Советская игра «Из Саара в Москву»

Тов. bgfan опубликовал у себя в жж описание одной советской игрушки — Из Саара в Москву. По сути это типичная ходилка, но с одной изюминкой. Каждый игрок ходит здесь не одной фишкой, как обычно, а двумя. Ещё рекомендую внимательно прочитать правила. Клетки "осмотр совхоза" и "отдых в колхозе" — это вещь! 🙂 

Правила достаточно просты. И, рассказывая о механике, могу только заметить, что неизвестный автор соединил в одной игре правила двух очень известных других. Базовая механика — от гуська (змей и лестниц), но к ней добавлено правило из "Тише едешь — дальше будешь", что каждый игрок управляет двумя фишками.

Интересней понять, какого года игра. Даже не так: интересно, что раздумывая над тем, какого года игра, приходишь к очень узкому интервалу дат.

Игра создана на волне популярности книги "Губерт в стране чудес". В начале 1935 года в Сааре, области, находившейся под управлением Лиги Наций, был проведен референдум. В какой стране вы хотите дальше жить: в независимой, во Французской республике или Третьем Рейхе? Более 90% выбрали последнее. Рабочий-железнодорожник и коммунист Иоганн Лосте, собираясь начать жизнь эмигранта во Франции, просит советского журналиста Михаила Кольцова взять под опеку 12-летнего сына — Губерта Лосте. Как раз по впечатлениям Губерта о поездке в СССР и написана вышеназванная книга.

Это — самая ранняя дата. Которая подтверждается еще одним фактом. Клеткой на игровом поле про заводы Ситроена. Увлеченный идеей, что реклама — двигатель торговли, Андре Ситроен не скупился на увековечивание своей фамилии. Например, в начале 30х Эйфелева башня не просто освещалась ночами, а лампочки складывались в слово "Ситроен". Все это привело к тому, что компания оказалась на грани банкротства. И Ситроен вынужден был передать свое детище кредиторам. Тоже в начале 1935 года. План спасения компании новыми хозяевами включал в себя и увольнение практически каждого третьего рабочего.

Самая поздняя тоже легко вычисляется. По наличию на игровом поле Вены — столицы Австрии и Праги — столицы Чехословакии. Первая утратила свой статус в начале 1938 года, вторая — в начале 1939. Вот и получается, что игра могла быть создана лишь в интервале с середины 1935 года до начала 1938 года.

Я чуть сократил преамбулу из правил. Всё остальное воспроизвел достаточно точно. И пропущенный номер у Праги, и "авиопраздник", и что еще найдете.

Как пробраться из фашистского Саара к нам, в Москву? Губерт много думал над этим. Он не забыл ни одной дороги, ни одного средства сообщения: пароходом, самолетом, поездом, и на лыжах, и даже пешком…

Попробуйте, ребята, и вы пробраться по этой карте из Саара в Москву.

В эту игру могут играть двое, трое, шестеро и больше ребят. Каждый играющий берет по две фишки; если нет фишек, можно взять пуговицы, винтики, палочки. Из глины, хлебного мякиша, куска дерева сделайте кубик-косточку для бросания. На шести сторонах кубика напишите или выдавите точки от одной до шести.

Потом бросайте эту косточку и по числу выпавших очков передвигайте вперед фишки. Передвигать можно любую фишку – ту, которую выгоднее. Выигрывает тот, кто раньше приедет в Москву.

Правила игры

1 — Граница с Германией. Попавшего в эту клетку хватают штурмовики и отправляют на допрос в клетку № 4.

4 — Штаб штурмовиков. Попавший в эту клетку пропускает три хода.

5 — Фашистская тюрьма. Попавшая в эту клетку фишка выбывает из игры.

6 — Французская граница. Отсюда идут поезда на Париж. Из этой клетки фишка продвигается в клетку № 10.

9 — Завод Ситроена. Безработные у ворот, они только что уволены. Узнав, что попавший сюда путешественник едет в СССР, они усаживают его на скорый поезд. Таким образом, попавший в эту клетку к числу выброшенных очков следующего хода прибавляет 2.

10 — Париж (столица Франции). Попавший в эту клетку осматривает город и пропускает два хода.

12 — Гавр (порт Франции). Отсюда идут пароходы через Лондон в СССР. Попавший в эту клетку переносится сразу в клетку № 14.

13 — Марсель (порт Франции). Порт, из которого идут пароходы в СССР через Средиземное море. Отсюда фишка переносится в клетку № 23.

14 — Лондон (столица Англии). Попавший сюда теряет два хода на осмотр города и вследствие того, что в море качает, решает самолетом вернуться в Париж (клетка № 10), чтобы оттуда ехать другим путем.

16 — Швейцария. Попавший сюда сразу отправляется поездом в Италию в Геную (клетка № 27).

17 — Горный обвал загораживает путь. Попавший сюда вынужден вернуться в клетку № 15.

18 — Прямые билеты отсюда продаются не дальше, чем до Варшавы. Действительны только кости 1, 2 и 3.

19 — Вена (столица Австрии). Попавший сюда передвигается на одну клетку вперед.

20 — Прага (столица Чехо-Словакии). Попавший сюда передвигается на одну клетку вперед.

21 — Варшава (столица Польши). Попавший сюда теряет два хода, пока его выпустят в СССР. Пропустив два хода, прежде чем бросить косточку, он переставляет фишку в клетку № 32, откуда продолжает игру.

26 — Буря на море. Пароход вынужден вернуться в тихую бухту (клетка № 22).

27 — Генуя (порт Италии). Вследствие забастовки моряков пароходное движение прекращено на два хода. Потом идут только медленные товарно-пассажирские пароходы. Действительны кости 1, 2 и 3. Если выпадет больше очков, теряется ход.

