Если говорить о российской настольной индустрии, то одна из самых заметных на ней вех – это «Свинтус». Простенькая карточная игрушка, основанная на механике «Уно», в которой нужно скидывать по карте в ход, периодически получать штрафные карты в руку, а чтобы победить, нужно остаться без карт вовсе.

Впервые эта настолка появилась более 15 лет назад и с тех пор с завидной регулярностью появляются новые её варианты. Есть вторая редакция, есть коробка с иллюстрациями Васи Ложкина, есть выпуски про зомби, есть версия для детей, есть даже вариант игры с кубиками. А теперь в этот ряд встаёт и «Свинтус Неон», новый вариант игры с элементами киберпанка.

В основе «Неона» лежит всё тот же базовый «Свинтус». Тут есть колода карт 4 мастей, часть которых  – это просто цифры, а часть – картинки с разнообразными эффектами. В начале партии все игроки получают по 6 карт, затем колода помещается в центр стола, верхняя карта вскрывается и выкладывается рядом с ней. Теперь все по очереди ходят. Сделать ход тут очень просто, нужно сыграть карту того же типа или той же масти. Скажем, лежит на столе синяя тройка, так, вот, на неё можно сыграть любую синюю карту, либо тройку любого цвета.

Помимо карт с цифрами есть ещё карты действий, с картинками. Они позволяют проделывать всякие мелкие пакости. Например, заставлять противника набрать дополнительные карточки или пропустить ход, сменить активный цвет или заставить всех говорить исключительно шёпотом. И, наконец, есть ещё карточка «Хлопкопыт», при розыгрыше которой положено накрыть ладонью колоду. Кто замешкается и останется последним, получает штрафные карты. Благодаря этому «Хлопкопыту» сломано немало женских ногтей, а периодически доходило и до того, что кого-то обливали напитками!

Повторюсь, в «Неоне» основа игры остаётся неизменной. За небольшими исключениями это всё тот же «Свинтус», в которого можно было сыграть ещё в середине нулевых годов. Что же нового предлагает «неоновая» версия?

Тут есть три с половиной новых «фичи», которыми этот вариант способен завлечь потенциальных любителей несложных игр и киберпанка: новый тип карт с глобальными эффектами, возможность модифицировать отдельные игровые карты, наклеивая на них наклейки, плюс qr-коды на картах, по которым можно открывать ссылки в интернете. Вот и все новшества. Ах, да, ещё неоновое оформление, это то, что тянет на половинку нововведения.

Разберём эти новшества подробнее.

Карты «хрюнонов»

Хрюноны (если кому-то неочевидно, это «освинтусенное» слово «законы») – это карты, которые добавляют в игру новые правила. Они бывают личные и общие. Личные – действуют на конкретного игрока, общие работают для всех. За нарушение хрюнонов предусмотрен штраф – нужно добрать 2 карты из колоды. Это очень хороший стимул, т.к. всем всегда хочется подложить товарищу свинью и, соответственно, все очень внимательно следят за тем, чтобы требования хрюнонов выполнялись.

А требования эти могут быть самыми разными. От «не касаться пальцами стола» до «разговаривать только сжав зубы». С одной стороны это достаточно весело, потому что зачастую приходится выполнять просто какие-то дурацкие предписания.

Помимо хрюнонов из серии «прокукарекать три раза», что не вводят новых механик, не дают новых опций, а требуют, например «положить карту себе на голову и не ронять её», есть и те, что связаны с игровым процессом. Например, есть карты, разрешающие играть несколько одинаковых цифр или просто временно какой-то цвет объявляется козырным, им можно ходить не в масть.

Хрюноны вводятся в игру картой нового типа под названием «Метавизг». Когда кто-то её разыгрывает, можно либо ввести в игру новый хрюнон, либо сбросить один из действующих хрюнонов.

