Добро пожаловать в мир настольных игр

Тишинка-2013. День второй

В воскресение я прибыл на Тишинку аккурат к началу выставки, в 11.00. Людей в зале было мало, народ ещё только подтягивался, но за одним из столов уже сидел Николай Пегасов, он рассматривал один из проектов, представленных на конкурс разработчиков. Я присоединился к процессу и пошло-поехало, половина воскресения прошла под знаком настольных разработок. 

Конкурс разработчиков

Конкурс на Тишинке носил не особо формальный характер. Тут не было, тут не было выделено какое-то специальное помещение для демонстрации разработок и даже не было определено специальное время для их представления. Разработчики просто приходили, разыскивали Николая Пегасова и показывали ему свои игрушки. С одной стороны, кажется, что всё это было неорганизовано. С другой – это совершенно не помешало отыскать хорошие проекты. Всего на конкурс было представлено 10 проектов. На моих глазах Николай дважды говорил: «О’кей, я готов подписать контракт».


Николай Пегасов рассматривает игру про робинзонов

Робинзон Крузо

Та самая игра, которую Николай Пегасов рассматривал воскресным утром. Кооперативка о приключениях выживших после кораблекрушения на необитаемом острове. Остров представлен в виде разделённого на локации игрового поля, по которому перемещаются фишки игроков. Ими можно ходить, а ещё выполнять разнообразные действия, связанные с добычей ресурсов и производством чего-нибудь из имеющихся материалов. В игре присутствует счётчик времени, влияющий на эффективность выполнения различных действий. Условно, собирать ягоды куда выгоднее днём, при свете, чем глубокой ночью и т.п.

Цель игры зависит от конкретного сценария. Как правило, игроки должны вместе чего-то там сделать, но – внимание – победитель определяется один, им становится тот, кто накопает на острове больше всего золота.

Название и тема игры очень похожи на новинку Эссена-2012 Robinson Crusoe: Adventure on the Cursed Island, но с точки зрения механики это совершенно разные игры. Вот только наш Робинзон находится ещё на ранней стадии разработки. Со стороны кажется, что в игре слишком много всего намешано, тот же счётчик времени желательно упростить. К тому же автор до конца ещё не определился, будет ли в игре кооперативные элементы или всё-таки каждый играет сам за себя. Возможно, в итоге будут реализованы оба варианта, и задаваться эти условия будут конкретными сценариями. Предстоит решить вопрос и с продолжительностью игры, которая на данном этапе составляет «от полутора часов». Моё мнение – часа было бы вполне достаточно. В общем, разработка перспективная, над ней ещё придётся потрудиться.

Вагончики

Эту игру придумал Евгений Никитин, а узнал я про неё собирая заявки на I настольный грант. Одна из заявок была от Евгения и касалась она как раз разработки настольных игр, одной из которых были Вагончики. Примерно в то же время Евгений показал эту игрушку Николаю Пегасову, а затем ещё дорабатывал игру. На Тишинке была представлена четвёртая или пятая итерация игры.


Игровые карты рядом с вокзалами

Вагончики состоят из двух колод карт. Карты вокзалов, они же – карты заданий, и карты разноцветных вагончиков. В начале игры несколько карт вокзалов выкладывается на стол, игрокам раздаётся по 5 карт вагончиков. Задача игроков – собирать карты вокзалов и, тем самым, заработать как можно больше победных очков.

Вокзалы можно заполучить путём сбора комбинаций цветных карт вагонов. Какая комбинация для какого вокзала нужна – это определяется самими игроками непосредственно в процессе игры. В свой ход игрок может сыграть 1 карту с руки. Её можно положить либо рядом с картой одного из вокзалов, либо перед собой на стол. Около каждого вокзала может лежать либо 2, либо 3 карты, они туда подкладываются игроками. После того, как у какого-то вокзала набрал «лимит», этот вокзал может отойти одному из игроков. Для этого перед игроком должна лежать та же комбинация карт. Предложим, если рядом с картой «Самара» есть зелёный и красный вагон, этот вокзал заберёт игрок, собравший на столе перед собой зелёный и красный вагон.


Карта вокзала. Приносит 1 очко.

При розыгрыше карт есть нюансы – если ты кладёшь карту перед собой, ты не добираешь новую из колоды. Таким образом ты приносишь пользу себе, собирая какую-то комбинацию, но при этом теряешь в ресурсах – карт на руках становится меньше. Если же ты кладёшь карту к станции, ты потенциально приносишь пользу всем игрокам, за это положена карта из колоды.

