Каждый раз, отложив в сторону очередную неудачу отечественного настольного игростроя, я невольно задаюсь вопросами. В чём причина подобного положения? Почему российские настольные игры редко получаются интересными? Что мешает разработчикам выпускать качественные проекты? Ответы лежат на поверхности, но прежде чем излагать их, стоит провести небольшую классификацию и выявить наиболее типичные «болезни» отечественных игр.
Интересно? Читайте на Tesera.ru мою статью "Типичные проблемы отечественных настольных игр".
Я уже отмечал это, когда линк на заметку появился на Пронастолках, и повторюсь: мне кажется, «Зельеварение» в качестве игры с внятно написанными правилами — неудачный пример. Мы с женой в первый раз с трудом сквозь них продрались и практически решили в игру не играть. Хотя на самом деле они очень простые, понятные и чрезвычайно легко объясняются новичкам. А вот написаны и структурированы, на мой взгляд, плохо.
Мы сначала тоже не въехали в правила Зелья. Но потом,перечитав их, легко освоили игру. Так что написано вполне на уровне.
А вот с «Черным принцем» мы совсем не разобрались. Даже публиковали статью на своем блоге с вопросами по правилам, но нам никто так и не ответил. Наверное, «счастливых» обладателей этой настолки не так уж и много.
За-то приведённые в качестве примера правила игры «Диктатор. Контроль», считаю очень правильным ходом. Кажется ещё ни в одной игре я не видел подобных правил:
— Суть игры пошагово «разжована и в рот покладена»
— Сам буклет правил (книжица) оформлена чуть ли не лучше чем сама игра =)
— Качественная полиграфия.
И вообще, я считаю, что «Диктатор» — одна из лучших российских разработок.
А чего сюда то не запостить? На недоделанной тесере твой портрет, название статьи и пустота.
ИМХО все болезни из-за отсутствия грамотного тестирования. Это очень долгий и нудный труд, за который, видимо, не хотят браться наши дизайнеры и который не хотят оплачивать наши издатели. Да и временной фактор: хочется всем побыстрее выпустить игру и начать стричь бабло.
я все вижу. 🙂 и статью и портрет и название. 🙂
Зелье варенье ИМХО нормально описано, а с тремя колодами -вообще эталон для отечественных настолок, но это другая история.
По поводу настолок в общем. Страна у нас такая)) Это не только настольных игр касается, а и в общем то любой другой сферы индустрии развлечений. Взять тот же кинематограф там или игры под писи. Давно ли у нас научились на этом деньги зрабатывать, и делать фильмы-игры, которые люди ХОТЯТ посмотреть и платят за это деньги, а не видят каждый день по каналу Останкино ибо канал один и просто смотреть больше нечего?) Нет. Не так уж давно. Так и с настолками. Я сильно сомневаюсь, что человек будь то автор идей или дизайнер настольных игр, сможет прожить именно на зарплату от этой профессии. В любом случае ему придётся совмещать и в свободное время думать. А ещё больше уверен, что как и везде у нас, в комапаниях по настольным играм все-всем занимаются, и чётокого распределения нет аля «Нафига нам какой то там автор игры, если и художник неплохо справляется и придумывает новые карты. Зачем нам тестировщики, если сами за обедом поиграть можем?» и т.д. и т.п. Вот и получается соответствующий продукт. Замкнутый круг. Больше денег приносить будут игры, болье клепать будем, но не лучше)
извини, камрад, ты, наверное, не в курсе, какое количество посещений кинотеатров было в советское время — Голливуду и не снилось. Пожэтмоу про научились зарабатывать — немного не в кассу. Сейчас как раз «разучились» — если мне не изменяет память, ни одного не провального отечественного фильма с начала 90-х не было (кроме, может быть, «Дозоров» только). Не провальный — это когда не только еле-еле вложенные деньги хоть немного отбили, а когда именно заработали.
