Настольные игры европейского стиля среди опытных игроков нынче не в почёте. За последние лет пять большинство любителей настолок вдоволь насытились возможностями построить экономический движок, способный перерабатывать ресурсы в победные очки, и в сегодняшних условиях появление новой евроигры воспринимается не с восторженными возгласами, а косым взглядом, да мыслями «ещё одна». Выставление рабочих, сбор комбинаций карт, производство ресурсов, набор очков – всё это мы проходили уже не раз. А потом появилась Splendor.
Splendor, что по-русски означает «Роскошь», предлагает игрокам почувствовать себя в роли владельцев приисков драгоценных камней и различных шахт. В игре нужно будет добывать драгоценности на колониальных территориях, транспортировать и их в метрополию, где из неограненных алмазов и изумрудов могут сотворить ювелирное произведение искусства. И, как это часто бывает в евроиграх, сюжет здесь присутствует лишь побочно. На самом деле предстоит заниматься привычными вещами: добывать ресурсы, оплачивать ими новые источники ресурсов, а впоследствии обменивать их на победные очки. Задача – первым набрать 15 очков.
Комплектация игры невелика: стопка карт, состоящая из 3 колод, несколько картонных тайлов, да пластиковые фишки, похожие на покерные. Карты самые обычные, ничем не выдающийся картон, тайлы вполне качественные, плотные, а вот при виде фишек сложно удержаться от восторженных возгласов. Большие, красивые, звонкие! Так и тянет постучать ими друг об друга. Да ещё и на них уже заранее наклеены стикеры с изображениями драгоценных камней. Любо-дорого посмотреть и пощупать в руках.
Партия в Splendor начинается с того, что на стол выкладываются три колоды карт. Из каждой колоды открываются по 4 карты – они будут доступны для покупки игрокам. Над колодами выкладываются несколько случайно отобранных картонных тайлов, это условные задания, выполнение которых принесёт игрокам очки. Под колодами размещаются покерные фишки драгоценных камней, число которых (как и число жетонов заданий) незначительно варьируется в зависимости от количества игроков. Подготовка очень простая, быстрая, не занимает практически никакого времени. Считай, достал игру из коробки и уже можно начинать.
Весь текст игровых правил уместился на одном листочке, сложенном вдвое. Ничего сложного в «Роскоши» нет, в свой ход игрок может либо взять из игрового банка ресурсы, либо оплатить своими ресурсами какую-нибудь карту и положить её перед собой. Есть ещё гибридное действие, можно «зарезервировать» себе карту, тиснув её со стола, и получив за это джокерный ресурс – золото. Захваченную таким образом карту можно впоследствии также построить в свой ход. Как только какая-то карта уходит со стола, на её место из колоды тут же выкладывается новая. Итак, в общем виде мы всегда или берём ресурсы, или строим, а потом ещё проверяем, не выполнено ли какое-нибудь задание. Один ход – одно действие. Поэтому сколько бы людей не сидело за столом, ждать своего хода не приходится.
Каждая купленная карта даёт впоследствии скидку при покупке. Скажем, построили мы рубиновую шахту, всё, теперь у нас всегда есть 1 рубин, то есть при покупке карт в будущем необходимо будет платить на 1 красный ресурс меньше. Создали ещё шахту, считай, уже на любую карту скидка в 2 рубина. Со временем может получиться так, что какие-то карты можно получать вообще бесплатно, потому что для них достаточно уже построенных источников ресурсов.
И тут мы подходим к самому интересному моменту в Splendor. По сути тут все карты делятся на два типа: карты, которые только приносят ресурсы, и карты, которые приносят ресурсы и ещё и дают очки. Вторые, понятное дело, полезнее, но и стоят они дороже. В упрощённом виде партия выглядит так: мы покупаем всякие недорогие шахты, постепенно тратим на новые рудники всё меньше и меньше ресурсов, а потом, в какой-то прекрасный момент переключаемся на карты, приносящие очки. Так вот этот самый момент очень важно правильно выбрать и уловить. Пошёл за очками чуть раньше и тебя обгонят соперники, обеспечившие себе больший запас бесплатных ресурсов. Зазевался, и вот ты уже скупаешь карты с очками, но отстаёшь от соперников на 1-2 хода.