28 — Пароход садится на мель около острова. Попавший в эту клетку сидит в ней, пока его не выручит другая фишка, причем обе фишки возвращаются для ремонта в тихую бухту (клетка № 22).

29 — Стамбул (порт Турции). Попавший сюда садится на пароход Совторгфлота и переезжает сразу в Севастополь (клетка № 39).

30 — Черное море. Пароход терпит аварию и причаливает к берегам Румынии. Его задерживают румынские власти и пассажиры, потеряв два хода, сухопутным путем возвращаются в Швейцарию (клетка № 15).

31 — Одесса. Отсюда пассажир едет пароходом в Севастополь (клетка № 39).

32 — Негорелое (станция на границе СССР).

33 — Посадка в скорый поезд, останавливающийся только на нечетный остановках (1, 3 и 5). Поэтому, если выбрасываются кости 2, 4, 6, они считаются недействительными, и ход теряется.

34 — Осмотр совхоза. Из совхоза делается маленькая прогулка пешком. Отсюда действительны только кости 1, 2, 3. Если выбрасываются 4, 5 и 6, игрок пропускает ход.

35 — Отдых в колхозе. Пропускают один ход, а потом действительны только кости 1, 2, 3.

36 — Попавший в эту клетку возвращается в Негорелое, чтобы оттуда продолжать путешествие.

37 — Попавший сюда узнает, что в Минске устраивается авиапраздник, и едет туда.

38 — Авиапраздник в Минске. Попавший сюда улетает на аэроплане в Москву (клетка № 45).

40 — Ялта. Поездка на катере в Севастополь (№ 39).

41 — Артек. Здесь герой попадает в детский пионерлагерь и пропускает три хода.

44 — Днепрогэс. Осмотр Днепрогэса (пропускается один ход). Отсюда по Днепру возвращение в Киев (№ 43).

Скачать поле для игры Из Саара в Москву (jpg, 0.2 Mb)

Из Саара в Москву, Правила, Распечатай-и-играй



Похожие записи
  • Четверо смелых: партия в «Twilight Imperium»
  • Спасите Москву. Этюд в «Ни шагу назад!»
  • Разведчики — распечатай и играй
  • Весёлые картинки, № 117
  • Карикатура: Дорк
    1. Dan
      13 Ноя 2010 из 11:12 | #1

      Расчёт дат, на мой взгляд неверный. Вы определили, в какое время происходят события игры, но судя по клетке «фашистская тюрьма», сама игра сделана не раньше 1941-го. А скорее всего — после войны.


    2. Xneg
      13 Ноя 2010 из 11:25 | #2

      @Dan

      Сомнительно, что во время войны выпускались игры.

      А вообще-то фашистов в СССР не любили вплоть до 39 года, когда не удалось нормально договориться с Англией и Францией.


    3. vladdrak
      13 Ноя 2010 из 15:15 | #3

      Ну у меня там в комментариях появился человек, который про игру знал, а не вычислял. Дата игры по его данным как раз в мой диапазон и попадает.


      Хнег, с 43го — активно выпускались.


    4. Maverick
      13 Ноя 2010 из 15:18 | #4

      4 – Штаб штурмовиков. Попавший в эту клетку пропускает три хода.


      41 – Артек. Здесь герой попадает в детский пионерлагерь и пропускает три хода.


      Ха-ха! Санкции одинаковы, разницы между заведениями никакой что ли? )))


    5. Xneg
      13 Ноя 2010 из 15:33 | #5

      @vladdrak

      Может идея более ранняя? 43й год, Марсель и Гавр еще у немцев все же, в СССР не доберешься.


    6. vladdrak
      13 Ноя 2010 из 16:01 | #6

      Блин, не путайте меня:) Это две разные даты. Игра — 1936 года, а с 1943 года в СССР начали активно восстанавливать производство игрушек.


    7. White
      13 Ноя 2010 из 16:16 | #7


      Xneg :@DanСомнительно, что во время войны выпускались игры.А вообще-то фашистов в СССР не любили вплоть до 39 года, когда не удалось нормально договориться с Англией и Францией.


      Это не совсем верно, и до пакта Молотова-Рибентропа вполне себе дружно контактировали, весь цвет немецких бронетанковых войск и люфтваффе был обучен в СССР… Даже тактика Блицкрига которой отпыжили Францию, не немецкое изобритение…


    8. Tinker
      13 Ноя 2010 из 16:21 | #8

      Игра вместе с книгой шла. А книгу издали в 1935 году. На алибе за бешеные деньги лежит экземпляр.


    9. Андрей
      13 Ноя 2010 из 17:39 | #9

      @White

      не до пакта молотова-риббентропа, а до прихода к власти гитлера. советские издания почитайте тех лет, сплошь антифашистская пропаганда.


    10. Xneg
      13 Ноя 2010 из 22:14 | #10

      @vladdrak

      Я все-таки не понимаю, как с 43? То есть, в стране больше нечем было заняться, как восстанавливать производство игрушек?


    11. Сергей М
      14 Ноя 2010 из 14:05 | #11

      Я как-то окрывал «Съезд 16 партии»(а может и не шестнадцатой), но дата там была до 40-го года. Товарищ Сталин и соратники активно ругали и высмеевали фашизм…


    12. Dan
      14 Ноя 2010 из 17:19 | #12

      Несмотря на кажущуюся линейность, тут есть развилки.

      Например, клетки с 39 по 44 являются отдельной веткой, в которую можно попасть только через Стамбул (29) или Одессу (31).


    13. DedoK
      14 Ноя 2010 из 19:15 | #13

      Maverick

      +1 тоже это заметил )


    1. Трекбеков пока нет.