Вспомните правила «Большого куша» — вот это полный мрак. Мы в неё несколько раз играли неправильно, пока не поняли, что к чему.
@Qwerty
Да все вкурсе, что ты ностальгирующий совколюб))))))Но впринципе правда, много чего, что делалось тогда зашипись делать разучились и обратно нини. (имхо касательно кино) некоторые вещи почти снуля научились делать (имхо пц гамесы), а некоторые так и не научились (имхо авто и бордгамесы).
Перечитив несколько раз, мы тоже освоили. 🙂 Я к тому, что в целом они далеки от образцовых. Ну, мне так кажется.
@Oldman
Когда я впервые увидел западную игру был в шоке. Она была запечатана и ты покупал чиста кота в мешке. Советские игры не запечатывали и правила всегда можно было глянуть прямо в магазине. И на качество тоже.
Моя первая западная настолка страдает дефектами печати поля. Ну это нормально не критично. В третьей была двойная печать карт. Это критично и не поменяли мне их. Пришлось самому делать.
Я вообщем в непонятках от обсуждения правил Зелья. Ни разу не видел чтобы их не поняли с первого раза. Что там непонятного то?
Какой браузер?
никак нет. 🙂 просто, возможно, я чуть лучше могу знать некоторые моменты советской истории по той причине, что чуть больше о ней читаю. 🙂
насчет авто не знаю — Калины и Приоры не водил, а вот с кинематографом у нас до сих пор проблема серьезная. Что же касается настольных игр — я не играл в западные игры тех же лет, что и советские, поэтому сравнить не могу, что было лучше. Хотя, учитывая весьма развитую культуру развлечений на Западе — охотно поверю, что западные настольные игры превосходили наши.
Mozilla Firefox 3.6.8, Internet Explorer 8, Google Chrome 7.0.503 dev — во всех трех все видно.
На самом деле вопрос очень интересный. Юрий, говоря об отечественном игрострое, сосредоточился на отечественных разработках. Это разумно, вроде бы, ведь тут и права на игру у наших и делается у нас. Но только на первый взгляд. За отечественное не дадут больших денег ни завсегдатаи подобных сайтов, ни обычные покупатели. Есть другой путь — делать из забугорных компонентов забугорные игры. Тут уже другой авторитет, есть возможность взять другие деньги. И как бы цена пониже, чем на подлинно западное. Вот только полностью соответствовать высокому уровню не получается. Заинтересовался я «Кубой». На сайте одного из магазинов читаю: В локализованной версии игры найдены следующие недочеты:
1. перепутаны между собой надписи на обратной стороне двух зданий (Магазин и Торговый двор); 2. на игровом поле в прямоугольниках для размещения карточек законов не обозначены для 1-го раунда игры налоги (2 песо) и реквизиционный закон (1 апельсин); 3. на верхней части игрового поля отсутствует 3-й белый квадрат, обозначающий место под 3-й жетон. В «распакуйном» видео показывают, что изображения на зданиях сильно смещены вниз и влево. Плюс отсутствующий кораблик, плюс проблемы с комплектацией. Ну то есть для западных партнёров наши издатели не авторитетны, с ними работают как получится. И прихожу я к такому выводу. Не будем трогать индустрию «кинь-двинь», но что касается настоящих настолок — издавать надо известные западные игры (ну разве что «переводя» их на русские реалии, ну как американцы переснимают европейские фильмы, если конечно вкуса хватит), но делать обязательно самим, только так это будет стоить дешевле, исчезнут проблемы с комплектацией и качеством.
Вот простой пример. На западе используются компоненты из дерева. Да, они приятно выглядят. Но пока их наши издатели не заменят на аналогичные по форме компоненты из пластмассы — так и будут удивляться, что бизнес остаётся нишевым, а создать ещё один — параллельный — запад всё не получается.
Странно. У меня на восьмом осле не работает. и ладно бы совсем аут, так нет работает через одно место
А Зелье — это вообще игра? Я не заметил.