Наклейки для карт

Некоторые игровые карты отличаются от остальных. На них есть qr-код и ещё место под наклейку. В процессе игры иногда игрокам придётся взять из коробки комплект с наклейками, выбрать одну и наклеить на карту. Так происходит, когда кто-то «перехватывает ход» карточкой с местом под наклейку, т.е. разыгрывает её в тот момент, когда на столе лежит ровно такая же карта.

Например, кто-то сыграл зелёную пятёрку, сейчас ход не ваш, но на руках есть зелёная пятёрка. Можете кинуть её на стол даже не в свой ход. А если на этой зелёной пятёрке ещё и оказалось место под наклейку, вы должны её приклеить.

Что это за наклейки? Это тоже дополнительные правила. Попав на карту, правило начинает работать со следующей партии. Разыгрывая карту с наклейкой, игрок озвучивает её текст и все понимают, что положено делать.

Важный момент – эти наклейки остаются в игре навсегда. Так что если вы открываете коробку, в самый первый раз вы играете в один «Свинтус. Неон», во второй раз – в чуточку другой, а партий через 20-30 (если столько наиграете), колода может отличаться уже существенно. Карты-то в ней будут те же самые, но многие обзаведутся наклейками.

Причём, некоторые наклейки пусты, правила в них можно вписать самому, а для этого их надо ещё придумать! С таким подходом в каждой компании, вообще, может оказаться собственный, уникальный «Свинтус. Неон», не имеющий аналогов в мире.

Одно не очень здорово – из-за того, что «перехваты» происходят не так уж часто, клеить наклейки приходится достаточно редко. А ведь это самая классная часть новой игры! Её бы форсировать как-то, принудительно заставлять брать по 1-2 наклейки в конце каждой партии. Тут и развитие колоды сразу было бы, и стимул играть ещё. Непонятно, почему разработчики не пошли по такому пути. Но зато при желании его можно ввести в качестве дополнительного неофициального правила.

QR-коды

А ещё на игровых картах, куда надо клеить наклейки, есть qr-коды. Это, прям, интрига. Что ж там такое скрывается за этим кодом? Правила рекомендуют открывать его непосредственно перед поклейкой наклеек, намекая, что код может подсказать, какую наклейку клеить или какое новое правило придумать.

На деле же получается вот что: наводим камеру телефона на qr-код, браузер переходит по ссылке на сайт «Свинтуса», а там открывается аудиофайл с коротенькой шуткой. И это, пожалуй, самый провальный элемент игры. Потому что это не шутки, это какие-то унылые баяны, устаревшие ещё до выхода «Неона» в тираж. Вот, прям, не ожидаешь от такой игры откровения из серии: если человек пьёт в одиночестве, это корпоратив фрилансера.

К счастью, на игровой процесс эти qr-коды вообще никак не влияют и их можно смело игнорировать. Ну а закоренелые оптимисты, вообще, могут надеяться, что когда-нибудь на сайте по тем же самым ссылкам выложат шутки повеселее.

Вот такой вот он, новый «Свинтус». Почти тот же, что был раньше, только немного другой. С чуток изменённой графикой (кстати, иногда цифры «1» и «7» могут казаться похожими), с прежним игровым процессом, разбавленным картами законов-хрюнонов, а также возможностью «прокачивать» колоду, наклеивая на карты наклейки. А кому-то, возможно, зайдёт и местное аудио-нововведение в виде шуток, зашитых в qr-коды. Хотя, потенциал наклеек, наследия и qr-кодов мог бы быть задействован более полно.

Плюсы:

+ весёлый и забавный игровой процесс;

+ оригинальный «киберпанковский сеттинг» с qr-кодами;

+ элементы «наследия» и возможность самому придумывать новые эффекты карт;

Минусы:

— местами не совсем удачное оформление;

— несмешные шутки на сайте;

— спорные дополнительные «неигровые» правила.

Итого: Очередная версия «Свинтуса», пригодная как для тех, кто раньше в него ни разу не играл, так и для тех, кто хорош с ним знаком, но хочет попробовать что-то немного новое.