pic1

Случайно наткнулся на Board Game Geek на обзор игры Sol. Никогда о такой настолке не слышал, но заинтересовался. Очень уж положительные отзывы. Тут и тема необычная, нужно выкачивать энергию из умирающего солнца. И механика довольно любопытная, нужно строить всякие штуки и активировать их, причём, задействовать можно даже чужие постройки. В общем, читайте. 

Sol: Last Days of a Star – это игра об орбитах. Игроки управляют материнскими кораблями, вращающимися вокруг солнца, которое вот-вот превратится в сверхновую. Оставшееся до взрыва сверхновой время отсчитывается специальным счётчиком. На кораблях игроков находятся последние представители цивилизаций. Они движутся по другому треку, на котором отслеживается как далеко эти корабли отошли от солнца (это условие победы).

В ходе игры вокруг солнца будут кружить корабли. Игроки управляют солнечными ныряльщиками, «дайверами». Это крошечные корабли, с помощью которых выполняются все игровые действия. Они будут перемещаться по полю, стараясь занимать необходимые места, подбираясь всё ближе и ближе к солнцу.

Sol – очень умная игра. Она насыщенная и при этом недолгая. Она рассчитана на компанию от 2 до 5 игроков. Она очень красивая, компоненты в ней качественные. И каждая партия разворачивается по-своему. В ней присутствует удача и очень много стратегии. И если вы в неё не играли, возможно, это лучшая игра, среди тех, что вам не знакомы.

pic2

Говоря о Sol, мы просто обязаны рассказать об игровом поле. Это солнце. Прямо солнце. Оранжево-желтое и пылающе красное. На нем обозначены линии, это орбиты, размечены орбиты, определяющие сколько энергии вы получите из этого умирающего солнца с помощью различных сооружений. Это могут быть подстанции для производства энергии. Заводы, производящие «дайверов», которые нужны для выполнения действий. Трансмиттерные башни, передающие собранную энергию на ваш материнский корабль.

При строительстве вы тяните карту из колоды. Активируя строения вы тоже тяните карту. Вы тяните карты из колоды, в которой есть оранжевые карты, фиолетовые, зелёные, синие. И ещё красные. Их нужно опасаться. Это вспышки на солнце. Если вы вытащили красную карту, часы судного дня на минуту приближаются к полуночи, взрыв сверхновой приближается. Всего в колоде 13 красных карт. Когда выйдет последняя, солнце взорвётся.

Если вы спросите, что за игра такая, Sol, не уверен, что смогу сходу ответить. Это точно игра о сетях, потому что каждое действие направлено на формирование инфраструктуры. Но лучше всего о ней говорят не правила, а описание темы.

Вы играете за одну из нескольких цивилизаций, которые тысячелетиями высасывали из солнца энергию. А теперь оно умирает, и эта цивилизация пытается отправить лучших своих представителей в глубокий космос в надежде найти там новый дом и спастись от взрыва «генератора энергии». Для этого потребуется построить немало объектов вблизи солнца. Игра начинается с пустым полем, а к концу нём будет множество строений и ворот, выкачивающих из угасающего солнца энергию. И у вас нет личных построек, их могут использовать все игроки. Или так: ваши постройки на самом деле не только ваши.

Всё, что вы построите, смогут использовать другие игроки. Каждый узел, каждую фабрику, каждую башню. Каждые врата, приближающие вас к солнечному ядру. Именно это – сердце игры и её настоящий успех. Тут нет никаких штрафов за использование чужих построек, в ней невозможно навредить сопернику. Наоборот, когда вы используете чужие постройки, их владельцы получают бонусы. Так что ваша задача найти такой ход, который будет максимально полезен для вас и минимально полезен для соперников.

Это классическая дилемма между синицей в руках и журавлём в небе. Вам нужна энергия. Ваш «дайвер» на одном краю поля, а ваш энергетический узел – на другом. Соперник построил рядом с ним свой узел. Стоит ли его активировать, заработав на этом три энергии, если соперник получит две энергии за активацию его постройки? Или лучше подвинуть своего «дайвера», потратить ход-другой, чтобы довести его до вашего узла и заработать 5 энергии? Вот только время-то ограничено. Можете ли вы позволить себе его потратить? В зависимости от текущей игровой ситуации правильным может быть любое решение.

В каждой партии Sol играется немного иначе. Применительно к картам: иногда у вас остаётся лишь одна вспышка на 15 карт. Возможно вам удастся сделать следующий ход, а возможно и нет. Применительно к особым возможностям: в каждой партии есть набор особых бонусов, позволяющих временами нарушать правила. Применительно к взаимодействию игроков: его может быть много или мало. И ещё вы можете использовать или не использовать карты событий.

В игре есть и слабые стороны. Тут есть всего лишь три возможных действия, каждый ход вы можете сделать что-то одно: переместить «дайверов» по полю, построить здание или врата, активировать готовые конструкции. Из-за ограниченности выбора действий, игра со временем может показаться повторяющейся, но на самом деле двух одинаковых партий у вас никогда не будет.

Некоторые вещи зависят от удачи, особенно выход карт из колоды. К примеру, колода карт определяет специальные возможности, упомянутые раньше. Некоторые из них сильнее других, в зависимости от обстоятельств. Вытянув нужную карту, можно продвинуться далеко вперед.

А ещё эффекты карт не одинаковы, некоторые, вообще, были разработаны с помощью людей, поддержавших Sol на «Кикстартере». В каждой партии у вас будет некий набор этих карт, и не факт, что все они будут одинаково полезны.

Удача играет роль и в самом конце партии. Например, для победы вам нужен ещё один ход, а кто-то вытягивает из колоды последнюю красную карту. Приходиться смириться с типичной мыслью при игре в Sol: «Смогу ли я сделать ещё один ход?». Это не очень-то привычная концепция для настольных игр.

Визуально игра привлекает внимание. Разложите её где-нибудь на людях, и кто-нибудь обязательно подойдёт и спросит, что это такое. Большая часть поля, коробка, памятки игроков глубокого чёрного цвета. Фишки игроков сделаны из пластика, и они очень необычных форм. Но больше всего внимание привлекает, конечно, звезда на поле, вокруг которой и вращается вся игра.

pic3

Sol на пятерых укладывается в два часа. Четырём опытным игрокам достаточно будет и одного часа. Игра очень хорошо масштабируется, однако лучше играть минимум втроём. На двоих игроков на поле будет очень мало инфраструктурных объектов.

В Sol очень много сделано очень правило. Не буду углубляться в детали, просто перечислю: простое и элегантное решение для отслеживания очередности хода, как наращивается темп по мере хода партии, как тут хорошо написаны правила, как здорово сделаны памятки. Это игра, в которой практически ничего нельзя улучшить.

Если услышав всё это вы задумались о приобретении игры, у меня плохая новость. Это запоздалый обзор. Sol выпустили на «Кикстартере» в 2016 году и недавно полностью распродали весь тираж. Но есть и хорошие новости. На 2020 год запланировано переиздание. И разработчики обещают сделать ещё одну, новую игру. И если она будет хотя бы наполовину так проста и глубока как Sol, она точно будет отличной настолкой.