Я слышал о «Сомникуме» хорошие отзывы. Мол, вполне интересная самобытная игрушка. Вроде там что-то надо из карт собирать какие-то наборы. Поэтому когда приехала коробочка с новинками от «Гаги», в первую очередь решил попробовать именно ее.

Сюжет таков: в мире что-то случилось и теперь люди больше не видят сны. Игрокам придется их создавать самим, в ручном режиме. Это и есть задача на игру. В плане компонентов тут есть колода карт, две фишки и мешочек с круглыми картонными жетонами. Компоненты, качественные, добротные, никаких нареканий к материалам нет. И из всего этого добра и придется формировать сновидения. 

Все начинается с того, что на столе раскладываются карты снов, из пары десятков формируется круг, на разных его сторонах выставляются две фишки. Игроки будут их двигать, получая карты и формируя из них сны. Сами карты бывают трех цветов, синие, зеленые и красные. Это разные «сюжеты» снов.  Есть еще чёрные карты, это джокеры, они подходят к разным сюжетам, но в конце игры приносят штрафные очки.

Собирать желательно сны одного сюжета, потому что тут есть хитрое правило. Когда ты получаешь новую карту, она кладётся справа от предыдущей. И если у тебя формируется ряд минимум из двух карт, под ними можно выложить еще одну карту, вторым рядом. Всего таким образом можно сформировать три «ряда» снов, причем второй и третий ряды приносят удвоенное и утроенное количество очков за карты, так что вы очень захотите их собрать. А для этого верхние уровни крайне желательно делать одноцветными.

Итак, казалось бы, что тут такого. Хватай карточку нужного цвета, да подкладывай ее к себе. Нет цвета — бери джокер. Но не все так просто. По правилам взять карту нужного цвета недостаточно. На каждой из таких карт есть дополнительные изображения, и тут — внимание — на последующей карте всегда должно быть что-то, что есть на предыдущей. Скажем, если у вас на красной карте принцесса и рыцарь, рядом с ней нельзя положить красную карту с волшебником и драконом. А вот с рыцарем и драконом — можно, потому что рыцарь есть на обеих картах, и на предыдущей и на новой.

И вот тут-то и кроется основной нюанс, который я считаю громадным минусом игры. Смотрите, чтобы успешно строить сны, нужно собирать карты одного цвета с совпадающими рисунками. А для этого нужно такие карты примечать на столе, заранее подмечать и прикидывать, как бы взять их себе. Казалось бы, что сложного, смотри на стол, да находи карты, которые тебе подходят?

А сложно вот что. Во-первых, на столе лежат порядка 20 карточек, они разложены в форме круга и физически занимают приличное место. Разглядеть дальние карточки, на противоположной стороне стола проблематично.

Приходится привставать, а то и обходить стол, чтобы на них посмотреть. И тут же второй нюанс — рисунки на картах мелковаты, местами несколько абстрактны, а на чёрных джокерах еще и расположены в самых неожиданных местах. Из-за этого окинуть беглым взглядом карточки не получается. В каждую надо внимательно всматриваться, фиксируя в уме что именно ты на ней увидел. Иначе можно легко пропустить нужный символ.

Вот и получается, что игра построена на механике сбора наборов цветных карт, которая в целом работает, но технически это все неудобно. Ходить вокруг стола, вглядываться в карточки… А, знаете, каков у всего этого побочный эффект? Своего хода приходиться дожидаться ощутимое время. Пока каждый просмотрит карты на столе, выберет что ему нужно, можно уснуть.

И еще в игре бестолково продумано расположение карт, собранных игроками. Мало того, что в центре стола надо построить круг из 20 карт, на что требуется немало места, так еще и каждый игрок должен строить перед собой пирамиду из карт. Не пойму, зачем это так сделано, только стол побольше придется искать.

Что мешало написать в правилах, что карты можно накладывать друг на друга, чтобы полностью видна была только последняя? Все равно картинки на предыдущих значения не имеют. Есть смысл видеть только звездочки на них (победные очки), но и тут можно справиться, нужно накладывать карты друг на друга почти целиком, чтобы звездочки были видны. Только нужно чуть-чуть модифицировать правила, и выкладывать карты в сон не слева направо, а справа налево (потому что звездочки изображены в правой части карт).

И это я еще молчу про тексты карт встреч. В них порой написано такое, что создаётся впечатление, будто в издательстве нет корректора, а тот, кто сочинял тексты этих карт, не полностью владеет русским языком. Да и в правилах порой встречаются крайне витиеватые обороты. Вот, зацените:

В общем, не знаю я. Хотелось бы похвалить «Сомникум», да не за что. Совершенно проходная игрушка. Как по игровому процессу, так и по исполнению компонентов.