pic01

Представьте, что вы пошли в лес и заблудились. А чтобы было ещё веселее, в чаще живут какие-то чудовища, стремящиеся вами поживиться! Примерно так начинается игрушка Stumblewoodобзор которой с сайта The Opinionated Gamers перевела на русский язык читательница по имени Анна. Правда, как следует из материала, несмотря на оригинальную задумку игра не так уж и хороша. 

Авторы: Charles Bossart, S?bastien Darras

Производитель: Gigamic

Игроки: 2-6

Возраст: 10+

Время: 20 минут

Игры можно грубо поделить на две группы: те в которых нужно принимать решения, и те, в которых важны навыки. Последние включают в себя игры на ловкость, скорость, память, то есть любые игры, в которых действие сфокусировано на определенном физическом или ментальном навыке. Несмотря на то, что многие игры можно отнести к обеим категориям (подходящий пример – игра Mamma Mia), большинство все же имеют четкую направленность.

За редким исключением, игры на навыки раньше были предназначены для детей или для вечеринок. за последние десять лет направление смещается в сторону семейной и даже взрослой аудитории, к примеру, такие как Spot it!, различные Ghost Blitz игры, Ubongo. Немногие из них фокусируются на использовании памяти, так что это относительно нетронутая область в игровом пространстве.

Как вы могли ожидать, после такого вступления, Stumblewood (известная, как Mad Trip во французской версии) – чистейшая мемори-игра. Предыстория игры следующая: друзья отправляются в поход в лес. Посреди ночи они просыпаются от чего-то ужасающего. Все разбегаются и эгоистично пытаются первыми выбраться из леса (здесь немного моя собственная интерпретация).

pic02

Игроки должны следовать по пути, указанному на игровой карте. Карту видеть вы не можете. Вместо этого ваш проводник (к примеру, следующий игрок) вскрывает эту карту и выкладывает фишку вместе с 30-секундным таймером на пустую таблицу, показывая вашу стартовую позицию. Вы используете два тайла для хода: тайлом со стрелкой вы показываете какое направление выбираете и ходите «Go!» тайлом. Если вы угадали путь, ваш гид передвигает таймер в указанном направлении, в противном случае считается, что вы заблудились, и таймер перемещается на стартовую позицию.

pic03

На пути вам встретятся разные ловушки. Некоторые требуют действий, например, чтобы перепрыгнуть через яму вам нужно вскочить на стул, другие требуют схватить один из предметов, включенных в набор игры, к примеру, чтобы отогнать волка, вам нужно схватить кость. Если вы не совершили нужное действие вовремя, то возвращаетесь обратно к старту.

Так как вы не знаете пути и расположение ловушек, будьте готовы вернуться к старту не раз. Завершить за один ход игру не получится, что, конечно, хорошо, потому что как только кто-то проходит свой путь, то игра заканчивается текущим раундом. После истечения 30 секунд, вы пытаетесь вспомнить все, что успели сделать и в следующем ходе все начинается вновь.

В наборе две колоды карт, одна используется для таблицы 4х4, рекомендуемой для юных игроков или для большой компании, вторая для таблицы 6х6. Если вы играете вчетвером или вшестером, вы можете разбиться на пары, сменяя друг друга, если один вынужден вернуться в начало.

pic04

Игра, действительно, работает. И это значит больше, чем кажется. Есть множество игр, включая те, которые не требуют сильных навыков, и которые не работают. Stumblewood имеет понятные правила, предлагает испытать память и занимает разумное время. Но! В чем заключается веселье, я не уловил. Совсем. Допускаю, что мое мнение субъективно, есть игры, которые я считаю забавными, а другие ненавидят их, и наоборот. Однако, никто, с кем я играл, не нашел ничего веселого в этой игре. Обычно, я настаиваю на повторной игре и больше, если мне нужно сделать обзор, но в данном случае я не собираюсь заставлять людей играть в третий раз. Первая игра в 6х6 была отвергнута раньше, мы сыграли порядочное число раундов и исчерпали терпение каждого. Вторая игра с другой группой была на поле 4х4 и была ожидаемо короче. В отличие от игр с принятием решения, которые идут заметно лучше с каждым новым раундом, поскольку игроки схватывают динамику действий, игры на навыки не имеют такой особенности, поскольку быть слабым в определенном навыке означает конец веселью и ни о каком улучшении речь не идет. Все, с кем я играл, неплохо справлялись с запоминанием, так что игра лучше уже не пойдет. Не говорю, что кто-то из нас в совершенстве владеет памятью. Конечно, чем лучше память, тем быстрее закончишь игру, но опять-таки ничего веселого я в этом не нахожу.

Я люблю мемори, но конкретно с этой игрой похоже проблема кроется в отсутствии упражнений для памяти в первой части игры. Первый ход вы делаете наудачу. Если вы сделали ошибку, вы должны вспомнить свои предыдущие действия. Но некоторые взрослые не могут вспомнить даже то, что делали пару секунд назад. Игра не становится интересной до второго круга, но если вам не повезло в первом, то и второй круг придется начинать с самого начала. Конечно, здесь присутствует доля испытания, так как приходится много запоминать, но люди быстро устают повторять одну и ту же последовательность действий снова и снова.

Хорошие мемори-игры не будут так работать. Вам либо предоставляется куча информации для запоминания наперед, либо постепенно наращивается, но делается это так, что вы открываете данные случайно. Детская мемори работает таким образом, но она и рассчитана на детей.

Мне кажется Stumblewood была бы интересней, если бы авторы сделали различные цели, допустим дали каждому фишки очков, позволили взглянуть на карту до хода, отбирали очки за ошибки, позволить играть дальше, пока не останется только один игрок.

Из всего сказанного ясно, что я не могу порекомендовать Stumblewood.

Отзывы других игроков

Joe Huber

“Мне понравились элементы мемори, которые делают Stumblewood правильным кандидатом лично для меня. Но остальные части игры оставляют желать лучшего. Дэн познакомил меня несколько лет назад с другой игрой-лабиринтом – Blind Alley, и пусть в ней нет элементов мемори, она предлагает гораздо лучшие возможности для дедукции, логики и интуиции, чтобы вслепую обходить ловушки.”