Добро пожаловать в мир настольных игр

Tobago. Описание игры

В рамках новогоднего конкурса обзоров читатель по имени Юрий прислал материал об игре Тобаго. Автор рассказывает о правилах, проводит параллели с некоторыми другими настолками и заключает, что Тобаго очень хороша и отлично подходит на роль семейной игры. 

После долгих блужданий вокруг земного шара (мы побывали на Катане, Кубе, Запретном острове, искали затерянные города, возводили замки и цитадели, проводили раскопки в Тикале) наконец-то нам встретился остров Тобаго, на котором, как утверждают древние рукописи, был зарыт не один клад…

Первое, что видим, когда открываем коробку, это три двусторонние части острова, которые могут быть соединены в разной последовательности. Производители утверждают, что существует 32 разных способа сложить карту Тобаго… Как настоящие исследователи мы, естественно, должны были убедиться в этом лично. Пока что получилось 16 способов. Однако каждый раз на карте в произвольном порядке размещаются дополнительные координаты в виде хижин, пальм и каменных идолов, так что пейзаж будет меняться от партии к партии. Это свидетельствует в пользу того, что реиграбельность «Тобаго» достаточно высока.

Следующее, что привлекает внимание, – это каменные идолы в количестве трех штук.   

Мы знаем, что они должны быть сделаны из пластика, однако каждый хочет провести испытание лично. На ощупь фигурки, действительно, напоминают камень. А пальмы и хижины сделаны из дерева именно в виде пальм и хижин. И это не может не радовать. Для погружения в атмосферу игры важны как раз такие мелочи, потому что иногда издатели то ли экономят, то ли по каким-то другим соображениям используют вместо фигурок или миплов кружки, а вместо животных кубики (да, «Агрикола» –замечательная игра, но не могу понять, почему «члены семьи» выполнены просто в виде дисков большего размера, чем диски овощей). Конечно, здесь тоже есть кубики, однако они выступают только в характерной для них роли маркеров, обозначающих возможные места кладов. А еще по карте вы перемещаетесь не просто так, а на вездеходе, который воплощен при помощи деревянной машинки, что также добавляет приятности в игровой процесс. 

Вместе с озерами, реками, океаном, горами, джунглями, пустошами, расположенными на каждой карте (естественно, каждый «расклад» поля даст свое соотношение географических объектов), идолы, пальмы и хижины составляют систему координат, на которые нужно ориентироваться в поисках сокровищ. Механика игры проста, оригинальна и достаточно изящна, на мой взгляд: исследователи острова все вместе «собирают» карту, выкладывая карты-подсказки по определенным правилам, что заставляет хорошенько подумать, ведь если раскроешь местонахождение клада в неподходящий момент, то его заберут без тебя. Хотя на этот случай в игре предусмотрен «дележ», который протекает достаточно азартно.

Ход игрока предполагает две возможности: сыграть карту или передвинуться по карте. Последовательность действий усваивается быстро и легко, хотя, казалось бы, игра должна быть далеко не простой. Это так и есть, однако все выстроено очень логично, и поэтому уже после двух ходов становится ясно, к чему стремиться (хотя, конечно, только повторные партии позволят выстроить определенную стратегию). Правила на русском языке уже есть в сети, поэтому подробно останавливаться на них не буду. Нужно только сказать, что, к сожалению, в результате их сверки с английским вариантом, обнаруживается несколько неточностей. Например, в русском варианте утверждается, что взятие клада останавливает движение игрока и ход завершается. А в английских есть одно важное уточнение: если в начале хода игрок стоял на гексе с кладом и взял его до начала движения, то ход продолжается по обычным правилам. Также в русском варианте среди действий амулета (о самом предмете ниже) есть возможность получить дополнительное перемещение, хотя в английском варианте написано, что игрок перемещает вездеход на три (!) шага, что может оказаться важным при переходе с одного типа местности на другой, так как это особый тип передвижения, отменяющий основное правило. Помимо этого не хватает одного рисунка при пояснениях о чтении карт (можно и без него обойтись, но с ним нагляднее и не будет споров, что считать удалением от ориентира на два шага).

После того, как клад найден, в дело вступают каменные идолы и под влиянием их взглядов из океана поднимаются древние амулеты, которые игроки смогут собрать и использовать, чтобы получить дополнительные преимущества. Затем идолы поворачиваются на 60 градусов, и следующие амулеты появятся уже в других местах. Все эти действия сопровождаются (во всяком случае, в семейном кругу) словами о «таинственных силах», «скрипящих камнях» и т.д., что тоже способствует поддержанию соответствующе атмосферы. Действия амулетов существенно разнообразят игру, и если ими воспользоваться в нужный момент, то можно успешно перехватить инициативу у соперников, а также совершить дополнительные действия. Однако, чтобы собрать амулеты, иногда приходится отвлечься от собирания сокровищ, что иногда кажется не очень правильным. Но по-настоящему магию можно оценить только когда наткнешься на проклятый клад!

Самое главное, что кладов на острове не один, а одновременно ищутся, как минимум, четыре. А когда один найдет, сразу же можно приступать к созданию карты следующего (видимо, Тобаго был излюбленным местом сохранения наличных средств у многих поколений джентльменов удачи ?). Так что добычи хватит всем!

Таким образом, приключение заставляет игрока составлять карту, носиться по острову, чтобы собрать амулеты и клады, и пытаться обойти в этом соперников. Победителем является тот, у кого к концу игры в сундуках окажется больше золота.

Лично меня очень порадовало сочетание логического компонента (выкладывание карты-подсказки требует, чтобы она не противоречила другим картам и позволяла сокращать количество гексов, на которых может быть расположен клад, например, в третьем ряду карт ниже видим, что клад расположен в одном или двух шагах от идола, на пустоши, в одном или двух шагах от океана, рядом с рекой, рядом с пальмой; значит разыскиваем пересечение этих координат) и драйва, когда игроки стремятся завладеть ценностями, по пути случайно или умышленно вредя друг другу.

А при дележе требуется еще и выдержка, почти как в покере :). Партия длится около часа и требует внимательности от всех в любой момент хода соперника, ведь каждая подсказка может оказаться той самой! Поэтому даже дети меньшего возраста, чем указано коробке производителем, не устанут и не утратят интерес к происходящему.

Мой опыт настольщика насчитывает всего несколько десятков игр, однако я не знаю, с чем можно было бы сравнить «Тобаго». Сам процесс игры, сочетающий долю кооперативности с соперничеством, чем-то напоминает «Запретный остров», однако здесь вы, работая в связке до определенного момента, пытаетесь обогатиться в одиночку. Это не означает, что клад ищут все, а забирает его кто-то один. Напротив, каждый участник составленной карты получает карты сундуков в соответствующей пропорции, однако забравший сокровище имеет право первым выбрать сундук.

Конечно, «Тобаго» не может считаться игрой для продвинутых игроков, но как семейная настолка настоятельно рекомендуется к использованию. И мне  даже странно было прочитать на сайте, что она только претендует на статус семейной игры прошлого года. Реиграбельность, атмосферность, механика, качество компонентов находятся на достаточно высоком уровне, чтобы игра заняла место в активном запасе настольщика, любящего проводить вечера с семьей за общим увлечением.

1 комментарий

  1. maxxmaxx

    Получается 32 варианта. Видимо считали по возможным сочетаниям полей: ABC, ABc и т.д. Но у каждого из них есть по 2 варианта раскладки. Они получаются друг из друга смещением на половинку шестиугольника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