Читатель Давид подготовил перевод нестандартного обзора игры Space Empires с дополнением Close Encounters. Автор статьи сравнивает ее с другими наиболее яркими представителями схожего жанра, объясняет почему для него она величайшая игра во вселенной.
Итак, что-то вас заставило зайти сюда, не так ли?
На самом деле, это величайшая стратегическая игра в космосе нашей эры. Я даже не могу передать вам, насколько хороша она для меня, я бы дал 11+ из 10, эта игра в моем топе трех (с Mage Knight и…не знаю , CC: Europe или может Android: Netrunner)
Но.
После долгого спора с другом, я понял почему она не так привлекательна для игроков в 2015 году, поэтому в своем обзоре я постараюсь подойти к игре с другой стороны: вместо описания содержания и правил (оставим их для других потрясающих обзоров), я пройдусь по альтернативным вариантам SE4x, и если вы это вытерпите, я вам в итоге скажу, чем же она так хороша – ЕСЛИ же конечно вы любите такие игры.
Я много лет играл в морские военные игры начиная Close Action и заканчивая Fighting Sail, самые сложные (как мне кажется), после играл в серии WW2 от пехотных (CC:E, BoB) до больших стратегий (Barbarossa to Berlin), наполеоновские, ACW (качество оформления карт битв феноменальное) …список можно продолжать долго.
Одна из моих компьютерных игр была старая досовская Ascendancy. У меня была только демо-версия (не было денег на полную), но все же, сколько удовольствие я получил от этой програмки. В последнее время за неимением большого количества свободного времени, я немного играл в Sins of a Solar Empire и маленький ребенок в моей душе радовался- следующая логическая мысль была, попробовать ответить на вопрос: " Может ли существовать гле-нибудь такая настольная игра, которая сможет вызвать во мне те же чувства? -и тут начались мои поиски.
A. Альтернативы
Излишне говорить, что все это лишь мое личное мнение, но к нему можно прислушаться, и я прекрасно осознаю, что любой игровой опыт- результат того, с кем вы играете, вашего психологического и физического состояния, свободного времени и многих других факторов. Поэтому ваше мнение может отличаться, и в этом ничего плохого нет, но мое мнение при мне и я никого не заставляю слепо следовать ему
Twilight Imperium 3 эпичная игра, краеугольный камень космических стратегий
(+) Космоопера, игра цивилизационного типа в самом лучшем виде.
(+) Много различных пластиковых кораблей отличного качества.
(+) Большое количество модульных гексов с планетами, туманностями, сверхновым, червоточинами, полями астероидов, или ни с чем!
(+) 10 различных рас с уникальными способностями
(+) Глубокое погружение в строительство цивилизаций: политика, торговля, наземные и космические битвы, древо технологий и т.д.
(+) Высокая реиграбильность, каждая игра — новое путешествие, но очень глобальное.
(-) Одна партия длиться не то что часами, годами. Вы сможете спокойно отыграть во что-нибудь другое средней сложности, только в течении того времени, пока вы будете подготавливаться к игре.
(-) По-настоящему раскрывается только с 4-5 игроками.
(-) Гонка за очками заставит вас делать то, что необходимо, вместо того, что вам хочется в игре.
(-) Карта Imperial Strategy!!!
(-) Необходим большой стол для игры! (Хотя можно это и к плюсам отнести, если вы желаете почувствовать масштабность игры)
Eclipse молодой аутсайдер, умный гибрид, обещающий дать Космическую Одиссею (евро) в массы
(+) Хорошее графическое оформление с прекрасными гексами, пластическими кораблями и множество жетонов.
(+) Умная добавка деревянных фишек типичных евро игр
(+) Настройка вашего флота, основанная на древе технологий, позволяет вам строить ваш флот как вам угодно.
(+) Отличное взаимодействие с игрой, даже если вы пропустили свой ход.
(+) Простая, хорошо налаженная политика, колонизации, древние расы…"всего по немного".
+ Вполне приемлемое время игры: на участника придется примерно по 45-60 игрового времени
(-) Всего по чуть-чуть и много чего-ничего.
(-) Удача: рандомная разведка, рандомные бои, рандомные победные очки с битв, рандомные технологии.
