Не так давно вышло второе издание Quartermaster General: 1914, отличающееся от первой редакции. В плане игрового процесса там не поменялось ничего, но косметических изменений предостаточно. На Board Game Geek опубликован подробный сравнительный обзор двух редакций. Предлагаю ознакомиться с вольным переводом.
В 2016 году я познакомился с Quartermastr General и после этого впервые сделал предзаказ на «Кикстартере» — на игру Quartermaster General: 1914 от PSC Games. Эта игра оказалась отличным воплощением Первой мировой войны в виде не очень сложной настолки с классными карточными механиками. Сейчас же вышло нове издание Quartermaster General: 1914 от Ares Games. Что же в нём изменилось?
Должен предупредить, что у меня есть не все компоненты от первого издания (кое-что мы заменили), так что полностью 100% сравнения не ожидайте.
Коробка с игрой
Могу только повторить то, что я уже говорил в сравнении первого и второго издания «Второй мировой». Оригинальная коробка «Первой мировой» была хорошей, но почему-то несколько шире, чем у «Второй мировой», из-за чего их неудобно было складывать в стопку.
Новая коробка имеет привычные квадратные габариты, так что отлично умещается на полке со всякими другими настолками. Иллюстрация на коробке стала более цветастой, появилась центральная фигура лидера. В целом мне нравятся иллюстрации Николя Авалона, украшающие всю серию Quartermaster General, и в этот раз он всё сделал на привычно хорошем уровне.
Внутри самое большое отличие — это органайзер. Раньше это был просто кусок картона, который сразу можно было выбросить. Теперь же тут есть пластиковая вставка, в неё удобно умещаются все колоды, даже если одеть карты в протекторы. Прекрасно! Поскольку к игре вряд ли выйдет дополнение (да оно ей и не нужно), новый органайзер прослужит долго. Я использовал небольшие полоски бумаги, обернув ими колоды карт, чтобы карты не вываливались и не перемешивались, даже если поставить коробку вертикально.
Игровое поле
Более габаритная коробка содержит поле больших размеров. Оно окрашено в более светлые цвета (как в Quartermaster General: Cold War) и выглядит лучше и свежее. На нём всё так же отсутствует североафриканское побережье, а нейтральные Дания и Швеция слились воедино. Это хотя и странно, но так поле выгляди проще, критиковать его за это не стоит.
Видимые изменения касаются границы между Западной Атлантикой и Северной Атлантикой. Теперь Северная Америка не очерчена рамкой, а Канада больше не считается нейтральной страной (хотя по-прежнему нет никаких причин строить там армию).
И старое и новое поля хороши, но новое всё же лучше. Кроме того, новое поле можно уложить в новую коробку любой стороной (а старое вытянутое поле надо было правильно ориентировать в вытянутой коробке).
Жетоны, фишки, правила
Жетоны целей были и остались картонными. Они вполне функциональны и делают, что положено. Новые жетоны очков мне не очень нравятся, какие-то излишне простенькие, подумаю, чем их можно заменить. В игре появились два жетона-напоминалки, которые игроки могут использовать по своему усмотрению. Полагаю, ими можно отмечать отдельные статусы, например «Ирландию» или «Верден». Таких напоминалок не помешало бы побольше, но и две — уже неплохо. И ещё в коробке не оказалось пакетика для жетонов, что, впрочем, не является проблемой.
В издании от PSC Games были пластиковые солдаты и корабли. Солдаты были хороши, а вот флоты не особо впечатляли. В этот раз все фишки сделаны из дерева (в первом издании пластик я тоже заменял деревянными компонентами). Дерево нравится мне больше. И стала лучше раскраска, теперь войска Австро-Венгрии и Оттоманской империи отличаются намного лучше (раньше они были красные и светло-красные, но на деле не сильно различались оттенками).
Книга правил (доступна на сайте Ares Games) стала выше и шире. В старой было больше разделов и более «чистая» обложка. В новой изменилась структура правил, порядок в котором они преподносятся. Тут мне сказать нечего, правила я и так хорошо знаю, не могу судить, какая версия правил доносит их лучше, старая или новая. Хотя по крайней мере в новой книге правил раньше встречается описание игрового хода. Как бы то ни было, с прежней книгой правил проблем не было и, уверен, не будет и с новой.
Раньше у игроков были двухсторонние памятки из тонкого картона со всей необходимой информацией. Новые памятки стали меньше и раскрываются как книга. Таблица в центре немного непонятная, но она передаёт состав всех колод (и для каждой колоды указано количество карт каждого типа, это была моя небольшая «хотелка»). На памятках по-прежнему указана стартовая расстановка. В целом мне больше нравятся старые памятки.
Карты в игре не изменились. Их количество и эффекты остались прежними. Новых карт не добавилось. Местами уточнены формулировки, я не проверял всё досконально, но, по-видимому, уточнения касаются возможностей атаки. Теперь более чётко указано какие именно секторы можно атаковать. Например, на некоторых картах было не указано, что ими можно атаковать только сектор на суше. Так, «Огнемётчиками» на море теперь не повоюешь. Тут старые описания эффектов мне больше по душе, они позволялись проворачивать неожиданные комбинации. Но, тематически, конечно, новая версия более правильная.