@VDmitry
Ну не совсем уж игра… так… вроде карт Таро…
@SkyRover
А мне спортлото напоминает. 6 рецептов из 36, да.
Не хочу обидеть Юру, но мне этот обзор не понравился своей концепцией — дело в том, что говорить сейчас об отечественных настолках вообще невозможно, т.к. их банально не выпускают. Любой пук в этом плане — Эволюция, или Тайный заговор — уже событие, какого бы качества он не был. А в обзоре всё представлено так, будто процесс идёт, хотя все эти игры: Зелье, Князья, Диктатор, Ночной дозор — «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».
А я бы расположил проблемы в другом порядке. Самая главная проблема это неинтересные и дырявые игровые механики, затем уже оформление, и только потом корявые правила. Если будет интересная механика, то и оформление простят и в правилах разберуться.
Люди интересные игры в самиздате делают и никого оформление и качество печати не волнует. А правила коряво написанные, это вообще проблема не только российских издателей, сколько про правила Stronghold писали.
Повторюсь, была бы игра интересная, а правила можно и в Интернете уточнить.
@kopcap_76
Согласен
@kopcap_76
именно об этом и говорит Юрий в своей статье на Тесере.
думаю с этим никто спорить не будет?
будем ждать изменений к лучшему, ведь не так уж совсем все плохо! 🙂
а какие вопросы? или линк на блог дайте. авось помогу чем.
Призываю в топик Мазза с радостной новостью, что отечественные производители игр освоили выпуск пластмассовых кубиков:)
Правда боюсь, что один наш кубик по сравнению с десятком деревянных, привезенных из Китая, будет не только пластмассовым, но и золотым.
Но лучше нишевый бизнес, чем бумажки вместо кубиков в «Тигре и Ефрате».
> Правда боюсь, что один наш кубик по сравнению с десятком деревянных, привезенных из Китая, будет не только пластмассовым, но и золотым.
Блин, да сколько можно! Крупные издатели типа ФФГ печатаются в Китае. Никто не мешает русским издателям клепать там миниатюры, картон и кубики.
В статье верно сказано — нет идей у издателей, почти все российские поделки глубоко вторичны.
@Orc
Вот ссылка на запись из нашего блога: http://bgidilliya.wordpress.com/2010/07/06/загадочный-чёрный-принц/
Да я то в курсе, но ты опять же написал) Я пишу про сейчас) Сейчас даже если выпустят «Бриллиантовую руку 2» или «Иван Васильевич Возвращается» сомневаюсь, что они составят конкуренцию «Пиратам карибского моря» ибо там это уже давно поставленная на ноги индустрия развлечений. А у нас…Воспоминания о том как было круто когда то и какие то попытки что то сделать. Так и с настолками. У них это уже проверенная схема получения денег. У нас только мелкие шажочки и боязнь потерять больше чем получишь.
К тому же повторюсь так уж у нас устроены фирмы и предприятия. Вот сколько в архитектуре-дизайне и т.п. работаю, в каждой конторе по любому пытаются навесить на тебя что то кроме твоих обязанностей. По началу пока после института зелёный был — везде сисадмином был. Потом стал морозится, так сейчас всё что угодно) И дизайнер, и видеоинженер, и визуализатор…) А о каком результате тогда речь может идти или о каком качестве?)) И только в конторах работающих на пендосов, чёткое распределение обязанностей.
@long
> Блин, да сколько можно!
А чего можно-то? Человек захотел отечественных пластмассовых кубиков. Я видел человека, который их видел. О чем и написал:D
хорошая статья…у меня вопрос к Алексу, предположим человек разработал настольную игру, в какие издательства (российские) можно послать материалы?
Заранее спасибо
Отвечу вместо — российские разработки сейчас издают Звезда, Столица (Эволюция ведь не Мачина игра) и TopFun (Астрель).
общество, как бы, изменилось — у него сейчас другие потребности. поэтому выпускать «ИВ возвращается» или «БР-2» — не актуально и не возымеет успеха. с «Иронией», к примеру, не выгорело, хоть и было очень близко.