Особенность игры в том, что заполучить очки можно и ещё одим способом. Помните тайлы «заданий»? На них изображены различные знатные персонажи, готовые почтить своим присутствием (и одарить очками) того, кто наберёт требуемую комбинацию из карт заданного цвета. Скажем, построил 4 красные и 4 синие шахты – молодец, получи 4 очка. Насобирал 3 белых, 3 синих и 3 зелёных – вот тебе 3 очка. И так далее. Эти задания, в отличие от обычных карт, не восполняются. Сколько выложено в начале партии, столько и есть, новых не будет. И вовремя выполненное задание может запросто привести к победе.
Игра достаточно проста, осваивается буквально на ходу, не требует никаких особых навыков от игроков. Текста тут нет, знай хватай разноцветные фишки-диски, да покупай за них карты. Но в этом небольшом пространстве действий уместился крайне богатый на решения игровой процесс. Каждый ход тут, по-хорошему, нужно прикидывать сразу несколько вещей. Во-первых, если брать ресурсы, то какие (можно взять либо три разноцветных жетона, либо, при определённых условиях, два одного цвета). Во-вторых, если покупать карту, то какую (зачастую имеющихся ресурсов хватает на несколько карт). В-третьих, нужно следить за соперниками и, по возможности, не отдавать ему самые удачные карты и, особенно те, что нужны для выполнения заданий. Возможно в каких-то случаях выгоднее украсть со стола карту, выгодную оппоненту, чем прямо сейчас построить то, что нужно тебе. В-четвёртых нужно иметь примерный план на несколько ходов вперёд и понимать, к чему ты идёшь: выполняешь задание или стремиться купить одну из вскрытых на столе дорогих карт с очками.
Поначалу хочется собирать все цвета и получать скидки на всё. Ты берёшь сначала одну карту, потом за 1-2 ресурса другую, затем набираешь бесплатно третью и так далее. А потом кто-то из соперников внезапно выигрывает. И постепенно приходит понимание, что с самого начала неплохо бы смотреть на задания и собирать только какие-то критичные цвета. Что для победы не обязательно иметь по 2 бесплатных камня всех 5 видов, можно, вообще, собирать штуки три цвета, главное, чтобы они были важны в текущей партии.
Холодный расчёт, правда, иногда перебивается банальной удачей. Может случиться так, что после покупки какой-то карты из колоды вскрывается новая, достающаяся сопернику практически задаром. И иногда это может привести к выполнению задания, получению дополнительных очков, а в редких случаях – и к победе в игре. Но элемент случайности не играет слишком значимой роли, да и если банально не повезло, партия-то одна длится ну, максимум, 30 минут, можно и переиграть.
Перед нами прекрасный абстракт, в котором угадываются черты многих хороших игр. Закупка карт за разноцветные ресурсы напоминает сбор комбинаций из ингредиентов в Зельеварении. Скупка карт чем-то схожа с набором карточек в Ticket to Ride. Выполнение заданий встречалось так много где, что я затрудняюсь привести конкретный пример. И при всём при этом разработчики умудрились уместить в игру крошечный, но такой приятный сюжет, который можно открыть самостоятельно, не читая правил. Дело в том, что на столе всегда лежат в открытую три ряда карт из трёх колод, и на всех картах нижней колоды нарисованы шахты, рудники и прииски, где драгоценности добываются, на картах средней колоды изображены различные транспортные средства, которыми драгоценные камни доставляются в метрополию, и, наконец, в верхнем ряду присутствуют умельцы, способные изготовить из них прекрасные украшения. Этот сюжет весьма условен и не имеет к игровому процессу никакого отношения, но лишний раз подчёркивает, проработана каждая мелочь.
Играть в Splendor можно вдвоём, втроём и вчетвером. В дуэльном режиме партия превращается в настоящую схватку, где при равном уровне соперников одна ошибка может стоить победы. Если же участников трое или четверо, цена неверных действий чуть уменьшается, но конкуренция всё равно чувствуется очень остро. Динамика игры также зависит от количества игроков. Партии на двоих – это стремительные схватки, где вперёд вырывается то один, то другой игрок. Партии на троих – умеренно-неторопливые, а игра максимальным составом может показаться достаточно медлительной (особенно это касается самых первых партий).