(-) Нет волшебного чувства, вы просто бросаете кубики, карта мала (это не уменьшает фактор удачи)
(-) Настраиваемые корабли, но ваши бои будут проходить с 2-3 из них
(-) Древние корабли могут остановить вашу экспансию, если вам не будет везти
Exodus: Proxima Centauru (2 редакция) — легкий вариант, недостающий кусочек, типичный амитреш
(+) Когда раунд называется" Запуск орудий массового уничтожения"- это поражает
Засекреченные от других игроков перемещения-умное решение
(+) Взаимодействие: настоящая, налаженная фаза политики с голосованием, диверсификацией враждебных сил и фокусировкой на бои
(+) Отличный порядок хода, активация/ реактивация карт легко помогают вам сфокусироваться на том, что вам нужно
(+) Также, как и в Eclipse отличное и продвинутое древо технологий (получаете скидки за использование одного древа)
(+) Четкая схема игрового процесса дает приемлемое время игры (45/60 минут на игрока)
(-) Пластиковые корабли низкого качества
(-) Нет разведки, карта открыта с самого начала, недостаток ощущения неизведанности
(-) Неудобные, крошечные кубики на карте, непропорциональное количество места для настройки кораблей (простое увеличение боевой силы)
(-) Банки, торговля, добыча зависит от броска костей
(-) Открытая стратегия означает что, новые игроки будут теряться в первых играх.
Б. Менее известные аналоги
Отдам должное Empires of the Void за уникальные свойства планет и различный подход к колонизации: если вы захватили планету используя дипломатию вы получите специальный корабль, очень аккуратная идея. Комбо из возможных карт могут привести к интересным последствиям.
Omega Centauri имеет очень занимательный AI империи, который работает против вас, он в меньшей мере сосредоточен на малых секторах и кораблях, он диктует правила многовековых войн, соответственно убрав кубики и абстрагировав бои. Визуальная часть запоминающаяся, совершенно ясно, что оно отличается от классического 4x дизайна. Очень интересно.
Hegemonic симулятор космической империи для "думающего человека". В нем меньше ракет, маскирующих устройств и различных фантастических вещиц, зато имеется умное позиционирование, абстрактность и чуть-чуть "расчетливого" конфликта. Игра может показаться сухой и скучной, но в ней есть много всего привлекательного, я восхищаюсь работой художников, которые не придерживаются каких-то тенденций и думают своей головой, конечно же если вы ищите насыщенную, атмосферную игру, она не для вас.
Я мог бы перечислить еще много других настольных игр: старая AH Stellar Conquest, Throneworld, и легкую дуэльную Imperial Stars 2. Множество других. Но настало время говорить об одной и только игре, простите меня за то что отвлекся.
В. Почему это лучшая игра во вселенной?
В ней есть все, что вы ищете. Если попробовать описать ее одним словом, получим "roguelike".
(+) Открытая: первое что меня зацепило. Автор не заставляет вас совершать определенные действия, вы сами выбираете свой путь. Космическое пространство представляет из себя сложную схему, вам может повстречаться опасность! и если это произойдет, все корабли уничтожаться. Хммм… Придётся побольше использовать дешевых разведчиков, не так ли?
(+) Огромная: как мы видели в других играх присутствуют порядка 20-40 гексов для исследования. Здесь вы найдете около сотни. Колонизируемые планеты, бесплодные планеты, черные дыры, туманности, астероиды, космический опасности, сверхновые, ресурсы, древние корабли с потерянными технологиями, магнитные поля, заставляющие вас теряться…Каждый раз когда вы переворачиваете маркер Системы вас ждет небольшое чудо. Прямо Рождественские праздники.
(+) Интуитивно понятная: у вас тонны кораблей, но все они выполняют определенную функцию. Колонизационный корабль позволяет заселять миры. Добывающий охотится за ресурсами (и туманностями с расширением). Форты прекрасные защитные оплоты. Колонии потихоньку (и автоматически) улучшаются. Торговцы создают торговые пути. И слава Богу у вас только ресурс одного типа. У вас есть 37 очков? вы можете потратить их все. Никаких переводов, нет торговли овцами за лес(хм): все технологии доступны для всех игроков, главный вопрос "во что вкладываться?", а не "если я получу это у меня будет скидка -2" ("А когда мы там торгуемся?") Если вы когда-нибудь играли в компьютерные игры, похожие на Sins of a Solar Empire, вы разберетесь за секунды во всем.
(+) Флот — это Флот: помните те игры, где вам было достаточно 4, 5 кораблей для победы? Эти дни закончились. У вас будут 10 кораблей с 2-5 улучшениями на модель и 6 индивидуальных судов в добавок. Бои с 20-30 кораблями на одной стороне совершенно обычное явление, с гигантскими головными кораблями принимающими на себя основной удар и маленькими корветами маневрирующими в тылу врага в то время как рой истребителей несет смерть вражеским силам.
Солнечные системы скрыты, на границах империй постоянно происходят мелкие стычки в то время как основа флота из пугающих Титанов (в расширении) ведет свой путь в сердце врага.
(+) Скрытность и блеф: теперь прислушайтесь. Конечно же пластиковые корабли это прекрасно. В Eclipse он очень качественен, может только из-за этого вы купите его.