В игровой колоде помимо карт вагонов есть некоторое количество карт действия. Они позволяют совершать всякие манипуляции с картами вагонов: передавать по одной карте по кругу, сбрасывать карты станции, удалять от станций выложенные ранее вагоны и т.п. Эти карты приходят в руку в случайно порядке и довольно сильны, примерно как заклинания в базе Зельеварения

Мы отыграли в Вагончики полную партию, среди четырёх игроков я занял третье место. По мне – стандартная такая рабочая игра, которых много. Николаю Пегасову она понравилась, он выразил готовность издать эту разработку, так что, вполне вероятно, что в обозримом будущем эта игра появится в ассортименте Мира Хобби.

Безымянная фентезийная стратегия 

Следующей игрой была разработка Юрия Журавлёва, которая пока что не имеет названия. По условному сюжету какие-то исследователи знакомятся с туземцами и должны максимально их задобрить, но как показала игра, сюжет имеет крайне опосредованное отношение к игровому процессу.


Игровые карты, сыгранные разными сторонами.
Внизу — жетоны очков, дайс сверху — просто символ первого игрока

Игра состоит из колоды карт, небольшой колоды заданий, карточек действий и жетонов победных очков. Игровой процесс таков: каждый ход игрок выбирает одну из карт с руки, кладёт её перед собой рубашкой вверх и помещает на неё также рубашкой вверх карту выбранного действия. Затем все одновременно вскрываются и по очереди отыгрывают выбранные действия, и так – пока не кончится колода. Карты при розыгрыше приносят победные очки, задача игрока – набрать их больше всех.

Фишка игры в том, что каждая карта срабатывает по-разному в зависимости от выбранного действия. На карте есть несколько функциональных зон, которые относятся к различным действиям, и, если такие карточки пускать в печать, наверное стоит их делать квадратными, чтобы на каждой из четырёх сторон умещался отдельный эффект.

Итак, можно активировать свойство карты – текстовый эффект, который немедленно разыгрывается, плюс приносит небольшое количество очков. Можно сыграть карту рубашкой вверх «в последовательность»; на каждой карте есть номер от 1 до 30, все номера в колоде присутствуют в двух экземплярах, и если собрать «в последовательности» последовательные карты, в конце игры они принесут очки в размере квадрата собранной цепочки. Т.е. за 5 карт, собранных по порядку, 25 очков, за 6 карт – 36 и т.п. Можно сыграть эффект «интриги», это альтернативное текстовое свойство, которое дополнительно также приносит победные очки и имеет специальный мультипликатор. Можно сыграть эффект «цвета» карты, и получить очки, собрав комбинацию, изображённую на одной из открытых карт заданий. Можно сыграть эффект «торговли», активировав нарисованный на карте товар и «нужды». За это также даются победные очки.


Возможные действия

Особенность ещё и в том, что в каждый ход игроку доступны лишь два возможных варианта активации карты, один из них нужно сыграть, а в конце хода получить новую доступную карточку действия. Это заставляет думать, как выгоднее можно разыграть имеющиеся карты и планировать свои действия хотя бы на ход вперёд.

Первое впечатление от игры – она очень навороченная. «Четырёхмерные» карты, поначалу, кажется, способны вынести мозг, но к ним очень быстро привыкаешь. Главный упрёк в адрес игры с моей стороны – она очень абстрактна. Не сомневаюсь, что эта разработка имеется право на существование, наверняка у неё найдутся поклонники равно как у Race for the Galaxy и Инновации, но лично мне она показалась очень сухой. Я бы порекомендовал её или очень хорошо привязать к какой-то теме. Автор готов продолжить работу над игрой, тем более, что сам он играл в неё лишь второй раз.

Сад

Эту игру представляли Анатолий Шкляров и компания, с которыми я познакомился в Москве летом прошлого года. С тех пор эти разработчики уже успели выпустить свою первую игру – Королевство – плюс запустили в производство Шахты и Гонки жуков, эти настолки должны выйти в ближайшее время. И вот, имея уже три готовые игры, ребята не останавливаются на достигнутом. Даже на конкурс они принесли целых два проекта, Сад и Алису в стране чудес.

Итак, сад. Несложная семейная евроигра про выращивание различных растений. Состоит из общего поля размером 6х6 клеток, порядка 40 тайлов растений и фишек игроков, по 30 штук на человека. Задача – избавиться от всех своих фишек, заполняя территорию сада новыми растениями.


Сад-огород, в процессе игры

Ход игрока выгляди очень несложно: перед ним лежат три тайла растений, вскрытых из колоды. Нужно взять один из тайлов и поместить его на поле. И сразу надо положить сверху некоторое количество своих фишек – это число определяется двояко, во-первых, в зависимости от свойств конкретного тайла, во-вторых, в зависимости от совпадения сторон тайла с соседними тайлами.