это называется «капитализм» — извлечение максимальной прибыли при минимальных затратах. 🙂
@ZoRDoK
А ещё, я думаю, Технолог…
Не всё так плохо, конечно все фильмы опкупившиеся за один только прокат в кинотеатрах неприпомню, но например Наша Раша Яйца судьбы, в фильм вложили 2 ляма баксов, а только с кинотеатров собрали 22 ляма с копейками.
Во многом зависит от конкретной игры, если это нечто карточное то можно обратиться в Правильные игры, если нечто дишовое в изготовлении то куданибудь типа ИгриКо, если нечто с пластиком то Звезда или Технолог, если чтото неопределённое то в АСТ или Мир Фэнтези.
@Romantic
«И только в конторах работающих на пендосов, чёткое распределение обязанностей.»
Нереально высаживают такие утверждения. Чёткое распределение обязанностей как правило в крупных конторах, которые хорошо представляют чем занимаются. Если в конторе полтора землекопа и она занимается «решением любых вопросов связанных с дизайном» — ясно, что кто-то должен будет заниматься какой-то фигнёй не связанной с его прямыми обязанностями.
@Qwerty
«это называется “капитализм” – извлечение максимальной прибыли при минимальных затратах. :)»
Есть такая вещь как смена контекста. Т.е. если одну задачу работник может делать с отдачей 90% рабочего времени на неё, то когда появляется вторая задача, которой он должен заниматься — то на каждую идёт не 45%, а лишь 25-30%, остальное уходит на переключение контекста.
Короче, акулы капитализма уже давно выявили формулу максимально прибыльного предприятия — это когда каждый занимается своим делом.
ты про страны, где капитализм развивается уже очень долгое время говоришь, не так ли? а не про нашу ситуацию с двумя десятилетиями?
@SkyRover
Да, точно — Технолог. Правда, издаёт ли он в данный момент — это вопрос.
@Qwerty
@Дима
Буквально только что прочитал отличную статью про разделение труда. Вообщем смысл в том что разделение ведёт к увеличению производительности, это вроде бы хорошо, но увеличение производительности требует увеличение рынка, что в условиях глобального рынка невозможно, в результате ужасающий кризис, это плохо. А по теме. В наших условиях рынок настолько мал что разделение труда вредно для бизнеса.
Не был бы так категоричен) Например один из последних примеров — одна из крупнейших строительных фирм города, со штатом в несколько тысяч человек, тремя институтами проектировки и несколькими сотнями строительных площадок. Да я и не говорю, что это прям правило или закон, может мне просто не везло)) Да и в общем то не об этом речь) Мы про настолки говорим) Ну вот вы всерьёз верите, что какой нибудь отечественный Клаус Тойбер может преспокойно отдаться разработкам настольных игр и не сдохнуть при этом с голоду?)))
А мне статья непонравилась.
особенно эпилог:
«Совершенно ясно, что перечисленные проблемы носят как объективный, так и субъективный характер. И если, например, с качеством игровых компонентов пока ничего поделать нельзя, просто потому, что выпускать более качественные фишки и делать более качественные коробки и поля пока не получается по экономическим причинам, то улучшить игровые правила, оформление игры и доработать игровую механику, на мой взгляд, можно и без особых финансовых затрат.»
Какраз качество компонентов дешевле увеличить, чем качество оформления, услуги художников и дизайнеров стоят ощутимо дороже, чем печать.
Проблема наших производителей проста, продать игру на русском. за пределами России почти нереально, даже издать её тут на английском, а потом промышлять импортом неполучится(таможенные правила в Евросоюзе и даже Украине, крайне не гуманны). Еслибы быружуи выпускали игры в томже качестве что и сейчас, но с теми тиражами которые можно продать в нашей стране, онибы стоили как самолёт.
