Предлагаю ознакомиться с моим переводом обзора, в котором проводится сравнение между двумя кооперативными играми: уже известной и даже локализованной Пандемией и новинкой Эссена этого года — Flash Point: Fire Rescue.
Сравнение Flash Point и Pandemic
Эта игра похожа на Пандемию, но отличается темой. Тут вы становитесь пожарными, спасающими из горящего здания людей. Но сходство с Пандемией ощутимо. У вас есть 4 действия, которые можно тратить на перемещение, тушение пожара, вытаскивание из здания людей, проламывание стен и т.п. В конце хода вы бросаете кубик, и огонь систематически распространяется (что очень тематично). У меня за плечами всего лишь одна партия на двоих, но я могу рассказать о правилах игры и поделиться своими впечатлениями. В своём рассказе я буду приводить сравнения с Пандемией.
Цель игры
В Пандемии нужно найти вакцины от четырёх заболеваний. Вы проигрываете, если произойдёт слишком много вспышек инфекции, если одна из болезней получит слишком широкое распространение и в других случаях. В Flash Point для победы нужно вытащить из горящего здания 9 человек и выбраться самому. Вы проигрываете, если здание обрушится, или погибнет слишком много людей. В обеих играх цели интересные и тематичные.
В то же время разработка вакцин в Пандемии происходит с помощью абсолютно абстрактного способа. Вы меняетесь картами и стараетесь собрать пять карт одного цвета. Во Flash Point задача решается более тематично. Вы должны обследовать несколько мест, где могут находиться люди, и, если обнаруживаете человека, хватаете его и вытаскиваете на улицу.
Персонажи
Здесь Пандемия проигрывает, поскольку в базовом наборе Flash Point гораздо больше персонажей. Примерно столько, сколько в Пандемии с дополнением. Персонажи во Flash Point похожи на персонажей Пандемии и обладают сходными эффектами.
Распространение инфекции / огня
В Пандемии инфекция распространяется, когда в одном городе уже есть три кубика болезни и нужно добавить туда ещё один. В этом случае в результате эпидемии по одному кубику добавляется в каждый соседний город. Иногда в результате возникает цепная реакция, способная даже привести к поражению игроков.
Во Flash Point задействована похожая механика. Огонь здесь всегда появляется рядом с местом, которое уже охвачено пламенем либо в там, где находятся огнеопасные жидкости или вещества или где произошёл взрыв. Таким образом, огонь всегда распространяется вокруг очага горения. Это происходит, пока пламя не вырвется наружу или не достигнет стены (в этом случае стена повреждается).
Если огонь должен распространиться на «чистую» клетку, сначала там появляется дым. Если же на этой клетке снова должно появиться пламя, дым превращается в огонь. И самое интересное – все задымлённые клетки моментально загораются, если рядом появляется огонь. Например, если у вас задымлена целая комната с огнеопасными материалами, бояться нечего, так как от дыма они не взорвутся. В это помещение можно смело заходить. Но если хотя бы одна из клеток в этой комнате загорится, огонь сразу же распространится по всему помещению!
В Пандемии болезни распространяются при помощи колоды карт. В конце хода вы вскрываете карту города и помещаете в него деревянный кубик. Периодически отбой перемешивается и возвращается наверх колоды, так что болезни дают о себе знать в тех же самых городах. Гениально.
Во Flash Point подобной механики нет. Вместо этого чтобы определить место нового возгорания бросаются два кубика, так что появление огня здесь более рандомно. Правда, с учётом правил задымления и возгорания, рандом всё-таки не абсолютный, что хорошо.
Драма и повествование
Как и Пандемия, Flash Point хорошо проявляет себя в этой сфере. Выполнять свои роли очень интересно. Например, в нашей партии мы проигнорировали людей около выхода и отправились исследовать другие места. Когда мы проходили мимо погорельцев, я крикнул «Мы скоро вернёмся! Не беспокойтесь! Мы позаботимся о вас!» (вероятно, многие из вас только что решили никогда со мной не играть).