С совпадениями всё просто: на некоторых тайлах нарисованы дорожки, ведущие из центра в одну или несколько сторон. При выкладывании на поле эти дорожки могут стыковаться с дорожками на других тайлах, сторона где дорожки нет точно так же стыкуется со стороной другого тайла без дорожки. За каждое такое совпадение на тайл нужно выложить 1 свою фишку.

У некоторых растений есть дополнительные условия. Например, некоторые любят свет, их не стоит высаживать у края сада, за выполнение такого условия также можно «высадить» свою фишку. Некоторые растения не имеют таких свойств, но оказывают влияние на соседние, например, удаляют или прибавляют фишки на соседних тайлах.


Сад-огород, конец партии

Игра несложная, отыгрывается довольно быстро, в пределах часа, возможно даже 45 минут. Мы в неё вчетвером сыграли весьма бодро, впечатления у всех остались хорошие, и Николай Пегасов вновь произнёс заветную формулу: «Готов подписать контакт».  

Кстати, первоначальная тема игры была заявлена как строительство города гоблинов, но в процессе разработки трансформировалась в сад-огород 🙂

Алиса в стране чудес

Следующей игрой была снова разработка авторов Сада. Алиса в стране чудес – это игровое поле, одна-единственная фишка Алисы и колода карт, стандартная для игры в дурака, «от шестёрки до туза». Игра рассчитана на 2-5 игроков. Цель – довести Алису до конца поля и собрать к этому моменту на руках наилучшую комбинацию карт.

В начале игры всем на руки выдаётся по пять карт, после чего игроки начинают по очереди ходить. Ход – это очень просто. На поле имеется дорожка, каждая «клетка» которой обозначена символом одной из четырёх карточных мастей. Ты играешь карту любой масти, и фишка Алисы двигается к ближайшему символу этой масти (на манер Картахены). В конце хода всегда добираешь до 5 карт в руку.


Игровое поле

На некоторые клетки в начале партии выкладывают жетоны чеширских котов. Если Алиса останавливается на клетке с котом, начинается особая фаза – «торги» за жетон кота. Игроки должны вскрыть с руки комбинацию карт. У кого она наилучшая – тот забирает себе кота. Всё поле разделено на несколько зон, для каждой зоны есть своя комбинация, причём они даже привязаны к главам Алисы в стране чудес Льюиса Кэролла.

Когда Алиса проходит всё поле, игроки разыгрывают жетоны чеширских котов. И их помощью можно исключить из финального розыгрыша какую-либо масть или наоборот, поднять её значимость. Затем все вскрывают карты с руки, у кого старше комбинация, тот и выиграл..

Игрушка выглядит перспективно, но, на мой взгляд, у неё есть очевидные варианты усовершенствования. Например, фиксированное игровое поле можно заменить модульным, на манер той же Картахены. Некоторые комбинации выглядят сомнительными, их сложно собрать и лучше бы, заменить на что-то более привычное, те же покерные. В игровую колоду, возможно, есть смысл составить из двух колод по 36 карт, а то мы играли впятером, и слишком уж часто приходилось тасовать отбой. Плюс, честно говоря, я не прочувствовал важности и нужности чеширских котов, возможно, в финале тоже что-то стоит подправить.

Думаю, игра ещё будет  дорабатываться, а затем, возможно, будет издана Миром Хобби. Студия Трёхгранник, как называют себя Анатолий Шкляров сотоварищи уже практически реализовала четыре проекта, и я не вижу никаких причин, почему бы им не доделать и пятую свою игру.

Linguanica

Настольная игра с образовательным элементом. Участникам в игровой форме предлагается заняться изучением иностранной лексики, нам, в частности, презентовали комплект для освоения испанского языка.

Игра – это всего лишь колода карт, оформленных в минималистичном стиле: на одной стороне на белом фоне чёрными буквами напечатано слово на русском языке, на обороте – оно же на испанском плюс шрифтом поменьше транскрипция русскими буквами. Особенность – для игры нужен ведущий.

Партия состоит из трёх фаз. Перед началом игры ведущий демонстрирует некоторое количество карточек, называя русские слова и их же по-испански. Затем начинается первая фаза игры. Ведущий тасует карточки, а затем начинает их по одной вскрывать. Игроки, увидев русское слово, должны назвать его по-испански. Игра идёт на скорость, кто первый вспомнит слово, тому достаётся карточка. Если слово не может назвать никто, карточка уходит в отбой.