Нижняя часть карт также немного видоизменена. Возможно символы стали лучше различимыми, но мне кажется, принципиально тут ничего не изменилось. Оба варианта хороши, и старый, и новый. Что куда больше бросается в глаза, на новых картах размер шрифта не везде одинаковый. Старые карты с более строгим подходом к размеру шрифта мне нравятся больше.
В целом неплохо, что в новом издании карты остались прежними (хотя я по-прежнему не могу понять, почему выход России из войны выгоден для Антанты, но тут хотя бы карту «Распутин» переименовали в «Убийство Распутина», так что становится понятно, что на пользу стране идёт именно это событие, а не сам человек). С другой стороны, было бы неплохо попробовать что-то новенькое. Например, я ожидал, что в колоде Британии/США баланс может немного сместиться в пользу Штатов. Да и побольше контратак бы не помешало.
Изменения и дополнения правил
В этой части на Западном фронте без перемен…
Баланс
Никакого дисбаланса в игре не было раньше и, полагаю, и не будет.
Общие впечатления
У нас в компании Quartermaster General: 1914 не стала столь же популярна, как её предшественница про Вторую мировую. Полагаю, одна из причин кроется в том, что в версии 1914 меньше вариантов насчёт того, как может разворачиваться ход партии. В конце-концов, тут Европа в окопах, сильно не разгуляешься. Разве что изредка могут случаться отдельные запоминающиеся эпизоды, как, например, появление Австро-Венгрии в Азербайджане, где её потом атакует Британия.
Ещё одна причина — неравное распределение сторон. Это неважно, если игроков пятеро, и с этим можно справиться, если играть вдвоём, но если собралось 3 или 4 человека, получается труднее (хотя теоретически и проще, чем во «Второй мировой», в которую могут играть от 2 до 6 человек). Проблема в том, что чтобы игра «не провисала» (а хороший темп — это то, что я ценю) более опытный игрок должен взять себе больше колод (с одной из сторон) но в то же время это ломает баланс игры. Я думал о том, как это побороть, возможно стоит начислять сопернику дополнительное очко при каждом подсчёте.
А ещё мне кажется, что не за все страны одинаково интересно играть. Центральные державы могут проворачивать интересные комбинации (это я про Германию) и в целом могут определять направление, в котором развивается война. С другой стороны и у России и у Франции есть одна проблема с самого начала — как противостоять немцам. У русских для этого есть наступательные события, у французов — статусы, но и то, и то надо ещё успеть разыграть. Играя за Британию же, надо найти два самых мощных статуса, после чего можно спокойно побеждать, истощая противника.
«Первая мировая» после первой партии может сильно понравиться, а может сильно не понравиться. Если новичку достаётся Россия или Австро-Венгрия, к середине партии он может остаться без карт и обнаружить, что делать ему особо нечего, тогда как все остальные продолжают активно играть. Новичок, играющий за немцев, может расстроиться из-за того, что его атакуют со всех сторон. Посади новичка за Францию, и он в целом вряд ли сможет сделать что-то ощутимое и значимое. Даже будучи опытным игроком, я часто сажусь играть за Россию, только чтобы у остальных были более толстые колоды с большим количеством возможностей. Хотя, возможно, осознание того, что все стороны ассиметричны и уникальны, напротив, подстегнёт кого-нибудь попробовать сыграть за каждую страну.
Стоит покупать второе издание?
Если у вас ещё нет этой игры, а вам нравится тема Первой мировой войны и есть возможность собираться впятером, обязательно берите! Если у вас есть первая редакция, решайте сами, стоит ли покупать ещё раз ту же самую игру ради косметических изменений (я отвечаю на этот вопрос положительно, но я фанат серии, так что это не категоричная рекомендация). У первой редакции, в конце-концов, тоже есть преимущество, там меньше коробка, а, значит, игру проще таскать с собой.
Послесловие
С учётом всего вышесказанного ещё раз отмечу, что Quartemaster General: 1914 — очень хорошая игра, если мы собираемся в компании из 5 человек, я всегда готов сыграть именно в неё, а не во что-нибудь другое.
Основной плюс переиздания, что игру снова стало возможным купить, так как до этого печатали в 18м году. Теперь жду victory or death, тоже хотелось бы попробовать. Да и второе издание ww2 не везде найти можно…
@S3ktor
Victory or Death скорее всего будет ещё не скоро. И там планируется существенные изменения, а не просто переиздание, как 1914.
@hk
Здорово, что вообще что-то планируется, спасибо за инсайд!)
Юрий, вроде раньше не встречал, а какой у тебя топ из серии Генералов? Ну кроме Второй Мировой, которая понятно, что на первом месте.
@S3ktor
1. Вторая мировая
2. Холодная война
3. Первая мировая
4. Древняя Греция
Есть ещё неофициальный вариант про наполеоновские войны от стороннего разработчика, он старался делать игру в духе «Второй мировой». Надо бы как-нибудь попробовать.
Плюс ещё карточная «Война кольца», которая как бы не генералы, но схожие черты есть, она как выйдет, тоже надо будет пощупать.
И ещё есть официально вроде так и не анонсированный Eastern Frone который тоже «Генералы», но максимально непохож на все предыдущие игры. Впрочем, ещё неизвестно, каким он будет на финальной стадии.
Ну и у «Древней Греции» есть шансы во второй редакции подняться в рейтинге чуть выше, но, думаю, «Первую мировую» всё равно ей не перебить.