Но скажите мне как в действительности заранее возможно знать местоположение каждого корабля, технологии, ресурса. Я большой поклонник Age of Sail, может быть вы помнить известную битву при Трафальгаре, когда английский адмирал Нельсон победил испано-французскую коалицию, битва представляла из себя кульминацию игры в прятки, угадывания позиций в море.
Похожее чувство возникает и в этой игре. Приманки- идея того, чтобы прятать юниты в космосе, потрясающа. До фазы экономики еще далеко, а огромный флот врага уже близко? Как это могло произойти? Может это умный блеф? Самая лучшая часть игры, она напряженная, тактическая, очень хорошее оправдание использованию фишек кораблей вместо миниатюр. Мой поклон автору за такую идею!
(+) Записи на бумаге: да это плюс. Тому две причины:
1) Все ваши данные надежно хранятся, нет сдвигов каунтеров, никаких кубиков, все записано, жаль людей, которые не могут считать хоть немного: 20+3-7… Раз в три хода? Проверим. Бумага не врет.
2) Важные данные записаны на листке. Видите? Это означает, что систему легко настраивать. У вас только первый этап, а Джим уже освоил технологию Mines, потратился и усилил крейсеры? Вам не придется покупать новый продукт- просто возьмите новый листок бумаги с обновленными статами.
Вы изучили новые интересные технологии Alien Embassy, Plasma Torpedoes, Nuclear Mines и что теперь? Добавьте строчку в записи. Слишком трудно использовать маркеры на карте? И не нужно. Запишите их…понятно где.
(+) Довольно объемно, но без новшеств: дополнение добавляет многое, но ничего фундаментального. React movement ? Не используйте пока не познакомитесь с базовой системой. Наземные битвы и опыт заставляют вас скучать? Не обращайте на них внимание. Хотите выдумать маленький сценарий, в котором разрешены только маскировка и транспортеры? Дерзайте! Возможности практически безграничны, реиграбельность огромная, тактики и способы борьбы постоянно меняются. Сильный удар по кошельку? Но эта игра на голову лучше остальных.
(+) Победу нужно заслужить: здесь победа-ваша заслуга. Согласен, присутствует удача при отыгрышах в системе, при бросках кубиков, но в конечном итоге, огромное количество времени и пространства вы будите иметь равные шансы на победу.
В игре нет ограничения количества ходов, болезни “окончания игры в тот момент, когда она только заинтересовала вас.” Геймплей очень сбалансирован, каждая технология имеет и плюсы, и минусы, даже если вы будите проигрывать, у вас все равно будет маленький шанс перехитрить врага, хотя бы из гордости в последнем раунде.
(-) Она не сильно привлекает своим графическим оформлением: один, единственный нюанс. Игра не привлекательна. Карта простенькая, жетоны… фишки, счетчики, шрифты такое ощущение как будто сделаны старыми дедушкиными чернилами, нужно приложить гигантское усилие, чтобы назвать их картинками кораблей. Методика записей на листках отсылает нас в бухгалтерию восьмидесятых. Игра слишком долгая. Система слишком беспощадна, я потерял весь свой флот всего лишь открыв одну опасность. Нет политики, только война. Нет торговли. В ней даже нет различных рас, только общие особенности (в дополнении).
В действительности, есть очень важная часть игрового процесса в каждой игре. Если вы не попробуете, вы не увидите плюсов и минусов игры. Если вы не сможете преодолеть собственный скепцетизм, нет смысла продолжать. Важная часть- сам игрок. Twilight Struggle не умная проработанная модель Холодной войны, а всего лишь набор случайно появляющихся событий. Battlelore не битва между двумя бушующими фэнтезийными силами, а удача, избыток всего, пиршество карт и кубиков. В таком ключе можно говорить о каждой игре.
Г. Что в итоге?
Стивен Кинг как-то сказал, что испытывает смешанные чувства к фильму “Сияние”: он хорош, но посмотрев картину люди всегда будут ассоциировать лицо Джека Николсона с главным героем, читая о других подвигах Торранса. Не обязательно плохо, но возможно это и нехорошо.
Потому что этим ограничевается ваше воображение.
В Space Empires 4X нет предела воображению: оно возводит его в N степень.
Если она не для вас, нормально, пожалуйста, было приятно познакомится с вами и удачного дня. Но если же она вас впечатлила – лучше вы не найдете. Рейтинг? Вне рейтинга. Не поддается оценке. А теперь простите меня, мне нужно вскрыть мои боевые истребители и удивить друга)
Отличная статья! С удовольствием прочёл. Давно хотел сыграть. Теперь, видимо, придётся 🙂 К тому же, статья хороша упоминанием других 4х игр, про которые я не слышал. Можно про них подробнее почитать.
В свое время не купил базовую коробку, а теперь ее нет уже в продаже…
@pstr
Берите доп сразу, от базы нужны только поле и листы технологий.