Несколько карт

Во второй фазе все игроки обладают некоторым количество карточек, заработанных в первой фазе. Теперь они могут «раскулачить» друг друга, в режиме реального времени. Для этого выбирается жертва – игрок с самым большим числом карт, а затем все остальные могут называть его слова по-испански и в случае правильного ответа забирать карточки себе. После того, как один игрок «раскулачен», разорению подвергается следующий и так далее.

В третьей фазе игроки сдают все карточки ведущему, а потом по памяти называют русские слова и перевод. За правильные ответы ведущий выдаёт карточки.

Игрушка прикольная. В ней реально присутствует образовательный элемент, плюс её можно удачно развивать, издавая линейки для разных языков с разными наборами слов, под определённую тему, минимум для туристов и т.п. Вопрос только в том, что образовательность не должна идти в ущерб играбельности, о чём в своём докладе на выставке как раз говорил Иван Туловский. А тут – как раз такой случай. 


Ещё несколько карт

Первая фаза, когда все вспоминают иностранные слова по принципу «кто быстрей» играется отлично. Вторая, когда все отбирают карточки друг у друга – не очень. Тут происходит неравномерное их перераспределение, плюс последним получает возможность забрать карты назад именно тот игрок, которого раскулачивали первым, и ему это легко удаётся, ведь только что все те же слова называли остальные игроки, забирая карточки у него. Наконец, третья фаза, вообще никуда не годится, в ней ничего не происходит, игроки сидят и пытаются выкопать в памяти слова.

Автору предложено подумать над правилами. Идея-то неплохая, но должна присутствовать соревновательность, интерес. В первой фазе это есть, а вторая, как верно подметил Николай Пегасов – несправедливая, а третья – скучная. Надо что-то пересмотреть. Например, во второй фазе можно предложить всем игрокам называть чужие карты, и при угадывании те отправляются в отбой (а не перераспределяются между игрокам). А потом, в третьей фазе, каждый игрок должен ещё раз назвать те карты, что у него остались. Не смог — тоже слетают в отбой. Чтобы и образовательный элемент в виде повторения имел место, и играбельность присутствовала. Ну и желательно сделать так, чтобы в игру можно было бы играть без ведущего.


И ещё несколько карт

* * *

Увы, но мне довелось увидеть лишь пять разработок, ровно половину от тех, что были представлены на конкурс разработок, так что сказать об остальных пяти новых играх мне нечего.


Народу полно


Почти все столы заняты

Обеденный перерыв

После конкурса разработчиков мы отправились на обед. Ребята порекомендовали находящуюся прямо у Тишинки «Советскую чебуречную», где бережно сохранена атмосфера и рецепты двадцати-тридцатилетней давности. Чебуреки там оказались съедобные, но больно уж в них начинки маловато. Хотя я не большой ценитель, возможно так и положено по технологии приготовления. Ну или по советскому рецепту 🙂

После обеда мы разделились. Николай Пегасов отправился в лекционный зал смотреть ещё одну разработку Юрия Журавлёва, а я углядел в кафе Михаила Акулова, Ивана Туловского и Сергея Мачина. Пообщались с ними. Услышал несколько интересных фактов, например узнал про существование музея настольных игр в Нюнрберге, где одна из настолок начала XX века оказалась очень похожа на Японский домик.

Вообще, второй день выставки был почти так же богат на встречи, как и первый. Помимо уже упомянутых Сергея Мачина, Ивана Туловского, Николая Пегасова и Михаила Акулова удалось повидаться с Юрием Журавлёвым, Анатолием Шкляровым. Совершенно случайно набрёл в зале на Максима Верещагина, который, оказывается, был тут ещё и в субботу. Познакомился с автором Эволюции, Дмитрием Кнорре.


Слева направо: Сергей Мачин, Юрий Тапилин, Дмитрий Кнорре

Королевства

После обеда сел с Анатолием Шкляровым опробовать первую изданную настолку ТрёхгранникаКоролевства. Игра полностью карточная, состоит из колоды четырёх цветов, в которой встречаются карты достоинством от -3, -2, 0, +2 и +3. В процессе игры нужно собирать комбинации из пяти карт одного цвета. Если сумма карт в наборе получается положительной, набор идёт в зачёт игроку. В случае отрицательной суммы набор сбрасывается в общий отбой. Цель игры – набрать больше всех очков.