Говорят, что Тойбер, пока первый миллион на сеттлерсах не заработал, продолжал работать стоматологом. Только после этого ляма ушел на вольные хлеба и целиком отдался играм.
я считаю типичной проблемой, это качество, а точнее полнейшее его отсутствие. Ведь настольная игра должна быть приятна глазу и на ощупь.
Кстати о качестве.. Не особо давно заимел в коллекцию Игросказ.. Так оно таки такого качества, что то же Зелье в этом отношении — как в анекдоте «жалкое подобие левой руки» (что по толщине карт, что по высечке).. Причем по цене обошлось как и база Зелья.. Т.е. могут если захотят (и даже по цене очень доступно получилось)..
@dj_doom
Проблема хорошего качества в тираже, себестоимость набора может быть одинаковой, но чтобы этого добиться придётся увеличивать тиражи и разница может составить десятки тысяч наборов.
@White
т.е. хочешь сказать что у зельеварения тираж был значительно меньше игросказа, поэтому такого отстойного качества получился?
как-то слабо верится, судя по распространенности зелья..
@dj_doom
так и есть, просто Зелье прижилось у активных игроков, по этому создаётся иллюзия распространённости, но это лиш мизерная часть клиентов, основные потребители не лазят по форумам, не ходят в клубы, их практически невидно.
казалосьбы многие ли прошаренные игрокаи покупали настолки от ИгриКо, кажется что это хрень никому ненужная, плохие игры в плохом качестве, но они какраз продаются большими тиражами.
Кстати и качество у Зелья вполне себе нормальное, вот АСТшные Князья и Смартовский Манчкин(первой редакции, вторую не счупал), это нереальный ужос.
Я тоже думаю, что основная проблема в качестве. А вторая в отсутствии любви к первоисточнику (книге, фильму, миру по которому игра делается).
А вот механику вместе с балансом оставьте в покое — механизаторы 🙂 Кто скажет, что сценарии в Memoir сбалансированы — пусть первый бросит в меня камень. Не даром они предлагают играть две партии к ряду.
Лично я получаю удовольствие от игры, а не от результата (хотя выигрывать люблю). А если хочется выяснить у кого с логикой лучше — я шахматы достаю. Там баланс веками проверен.
Симметричные возможности не требуют балансировки по определению. (:
@Greed
Ты понимаешь баланс в слишком узком смысле. Баланс должен быть не только между играющими сторонами, но также и между отдельными элементами механики. Например, в карточных играх, желательно чтобы карты были равноценными. Например, в Князьях есть совсем отстойные карты, а есть, такие, которые ломают всю игру (Княжеский престол) — дисбаланс. Или есть мозголомные игры, в которые введён небольшой элемент случайности. Но введён так неудачно, что один неудачный бросок кубика ломает к чертям все предыдущие многочасовые размышления. Или вот, говорят, что в Эволюции всё решает один только последний ход — то есть дисбаланс между разными промежутками игры.
Повторюсь: все проблемы в механике должны выявляться (и решаться) долгим и всесторонним тестированием с привлечением уймы народа, времени и денег. В России этим, к сожаленю, пренебрегают.
Издает, и переиздает.
Но у него несколько иная ниша — в основном, расчет на детей или казуалов, игры для элиты они не выпускали и не будут.
Однако, и из тех, что есть, встречаются интересные.
Ох, уморили дедушку БуГаГашника! Ох-х-х-хо-хо-хо-хооооо!
Давайте, братия, еще побяшем о сущих проблемах игроумышления, игрописания и игроваяния в странах заморских Нигерии, Северной Корее и Пакистане!
Вот откопал же дедушка тему полугодовой давности 🙂
В Memoir’44 один бросок кубика часто решает исход партии. Правда там партии не такие длинные.
В BSG партии длиннее и тоже возникают ситуации, когда один кубик или один вытянутый токен решают исход многочасового полёта.
Обе игры совершенно нерусские.
Вывод: отстаньте от наших дизайнеров, они ничем не хуже.