Если бы меня попросили охарактеризовать Splendor одним словом, я бы выбрал «аддиктивность». Это как раз тот самый случай, когда закончив одну партию, ты тут же хочешь начать новую. Всё время хочется ещё и ещё, и кажется, что каждый следующий раз будет ещё успешнее и ещё лучше.
Splendor предлагает насладиться всеми хорошими элементами игр европейского стиля, подкупая при этом качественнейшими компонентами, динамичными и недолгими партиями, а также обильным количеством значимых решений. Не знаю, родилась ли игра в результате творческого порыва, либо перед нами продукт долгих сухих математических расчётов, но суть от этого не меняется – получилось всё очень и очень хорошо. Даже если вы не любите евроигры, «Роскоши» есть что вам показать. Очень, очень хорошая игра. Настоятельно рекомендую опробовать.
ну это опять заказ, в каждом предложении восторженные нотки, реальные обзорщики так не пишут даже о самых любимых играх.
у вас паранойя? @DedoK
да вот я тоже долго думал прежде чем запостить… но всё же решился.
@DedoK
позвольте, чисто в теории, чей заказ то?
автор как я помню игру приобрел на американской барахолке за свои кровные?
@skorpio
Так понятно же чей, госдеп США не иначе.
@Liquid
целых 2 поста про игру на главной. чувствуется их стиль
Я слышал, Юре платит самолично Обама! За обзор французских игр.
По делу — игра действительно настолько крута, верьте. Она очень аддиктивная, но понять всю её мощь можно только после первой партии, т.к. в начале она кажется филлером.
На мой взгляд, игра неплохая, но не более того. Изготовление — отличное, компоненты приятные на ощупь, игровой процесс «по вхождению» — несложен.
Но меня например — совершенно не зацепила. Во-первых — это совершеннейший абстракт, где тема привязана за уши к механике. Оформление — такое ощущение, что надергали из интернета картинок и вставили на карточки. По механике — Юра совершенно прав, все это мы уже видели в разных других играх. Зачем тогда еще одна, непонятно.
Да — всем советую Star realms.
@Amsh
Казалось бы, причём тут Star Realms, которая по механике почти полностью копирует Ascension (с элементами Rune Age)? Особенно учитывая окончание предпоследнего поста 🙂
Ну вы чё? Как в это можно играть? Скукотища!!!
я давно заметил что Юре нравятся абстракты, лично мне не очень, но отчет зашел глянуть. а так объективно статья заказной быть не может так как в России не локализуют, насколько понял купил он ее сам. Единственно только что времени писать нету вот и попросил кого то из товарищей.
Судя по скринам локализировать там не чего, возможно это и взял на заметку какой то магазинчик.
Конечно она может быть не заказной, но написана очень приторно, разбирать статью по фразам не охота, но человек который просто делится своим мнением так мысли не излагает. Такое впечатление что читаешь сочинение какой то девушки которая старается использовать все шаблоны которые ей встречались в печатных изданиях.
Дело не в том что заказная статья или нет, просто сам стиль раздражает. Конечно читать никто не заставляет, но пока ведь не прочтёшь содержание, не узнаешь нужно ли было читать.
Было бы неплохо указывать автора, что бы можно было игнорировать конкретного автора и не портить себе и окружающим настроение.
Star Realms по механике очень похожа на Аscension, но прямое противостояние добавляет в игру азарта. Кроме того, SR гораздо атмосферней. Реальный бой. По хорошему, если бы таким был World of Tanks — взял бы не задумываясь. А Splendor — это просто абстракт, и довольно скучный. Ну переложил ты эти фишки, купил на них сначала шахту (?), потом верблюда (?), потом ювелира (?), а потом какого то человека, который типа потребитель. И чего? Зевнул, ссыпал все в коробку и привет. Ни азарта, ни гонки. Ничего.
@Amsh
Кубики покидайте, если хочется азарта, быстрее будет, а результат примерно такой же 🙂
Впрочем, я вообще не об этом писал. Разъясняю: цитата «По механике … все это мы уже видели в разных других играх. Зачем тогда еще одна, непонятно.» полностью подходит и к Star Realms, но вы её советуете сразу после того как записали это в минус Splendor. Это не говоря уж о том, что вы в комментариях к статье про одну игру некоторого типа и жанра, вы начинаете советовать другую игру, другого типа и жанра. Да ещё и сравнивать их пытаетесь.