Коробка с игрой

В свой ход игрок может сыграть одну карту, а потом добирает до пяти карт на руке. Сыграть карту можно в любое «королевство» — в любой набор какого-то цвета, как себе, так и любому другому игроку. Всего у каждого игрока может быть два королевства, причём они должны быть разноцветными. Особенность игры в том, что положительные карты можно играть только по одной за раз, а отрицательные карты позволяют докладывать в то или иное королевство дополнительные карточки. Ещё есть карты, которыми можно поднимать другие карты со стола в руку. Имеется простор для комбинаций.

Партия на двоих прошла довольно ровно и по моим впечатлениям это не тот формат, на который рассчитана игра. Полагаю, за Королевства надо садиться вчетвером, тогда она раскроется в полную силу. Но и по единственной партии игра выглядит весьма достойно, такой крепкий карточный филлер с цифрами, уровня как минимум Клац!.

Финал

Пока общались с ребятами в кафе, пока пробовал Королевства, подошло время покидать фестиваль. Увы, времени посмотреть вторую разработку Юрия Журавлёва уже не было. Жаль, интересно было бы взглянуть, а то он своё безымянное фэнтези отрекомендовал как "простую игру", а вторую, ту, что я не увидел, как "сложную". Если и в первой всё было не так просто, что ж там в сложной-то? 🙂 Я лишь мелком увидел какое-то поле с использованием восьмиугольных фрагментов, диск, похожий на тот, что Юрий использовал в одной из разработок Игросферы, да какие-то любопытные фигурки.

Времени уже не было совсем, но меня ещё Сергей Мачин обещал научить собирать строения в Японском домике. Мы когда в эту игру в Самаре играли, прям плевались, из-за того, что карточные конструкции постоянно разваливаются. Из шести игроков половина бросила всё, прям из-за стола встали и ушли люди, я такое впервые видел. Еле-еле одному удалось построить три этажа, на это минут двадцать ушло не меньше. А тут, под руководством Сергея я трёхэтажный домик буквально за минуту возвёл.


На переднем плане — мой домик, на заднем — Сергея Мачина

Секрет оказался прост. Надо просто карты удерживать руками. Ставишь на основание четыре карточки и каждую поддерживаешь пальцами — всё это одной рукой. Второй рукой берёшь межэтажное перекрытие, кладёшь сверху и только тогда убираешь поддержку. Карточки остаются стоять за счёт давления сверху. Всё просто и ясно. Следом ставишь второй этаж, также поддерживая карты. Потом — третий. Всё просто, главное сверху чуток давить перекрытием и всё. Я даже смог свою конструкцию поднять.


Сувенирная кружка

Мне уже было пора бежать. Метнулся последний раз по территории фестиваля. Попрощался со всеми знакомыми, на бегу получил сувенир от Мира Хобби: сумку и кружку с символикой фестиваля, и майку "Бэнг!", сфотографировался с гигантским тайлом из Каркассона, и на этом Тишинка для меня закончилась.

На выставке ещё было немало посетителей, до закрытия оставалось два часа, а я уже выдвинулся в сторону Казанского вокзала.


Прощальное фото

Окончание следует…

9 комментариев

  1. Njuse4ka

    в сад я бы сыграла )

  2. dipFireWorker

    @Njuse4ka В мае сыграешь. В расширенную версию.

  3. Njuse4ka

    @dipFireWorker
    Если мы с Садом оба попадём на Игросферу, ты имеешь ввиду? )

  4. dipFireWorker

    @Njuse4ka
    Нет, если ты с Юшиным вместо Игросферы поедешь на дачу

  5. Njuse4ka

    @dipFireWorker
    Тимур, ты как всегда крайне корректен в своём непонятном мне чувстве юмора. Я не езжу на дачу, чтобы там работать, я езжу туда отдыхать )

  6. Ильшат

    нету ни одного сада или дачи где не нужно работать 🙂 скорее всего должно звучать так — за меня там родители работают 😉

  7. Sciurus

    Юра, игра «Вагончики» была показана один раз перед Новым годом. И уже доработана к фестивалю на Тишинске.

    Карты действия не столь сильны, как может показаться на первый взгляд. Сами карты вагонов, по сути, являются более активным действием.

    Если это осознать, то понимаешь, что неважно какие карты к тебе пришли, важно, как ты ими распорядишься.

  8. Nevi Perenni

    «Полагаю, за Королевства надо садиться вчетвером»

    вчетвером «Королевства» превращаются из доброй и не напрягающей игры в жесткое противостояние, где одна ошибка может стоить победы.
    Тут уж на любителя )

  9. Денис II

    В сказке про Алису была полная колода в 52 или 54 карты (не помню, были ли джокеры). Так что для соответствия надо брать не две «дурацких», а одну полную.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