Массовому игроку компания Catalyst game labs, в первую очередь известна по двум игровым сериалам – Battletech и Shadowrun. Данные два сериала, после долгих прыжков по разным издателям, в 2007 году обрели своего владельца в лице вышеуказанной компании. Также у компании была попытка запустить свой воздушный варгейм Leviathans, но видимо не задалось. Не смотря на такое портфолио игр, в компании имеют место и так называемые казуальные игры. Про одну из них – the duke – сегодня рассказывает читатель по имени Завен.
The duke была анонсирована в 2012 году и сбор средств на её производство происходил при помощи краудфандинговой платформы Kickstarter. Из запрошенных компанией скромных 15000$ было собрано более чем в три раза больше – 52256$. Игра добралась до релиза в 2013 году и была удостоена трех наград сайта boardgamegeek: за лучшую абстрактную стратегию, лучшую игру для двоих, и лучшую игру в формате print & play. Вокруг игры был настолько большой ажиотаж, что до репринта в 2014 году, её было практически невозможно найти. Но давайте попробуем разобраться настолько ли игра хороша и заслуживает ли она своей похвалы.
Компоненты
Внимание! Комплектация может отличаться в зависимости от года печати игры, я расскажу о том, что общее для всех.
В комплект игры, вошли следующие компоненты:
- 32 деревянных квадратика войск. По 16 за каждую сторону. За каждую сторону представлено по 1 штуке каждого войска, за исключением копейщика (pikeman) и алебардщика (footman) – их по 3 штуки.
- Два мешочка для квадратиков войск
- Игровое поле 6х6
- Правила
- Небольшая памятка по тому, что обозначают нанесенные на квадратики войск символы
Все компоненты выполнены на хорошем уровне. Плитки очень приятно держать в руке, единственное что, они могут со временем начать царапаться. На темных квадратиках это будет заметно сильнее, поскольку изначально они такого же цвета, как и светлые, просто подкрашены в более тёмный. Обиден только тот факт, что те кто купил игру через Kickstarter имеют более качественные компоненты, как пример: тканевая карта, вместо картонной.
Игровой процесс
В начале партии, каждый игрок складывает все фишки в мешочек, оставляя себе только Герцога (Duke) и 2х алебардщиков. Он выставляет Герцога на одну из центральных клеток ближайшего к себе ряда поля, а впритык к нему с любых сторон ставит двух алебардщиков, так чтобы они соприкасались сторонами с Герцогом. Каждая фишка имеет лицевую сторону и оборотную. Лицевой стороной считается та, где нарисована черная пешка, а оборотной – где белая. Любой квадратик, в том числе и стартовые, вводятся в игру только лицевой стороной. На этом подготовка к игре закончена.
В свой ход игрок может сделать одно из трех действий:
- Подвинуть одну из своих выставленных фишек, в соответствии с рисунком на ней. После того, как она походит её необходимо перевернуть (едят фигуры, в соответсвии со своей ходьбой, за исключением случаев когда на плтике изображена звездочка).
- Вытащить вслепую из мешочка новую фишку и выставить её вплотную к Герцогу, так чтобы они соприкасались сторонами. Если Герцог закрыт со всех четырех сторон, то достать новую фишку нельзя
- Разыграть специальную способность одного из существ. Но это довольно редкий случай, поскольку у двольно небольшого количества фишек есть спецспособность.
В основном (классическом) режиме игры условие для победы только одно – “съесть” Герцога соперника. При этом, в The Duke есть элемент шахмат в лице шаха. Нельзя передвигать квадратики войнов, если в результате этого, соперник сможет захватить вашего Герцога.
Все войны передвигаются с помощью специальных обозначений на их квадратике (фигурки едят ровно также, как ходят):
- Заполненный кружок. Обычное передвижение (ходьба). Если на пути стоит другой квадратик – то пройти туда с помощью передвижения нельзя.
- Пустой кружок (прыжок). То же самое, что и первый, но позволяет перепрыгивать препятствия в виде других квадратов
- Стрелочка и пустая стрелочка. Данное обозначение, позволяет фигурки продвинуться на любое количество клеток в заданном направлении. Соответственно, пустая стрелочка, при этом позволяет перепрыгивать через препятствующие плитки
- Звездочка (удар). Обозначение, которое встречается в основном у лучников. Позволяет нанести съесть фишку соперника на расстоянии, при этом оставляя свою на том же месте.
- Два треугольника по углам (приказ). Данное обозначение позволяет переместить любого своего война, который попал под радиус действия данного значка с одной такой клетки на другую. При этом, таким образом, можно даже съесть плитку соперника.
