Основываясь на данных портала Board GameGeek, тов. Pard анализирует тенденции, которым следуют рынок настольных игр и игровая активность игроков. Отсюда несколько любопытных выводов насчёт того, как менялась популярность различных механик, тем, а также количества игроков и стоимости настольных игр.
Я рассмотрел данные о 26 тысячах самых заметных настольных игр, включая все 20 тысяч ранжированных игр (оценку которым поставили не менее 30 пользователей портала, что позволяет таким играм входить в ранговый список БГГ):
На графике для каждой игры по горизонтали отмечено число пользователей портала, указавших, что они играли в эту игру хотя бы 1 раз за весь 2020-й год (всего таких пользователей для этих игр – 17,3 миллиона), а по вертикали – так называемый БГГ-рейтинг, который получается из среднего рейтинга, который получила игра, плюс поправка на число голосовавших (всего проголосовали 16,7 миллиона пользователей).
Видно, что обе эти величины взаимосвязаны, – чем более хорошей игрок считает игру, тем чаще в неё играет, – но есть игры, выделяющиеся из общей массы. Сверху, над общей массой игр, торчат игры, активно продвигаемые фанатами в качестве лучших. Искусственная накрутка их рейтингов хорошо заметна – ведь при честном голосовании в эти игры играли бы значительно больше игроков (точки были бы правее), раз они такие хорошие. И, наоборот, снизу, под общей массой игр, находятся игры, которые хорошо известны и в которые много играют, но рейтинги им ставят незаслуженно низкие.
Если хорошо подумать, то, например, игры Морской бой или Крестики-нолики в определённом возрасте гораздо увлекательней многих тысяч игр, так и оставшихся незамеченными. Например, из этих 26 тысяч игр в 6 тысяч игр никто ни разу не играл за весь 2020-й год, а ещё 8 тысяч игр попробовали не более 5 пользователей БГГ. Что касается Монополии, то она фактически развила направление именно настольных игр, ведь до неё были только карточные и абстрактные игры. Да, по нынешним меркам она скучновата, но зато известна практически всем. Ну, а в самой правой части графика – наши герои: игры, в которые сейчас играют больше всего.
Все игры делятся на БГГ на условные 8 типов, которые определяются голосованием пользователей портала. Традиционно самые популярные у игроков – стратегические и семейные игры, – но в 2020-м году немного впереди оказались именно семейные. Вот как менялся суммарный интерес игроков портала ко всем типам игр за последние 17 лет:
Мы видим, что доля игроков, играющих в стратегические и детские игры, из года в год примерно постоянна. Интерес к абстрактным и военным играм с каждым годом падает, а к тематическим – растёт. Пик интереса к настраиваемым играм пришёлся на 2013-2014-е, а к играм для вечеринок – на 2015-2016-е года. Доля партий в семейные игры до 2012-го года уменьшалась, а теперь из года в год неуклонно растёт.
Второй интересный параметр игр – их категория или тема. На графике я указал лишь 17 самых заметных из них (они покрывают две трети всех партий):
На диаграмме видно (да мы и по ассортименту игр в магазинах об этом знаем), что в последние годы у игроков значительно возрос интерес к играм с кубиками, разнообразным головоломкам, а также к играм со сказочным или фантастическим сюжетом. А игры с блефом или про древние времена, наоборот, увлекают игроков всё меньше.
А вот как меняется интерес игроков к механикам, которые используются в играх (20 самых востребованных механик, указанных на диаграмме, покрывают почти три четверти всех партий):
Если раньше простые игровые манипуляции в настольных играх (обычные карточные игры, собирание наборов одинаковых элементов, бросание кубиков, выкладывание плиток и даже более сложное действие – получение большинства в игровых областях) были самыми распространёнными, то теперь игроки хотят влиять на игру более активно. Поэтому растёт популярность самых разных способов выбора игровых компонентов, расстановки работников, создания колоды. И ещё игрокам с каждым годом всё больше нравится обладать в игре уникальными способностями, играть совместно в одной команде и получать призовые очки в конце игры. Ну и наличие соло-варианта в каждой игре становится всё более желательным – это реалии нашего времени.
Что касается продолжительности партий, то, хотя сверхбыстрые игры (короче получаса) в последние годы стали немного популярнее, наиболее приемлемым для игроков временем, которые они готовы потратить на игру, по-прежнему остаётся интервал от получаса до двух часов:
Также в последние годы наметилась заметная тенденция на увеличение популярности настольных игр, в которые хорошо играть и с малым числом игроков. На диаграмме – доля игр с указанным наилучшим числом игроков:
Налицо ещё одна тенденция последних лет – рост стоимости настольных игр:
Интересно, спасибо.
Действительно, занятное чтиво)