других, почему так я уже не раз писал, если интересно — почитайте. Хотя это, безусловно, вопрос вкусовых пристрастий.

      Насчет запутаться в таблицах.. Да нет же — стоит сыграть раз 5 и уже в таблицу не надо будет подглядывать.

      А -1 к броску Вы взяли у BoW. Попробуйте сыграть в эту игру, может еще что-нибудь из её механик понравится ;). Есть оченьхорошая статья на блоге Гравицапы (Саши Горшечникова), где он постарался BoW механики привнести в BL. Т.к. он любит (в отличии от меня) BL, то вряд ли игра стала от этого хуже.

      @Денис II

      Странная штука: вот у меня как раз сложилось обратное мнение: те, кому игра понравилась (топикстартер и его собеседник), играли в неё ни раз и ни два в отличии от новоявленных критиков, сыгравших 2-4 партии.

      Могу сказать, что с нововведениями немного уменьшилось динамики, правда, но мне, любящему ToI, BoW это только понравилось.

      @_ГрАнд_

      Издатели у этих игр разные: GMT — C&C:A, C&C:N, Days of Wonders — BL, MM’44, Avalon Hill/Hasbro — Battle Cry.

      Но если в целом, то конечно спрос рождает предложение — с этим сложно поспорить :).

      Насчет дополнительных отрядов, то это не коллекционный формат — это настольная игра, к которой раз в полугодие/год планируется выпускать расширение, состоящее не только из новой армии (например, сейчас собираются выпустить испанцев), но и новых механик, сценариев.


    11. Денис II
      07 Авг 2011 из 19:21 | #11

      @smilek

      Ниасилил. 🙂 Судя по тону, вы мне возражаете. А по существу, я не вижу, как ваше утверждение противоречит моему.


    12. smilek
      07 Авг 2011 из 19:36 | #12

      @Денис II

      По существу речь шла о дискуссии на форуме, на которую Вы сослались.

      Так вот, те, кто считают игровую механику неправдоподобной в сравнении с Античкой, сыграли не так много партий в C&C:N в отличии от тех, кому игра понравилась — топиккастеру и Павлу, успевшими сыграть не один десяток раз.


      Если Вы хотите моего мнения, то я в очередной раз уверяю, что любая игра неправдоподобна, в любой игре есть допущения. Те, которые есть в данной игре, не только не мешают погрузиться в Наполеоновскую эпоху, но и помогают этому.


    13. DedoK
      08 Авг 2011 из 6:34 | #13

      мне кажется что требовать от механики Мемуаров отражение реалистичности неправильно, история(реалистичность) тут притянута за уши и служит лишь для создание атмосферы.


      Денис II прав, но не прав что спорит )


    14. Sharap_samara
      03 Фев 2012 из 17:23 | #14

      Комраден. я понимаю, что это может звучать не совсем прилично. но ни у кого нет случайно этой игры в электронном виде с правилами, сценариями и раскладками карт и фишек?


    1. Трекбеков пока нет.