Пришлось сделать мод для TTS, чтобы попробовать, что это за зверь.. После того, как начитался отзывов, хотел уже купить за любые деньги, но все таки подумав, решил сначала мод сделать. Поиграл чуть-чуть, и желание пропало уже покупать, несмотря на то, что игра понравилась )))
На GMT Games собирают заказы в рамках P500 на второй доп «Space Empires: Replicators». http://www.gmtgames.com/p-468-space-empires-replicators.aspx
У меня есть программа под андроид которая заменяет бумагу и фишки под флотами. Я даже на Тесере вроде ссылку выкладывал на неё. С ней играть значительно проще и быстрее. Поддерживает почти все фичи из дополнения.
В статье не совсем корректный минус у Эклипс ана рандомность боёв. В Эклипсе рандомность боёв намного меньше чем в КосмоИмпериях. Ну и главное в Космоимпериях по мере исследования техов она нарастает.
Доп к ним честно говоря сильно на любителя. Большую чатсь добавлений можно и не покупая из правил сделать. А главное добавление планетарный бой увеличивает время игры прямо ужасающе.
Спасибо за находку интересной статьи. Пара неточностей про игру «Exodus:proxima centauri»
В оригинальной статье минус:
Very few plastic ships!
Переведено как «пластиковые корабли плохого качества». Их просто мало в базовой коробке по два на каждый тип.
Второе в оригинальной статье минус про кубик в банкинге, добыче и торговле. Этого нет во второй редакции игры (которая вроде и описывается). Вообще это хорошая игра плохо известна в русских интернетах.
Рекомендую её с дополнением брать там много интересного ( например уникальные технологии для разных фракций) и дополнительные корабли.
А как же Interspace? Это же яркий пример чрезвычайно удачного исследования космоса и и пример плохого дизайна для рассчета победных очков.
Гегемоника — чрезвычайно удачный пример 4Х «камень-ножницы-бумага».
…есть у меня подозрение, что на раскладывание (а потом перемещение) всех этих каунтеров и жетончиков тратится немало времени.
И вероятно, ещё больше — на бои с таким количеством кораблей.
Даже если вдвоём играть. А вчетвером?
Все минусы игры автор собрал в один абзац (как бы минус всего один). Но разложив недостатки написанные автором, то получится не меньше, чем в ТИ и Эклипс.
По-моему мнению, самый главный недостаток, то что 4хСЕ — это компьютерная игра, скрупулезно перенесенная на стол.
Недостатки ТИ высосаны из пальца:
(-) Одна партия длиться не то что часами, годами.
Не думаю, что 4xSE намного быстрее играется
(-) По-настоящему раскрывается только с 4-5 игроками.
А точнее вшестером, но в борьбе за галактический трон и должно участвовать много игроков.
(-) Гонка за очками заставит вас делать то, что необходимо, вместо того, что вам хочется в игре.
Хотя для победы и надо выполнять задания, но способов достижения цели куда больше чем в 4хSE.
(-) Карта Imperial Strategy!!!
С дополнениями (а в ТИ без дополнений я играть не советую) эта проблема решена, карты империал нет :), заменена Бюрократией.
(-) Необходим большой стол для игры!
Даже комментировать не нужно.
@Константин
Если 4xSE. Имеет те же недостатки что и TI3 это не делает TI3 лучше. Чудовищно медленная игра. Время партии уничтожает фан, увы эта игра из прошлого.
@Archy
Если убрать фишки с количеством с поля то довольно быстро всё. С ними да заметно тормозит, так как приходится регулярно сомтреть где сколько кого стоит.
Бои проходят по моим ощущениям не медленнее чем в Экслипс. Минус я уже говорил в том что в Эклипс постепенно доля случайности снижается, тут же на оборот растёт. Это вызывает замедление боя.
@Константин
Это не компьютерная игра. Есть же рассказ разработчика как он её создавал. И не старая кстати. Просто группа ребят создавала игру про космос ДЛЯ СЕБЯ. У них наворотов было вроде даже больше, в том что издали много урезали и облегчили.
Технически у игры есть только 1 плюс. Это полноценный туман войны. То есть ты реально о противниках знаешь только то что видишь. А видно очнеь мало.
Если этот плюс не интересен, то лучше играть во что то другое.
Ну и да игра просто требует электронного помошника. С ним играется намного быстрее.
Статистически получается 6.5 часов на 4-х игроков играется 15 кругов. При чём последние круги могут занимать 30-40 минут из-за обилия боёв.
5.5 часов играется на 3-их 17-18 кругов и на 2-их около 20 кругов.
Естественно играем не на уничтожение всех. Это занимает дофига времени и бессмыслено. Обычно играется до вынесли первого.