Опробывали мы тут Comparity. Кино, свежую новинку тандема Игрологии и Мосигры и по итогам единственной пока партии у меня появилось несколько мыслей об игре. Но для начала позвольте представить сегодняшнего кандидата на обзор. Comparity – это новая серия компанейских игр от проекта Игрология. На данный момент в серии выпущено два набора, вышли одни одновременно буквально позавчера. Первый называется КИНО и посвящён мировому кинематографу (о нём сейчас и пойдёт речь), второй – СССР – потребительским товарам времён Советского Союза.
Каждый набор Comparity предлагает игрокам поупражняться в сравнении. В случае с КИНО речь идёт об известнейших по всему миру фильмах, которые можно сравнивать в двух категориях: либо по году выпуска, либо по объёму кассовых сборов.
Принцип игры очень прост. Надо выкладывать карты на стол, располагая их таким образом, чтобы более ранние картины лежали снизу и слева от более поздних, а более, поздние, соответственно, правее и выше более ранних. Каждая карта имеет лицевую сторону, где указан тот или иной фильм, и рубашку, где дополнительно присутствует информация о годе выпуска и сборах. Держать карты положено лицевой стороной к себе, так что какой там год и сколько та или иная картина собрала денег неизвестно. Но, если надо, сыгранные карты легко можно перевернуть и проверить, правильно ли их расположили.
Например, если на столе лежит карта "Чужой" (70-е годы), а игрок хочет выложить "Крепкого орешка" (80-е годы), боевик с Брюсом Уиллисом надо разместить либо над, либо справа от ленты про инопланетных тварей. Если игра идёт не по времени выпуска фильмов а по кассовым сборам, прицип тот же. Меньше денег — слева и снизу, больше денег — справа и сверху. Возможность выкладывать новые карты не только слева и справа, но и сверху и снизу от уже сыгранных порождает ряд интересных последствий. Так, иногда новые фильмы будут выкладываться рядом сразу с двумя картами, и в таких случаях сыгранная карта должна правильно располагаться по отношению к каждой из соседних кинолент.
Понятное дело, ни точных дат выхода фильмов, ни объемов кассовых сборов толком никто не знает. Поэтому рано или поздно наступает момент, когда ты понимаешь, что вроде бы такой-то фильм выпущен раньше, но на 100% в этом не уверен. Приходится идти на риск и в какой-то степени гадать. В этом случае соперник может сказать "не верю" и перевернуть любую пару карт, чтобы проверить, действительно ли более ранняя находится левее или ниже. В случае, если обнаружится ошибка, предыдущий игрок получает из колоды штраф в размере 3 карт. Если же проверка покажет, что карты лежат правильно, проверяющий сам получает 2 штрафные карты. Таким образом игра стимулирует проверять чужие ходы, но в какой-то степени каждая проверка – предприятие рискованное, потому что можно самому нарваться на штраф.
Все вот эти левее-правее, ниже-выше и штрафы, а также специальные правила для выкладывания карт рядом с 2, 3 и 4 уже выложенными картами изложены на удивительно объёмном листке. Для такой компактной игры текст правил неожиданно велик. Из-за этого, возможно, перед первой партией через него придётся немного продираться. Но, уверяю, одна игра, и вы навсегда запомните как и что делается в Comparity.
Типичный ход состоит в том, чтобы выложить карту на стол, подыскав для неё подходящее место, или, если вы не знаете наверняка, пристроить её куда-нибудь, состроив "покерфейс" в надежде, что вас никто не будет пытаться подловить. Вместо розыгрыша карты можно попробовать поймать на мухлеже противника. Но тут, как уже отмечалось, можно и самому схлопотать лишних карточек.
Прослышав про выпуск Comparity, я заподозрил заимствование в игре механики из популярной компанейской игрушки Timeline, где нужно выкладывать в ряд карты с событиями. После знакомства с игрой на практике стало понятно, что пересечения с Таймлайном хотя и есть, но Comparity – это совсем другая игра. Да, она похожа на Таймлайн, но это никакой не клон. Возможность класть карты не только слева и справа, но и сверху и снизу (плюс линию нельзя раздвигать, втискивая свою карту между уже лежащими на столе) – это реально новые ощущения от игры. Из-за этого правила на столе возникают такие стихийные очаги активности. То мы играем карты в одном углу, то в другом.
Было у меня ещё одно опасение, мол карты мелковаты. На деле же мелкими они не ощущаются, а относительно небольшой размер даже удобен, поскольку помогает компактно разместить игру на столе. Не забывайте, условное поле может в любой момент вырасти в любую сторону. Тут-то и становится понятно, как удачно выбран размер карт – даже небольшого стола точно будет достаточно.
Ещё одна сильная сторона игры – это оформление. Для каждого фильма художник изобразил уникальную минималистичную иллюстрацию, отражающую суть киноленты. И одно только разглядывание карт доставляет эстетическое удовольствие, не говоря уже об использовании их в игровом процессе.
Самое главное, играть в Comparity интересно. Ознакомительная партия в набор Кино прошла увлекательно и задорно (с ехидными усмешками и демонстрацией всяких забавных жестов при ошибках соперника). А это для меня самый главный критерий игры для компании.
Плюсы:
— игровой процесс оригинален (несмотря на сходство с Таймлайном);
— очень красивые иллюстрации на всех карточках без исключения;
— есть возможность подколоть соперников;
— весьма умеренная цена.
Минусы:
— нужно сделать над собой небольшое усилие, чтобы понять правила;
— не все смогут играть в вариант с кассовыми сборами фильмов.
Предварительный вердикт таков: перед нами хорошая игра для компании. У неё есть небольшой порожек вхождения из-за неожиданно объёмных правил, но первая же партия развеивает все сложности и сполна увлекает процессом. Рекомендую.
А я только-только написал про СССР:
http://oflex.ru/comparity-sssr-obzor.html
Впечатления схожие.