Дополнения и расширения
Помимо базовой The Duke, авторами также было выпущено уже 6 дополнений: Arthurian Legends, Middle Ages Siege Engines, Musketeers, Robert E. Howard и Robin Hood. Как видно из списка, практически все эти дополнения являются тематическими и посвящены либо определенным произведениям, либо историческим периодам. Кроме того, на данный момент к выпуску готовятся ещё 4 дополнения, которые буду уже так называемыми troop packa’ми. Ну и вдобавок к этому было выпущено несколько промо расширений и Customization Pack, которое позволяет создать свои собственных, уникальных воинов.
Личное мнение
По началу, от игры у меня был нескончаемые позитивные эмоции, и я в порыве купил к ней практически все дополнения. Игра мне казалась одной из лучших, из всех, что я видел, и уж точно, лучшей абстрактной стратегией.
Но по истечению пары десятков партий, энтузиазм несколько поутих. В-первую очередь, стал раздражать рандом, при вытягивании плиток, который порой вносил очень ощутимые изменения в партию. Очень сложно победить, когда в самый ответственный момент тебе приходит алебардщик, а твоему сопернику провидец (Seer) или чародей (Wizard).
Помимо этого, моё недовольство вызывал тот факт, что фишка Герцога очень слабая, и при определенных условиях уже никак не может избежать выставления себе мата. Особенно с учетом того, что на одной стороне у него нанесено движение по горизонтали, а на другой по вертикале. Как оказалось, при определенном везении (на приходящих плитках) и правильной тактике, Герцога можно за 5-10 ходов загнать в угол и поставить мат.
Но, наибольшее разочарование у меня вызвали дополнения для данной игры. Во-первых: они создают асимметрию в подборе воинов. Во-вторых: среди них довольно много откровенно читерских плиток. И в-третьих: они не сбалансированы даже в рамках одного дополнения. К примеру: благодаря дополнению Robin Hood, светлые фишки получают небольшой перевес.
Но главное, что после уже довольно большого партий сыгранных в The Duke, мне захотелось, поиграть в какую ни будь другую подобную игру. Мой выбор остановился на двух играх: Navia Dratp и For The Crown. К сожалению, вторую я пока найти не смог, но надеюсь, что все же мне выпадет возможность поиграть в неё. А вот первая – стала для нас настоящим хитом, который навсегда вытеснил из нашей компании The duke.
Также, есть один момент, который вызвал у меня, если не приступ гнева, то уж точно недоумение. Это – цена за игру и дополнения к ней. Сама игра обойдется примерно в 40$ без учета доставки, а каждое дополнение по 10-12$. Итого, мы получаем, что чтобы собрать игру полностью со всеми 10 дополнениеями, которые уже вот-вот появятся, придется выложить около 100 долларов без учета доставки. А с учетом, доставки цена может достигнуть и вполне внушительных для такой игры 150-180$.
Несмотря на все вышесказанное, я готов дать The Duke второй шанс. В мае-июне запланирован выход игры Jarl: The Viking Tile-Laying Game, которая основана на полюбившемся многими сериале “Викинги”, и является модифицированной версией The Duke.
Итог
Оценка: 7,5/10. Не смотря на все перечисленные мной недочеты и проблемы, The Duke, вспоминается мной с улыбкой, а не с проклятьями. Игра неплохая, и идеально подойдет для подсаживания людей на настольные игры, если до этого, они ни во что кроме шахмат и шашек не играли. И я в душе надеюсь, что в Jarl, авторы из Catalyst Game Labs исправят все недочеты и доведут игру до ума. Пока же The Duke выглядит интересной находкой, которая может для Вас оказаться одной из лучших дуэльных игр, если Вы готовы к тому, что довольно часто исход партии может решиться не в Вашу пользу из-за неудачно вытянутой плитки война.
Об игре по ощущениям: игра как и любой колодострой с предзаготовленной колодой — весело и на везение, пока новичёк -).
Выиграть можно, если знать колоду и последовательность доставания её карт (в данном случае, плиток).
Вот это цены!
«Все войны передвигаются»
Может быть, все таки, воИны?
Не понял про jarl — он уже вышел, я держал его в руках
«Войны». Убивать. Хороший в общем текст для меня эти «войны» убили наповал.
@ZoRDoK
Этот обзор я написал в марте прошлого года, но почему-то он долго мариновался…
@ZoRDoK
Играл? Он лучше Дюка или то же самое?
@power8
я бы сказал, что ЯРЛ более агрессивный чем Герцог)
Попробуйте Shogi — никакого рандома..