Распространение огня держит игроков в напряжении, а когда удаётся вывести кого-нибудь на улицу, вы испытываете настоящее облегчение.
Инновационные механики
В Пандемии вы просто бегаете, обмениваетесь картами и удаляете с поля кубики. Во Flash Point есть несколько более тематичных и забавных способов борьбы с огнём. Например, вы можете прорубить себе путь через стену. Но надо быть осторожным, поскольку через проёмы может распространиться огонь. Кроме того, здание может получить сильные повреждения и рухнуть, что приведёт к поражению игроков. Но иногда без топора просто не обойтись!
Также на улице есть машина скорой помощи, куда вы и отправляете спасённых, и пожарная машина, способная потушить какой-нибудь участок. Можно потратить весь свой ход, сесть за руль одного из этих автомобилей и передвинуть его в более удобное место.
Играет ли эта игра игроком?
Часто приходится слышать, что Пандемия играет тобой. Другими словами, решения игрока обычно очевидны, есть верный выбор, и есть неверный, а игра – это всего лишь головоломка, которую нужно решить. Такое же впечатление сложилось у нас и о Flash Point. Но мне кажется, что это может быть обусловлено ролями, которые нам выпали. Я мог тушить по 2 клетки за раз, но медленно передвигался, а товарищ по игре мог лечить погорельцев, так что они быстрее добирались до скорой. Эта комбинация ролей и обуславливала наши действия: я бегал по зданию, и тушил огонь, не обращая внимания на людей, а мой товарищ бежал следом и спасал погорельцев, не обращая внимания на огонь. Полагаю, если бы игроков было больше, были бы другие комбинации ролей, и наши решения уже не были бы так очевидны. В нашей же партии из-за выпавших ролей выбор между спасением людей и тушением огня не вставал ни разу. Кроме того, нам везло, и мы быстро победили, прорубаясь сквозь стены без раздумий. До обрушения здания было далеко, так что бояться нам было нечего.
Как мне кажется, то, что игра играет тобой, во Flash Point ощущается меньше, чем в Пандемии, поскольку здесь у игрока шире пространство для выбора. Спасение людей, борьба с огнём, там, здесь, проламывание стен, открытие дверей, езда на спецмашинах. Кроме того, то, что игра играет тобой, не означает, что она плоха.
Заключение
Не знаю, доработана ли механика до конца, но в моих глазах она выглядит неплохо. Мой товарищ с этим не согласился, он полагает, что кое-что ещё требует доработки. Мне игра понравилась, и я собираюсь приобрести себе экземпляр после релиза. Она, может быть, не так хорошо продумана, как Пандемия, поскольку в конце хода место возгорания определяется случайным образом (хотя распространение огня происходит не случайно). И, конечно же, игра очень тематична. Я считаю, она гораздо лучше Запретного острова. И если играть с детьми, то из Пандемии, Запретного острова и Flash Point я, безусловно, выберу именно Flash Point. Тема игры обеспечивает её продажи и получаемое удовольствие. Выиграв в Пандемию, вы с облегчением вздыхаете. Победив во Flash Point, вы чувствуете себя героем.
Хотелось бы отметить также отличное оформление игры. Оно немного детское, но я уверен, что лучше сделать просто невозможно.
Спасибо за материал. Надо брать!
Хочу! Хочу! Новый кооперативчик ) По описанию напомнило Красный Ноябрь.
У меня только один вопрос возникает: насколько сложно победить в игре и есть ли возможность изменять уровень сложности? Если нет «адского» уровня, то игра не удалась (
Спасибо, интересный материал, прочитал с удовольствием и задумался о покупке. 🙂
Может быть без карт ролей было бы интереснее играть? каждый бы делал работу по ситуации. Или карты временные (например потушить три клетки огня и сбросить ее)
так мысли в слух…