В «Сплендор» офигенно интересно играть, но через 5 минут после партии не остается НИКАКОГО послевкусия.
Игра полностью лишена атмосферности и послевкусия. При этом она шедеврально поглотила и переработала лучшие механики настольного мира.
Эдакий настольный халиф на час, на час пока играешь.
О каких механиКАХ можно спорить, если здесь всего ОДНА механика, причём в чистом виде — «построение эффективного игрового движка» (по добыче драгоценностей)?
Отличная быстрая игра на двоих — если использовать мою поправку к правилам (пол-колоды + возможность использовать одну чужую скидку). При большем числе игроков чересчур хаотична.
Вступительный пассаж про опытных игроков и евро — это жесть!
Новая тенденция — обсуждать не игру, а обзор / обзорщика.
Мировой закулисы, поди. Людт думают, небось, заказы поступают периодически. Вон, опять же, часы себе хорошие прикупил. Не иначе заказными обзорами кормится! 🙂
Оформление на уровне «неплохо» меня вполне устраивает. Могу высказать лишь претензии к цветным кружкам с цифрами (единственное, куда я смотрю на карте), в прототипе они выглядели симпатичнее.
Игра не предлагает кардинально новых механик, зато позволяет попробовать самое вкусное, что в них есть. Соперничество, стратегия, сессионность, решения — всё это очень здорово реализовано.
С первого взгляда заинтересовала. Попробую при случае, в Самару копия одна точно приехала недавно.
Спасибо конечно за разъяснение, но я понял о чем ваш опус. Игры эти я и не сравнивал, а написал про SR вот почему: мы видели это в Ascension, но небольшие отличия радикально изменили игровые ощущения.
В Сплендоре — все это уже было, принципиальных отличий нет.
И, кстати, азартные игры — это не только с кубиками. Почитайте что такое азартные игры. Полезно для образования.
@Pard
Вовсе не одна. Здест есть еще и открытый драфт и менеджмент ресурсов. А так — да, хороша вышла игрушка.
Здесь как раз тот случай, когда всё гениальное — просто. Убрали всё лишнее, получилась чистейшая стратегия для 2 игроков без каких-либо выкрутасов (типа шахмат).
Как я сказал, её можно улучшить:
1. Разделить все колоды на 2 части и сыграть ими 2 партии, очки суммируются. Поскольку цвета одинаково не поделятся, среди них будут перекосы — чего-то будет не хватать, чего-то окажется с избытком. Задача игроков — первым прочувствовать нюансы данной партии (а они все будут совсем разными!) и использовать их максимально эффективно. Профи могут разделить колоды на 3 части и сыграть 3 партии.
2. Позволить игроку использовать при покупке ОДНУ карту противника. Это, во-первых, немного уравняет шансы игроков на победу (ну, бывает, что одному как на заказ постоянно открываются отличные карты), а во-вторых, добавит стратегии — игроку придётся учитывать и карты противника (что и как можно использовать, а какие цвета следует развить самому). Поскольку игроки начнут ВНИМАТЕЛЬНО следить за картами противника, игра перестанет быть личным пасьянсом, а — как и в случае с правилом Гарфильда для «Сказки» — выйдет на принципиально другой уровень по азарту.
@Amsh
Забавно, что вы меня пытаетесь ещё образовывать 🙂 Уж поверьте, я в курсе, какие бывают настольные игры, опыт сказывается 🙂
Вы пишете, что не сравнивали игры, но в вашем комментарии сначала идёт текст про SR, а затем «А Splendor — это просто абстракт…», далее «Ни азарта, ни гонки. Ничего.» При этом про азарт вы сначала писали про SR. Это называется сравнение.
Ну, и если вы поняли мой «опус», как вы выражаетесь, то непонятно, зачем же вы продолжаете свой оффтопик про SR?
@zuzubun
Закрываем тему. Про SR согласен, это оффтоп. Ну нравится мне.
Одна из лучших игр года. Первый раз такое,когда от игры совершенно ничего не ждал, а получился шедевр. Обычно наоборот.
Сыграли сегодня в клубе, всем понравилось. Будем играть еще.