Зордок размышляет о треше от компании FFG (не только о том, что с приставкой "амери-") и перечисляет игры, которые могли бы быть изданы на русском, но до сих пор не локализованы, а также называет настолки, которые переведены на русский язык, но мы, наверное, вполне могли бы обойтись и без них.
Итак, начнём с истории.
В 2008 году Хобби Игры выпустили на рынок, после очень удачных Колонизаторов, Каркассона, Манчкина и Цитаделей… много унылого говна. Я помню те ранние игротеки — практически не во что играть. Даже выход Эласунда — средненькой игрушки по нынешним времена в сеттинге Колонизаторов было чем-то.
Потому что балом правили всякие "Мятежи", "Сенаторы", "Крушения", "Орки", "Королевские Врата", "Магдар" и прочий совершенно беспробудный трешак FFG, продававшийся за приемлемые деньги. Гики, конечно, покупали Мир Варкрафта и Дум, но обычный игрок нёс домой очередную коробку и испускал вопль после первой партии.
Олдфаги помнят, да. Было там и нечто приличное, например "Крылья Войны" — но сама по себе игра интересна именно как набор правил для использования потрясающих миниатюр. Но всем было по барабану, играли картами. На безрыбье. А потом Игровед привёз что-то от Рио-Гранде, и все положили на этот треш, расхватывая Доминион, Каменный Век, Камелот, Энергосеть и прочую вкусноту.
Как позже выяснилось, ФФГ хитрит и хиты на локалайз не даёт, справедливо полагая, что гики купит за бугром итак, англоязычный вариант. Поэтому мы увидели Ужас Аркхама и Ярость Дракулы заметно позже момента, когда они были актуальны. Но называть трешем эти игры я бы не стал. Другое дело, что Ужас хорош с допами — без них он малость уныл. Тут дело вкуса, конечно. Но всё равно запоздали сильно.
Затем трешачок — Игра Престолов Карточная. Под это дело ведь надо локализовывать бустеры каждый месяц, какие-то имитации хотя бы турниров или поддержки клубов проводить. Но ничего этого нет. Выпустили пару колод и успокоились. Для фанов игра конечно была нямкой, но с такоц поддержкой проще купить сразу английское издание и с ним играть. Не знаю как в Москве, но год назад в Хоббите питерском кто-то ещё пытался что-то собрать. На встречах в неё не играют. На западе тем временем выпустили куда более вкусные LCG, по Вахе, по Лавкрафту, выпускают по СтарВорсу, ну и по ВК.
Мало кто помнит, но был выпущен на русском кирпич "Века Конана". Дорогущий, неуклюжий ублюдок игры War of the Rings, в вариант которой (сильно европеизированный) добавили фигурку Конана и прикрепили пару правил. Некоторым олдфагам игра понравилась (например, самому известному питерскому настольному геймдизайнеру, Герману Тихомирову), но в целом, конечно, трешак. Признавайтесь, кому она греет сердце, пылясь который год на полке?
Помните игру "Да, тёмный повелитель"? Не помните? Ну и ладно. А была такая. Попытка от ФФГ выпустить что-то "типа Манчкина", но лучше бы просто склонили, т.к. на Манчкин вообще не похоже, даже тема — по сравнению с Коваликом это отдавало детским садом. В общем, её тоже локализовали.
Зато не локализовали ту же Крейсер Галактика, а в этот хит до сих пор рубятся во многих клубах (на Тесеру просто не пишут). А когда дадут? Ну через пару годков, когда она совсем уже надоест гикам.
Был ещё Беовульф — мне эта игра нравится, но она считается трешем, т.к. по своей сути предстваляет немного расширенную и затянутую игру Kingdoms… которую, совершенно верно, локализовать не дали. Обе игры абстрактны и сухи яки шахматы, к слову.
Город Синей Луны представляет собой средненькое (ну, скажем так, не плохое) евро, уже морально устаревшее к моменту выхода. Но есть великолепная карточная игра, которую опять же локализовать никто не позволил.
Смайли Фейс — помните это жалкое эпигонство на Кондотьер от Файдутти? Я тоже уже забыл.
Ну и Талисман с Варкрафтом Мир Приключений — два увесистых скучных кирпича, от которых сложно избавиться. И если Талисман просто морально устарел, но был в своё время не плохой игрушкой, то Мир Приключений был очередным провалом Конички (который-то и выпустил, пожалуй, одну приличную игру — Галактику).
Пингвин — полностью сломанная игра на эээ ловкость.
Мото Грандпри — интересно, это хоть кто-то купил? Была такая локализация, помню.
Мародёры Хаоса — пожалуй от выхода этой коробки ажиотаж был один, это Макс(Mazz_O) где-то надыбал первоисточник этой древней немецкой карточной игрушки, и все бросились её распечатывать и играть в индейцев и лодки, а не в гоблинов.
А теперь я позволю пофантазировать, какой треш из своих закрамов даст на локализацию FFG дальше:
Warrior Knights — несостоятельная игра, внешне похожа на стратегию, на самом деле какой-то странный симбиоз от французов. Старьё и плесень.
Ventura — не смотря на то, что новинка, и игру ждали года 4, игра провалилась, похоже, в продаже. Могут через пару лет дать.
MicroMutants — экспериментальное нечто.
MagBlast — карточное нечто, трах-бах-в мусор.
DungeonQuest — плесень типа Талисмана, исключительно для западных олдфагов.
Rune Age — Громокамень с блекджеком и шлюхами, но неудачный.
Constantinopolis — провальный клон Пуэрто Рико.
City of Thieves — Три Мушкетёра, вид в профиль.
Black Gold — какое-то махровое евро.
Arcana — сломанная карточная игрушка с механикой из Intrigo, выпущенная на волне повального увлечения декбилдингом, который там как пятая нога.
Tribune, Letter of Marque, Isla Dorada, Ad Astra, Mad Zeppelin, Olympus — сомнительные евро, симулирующие внешним видом что-то оригинальное.
Танхаузер — нечто, вкусно вглядящее, но по отзывам поломанное.
Ugg-tekt — очередное УГ, судя по рекламе на Тесере, которым планируют "ощясливить" отечественных игроков. Надеюсь, что ошибаюсь.
А вот что бы хотелось видеть локализованным, но не дадут
Battlestar Galactica — мне самому пофиг, но вообще её давно пора было бы локализовать. Это ж как Колонизаторы для америтреша.
Gears of War — новинка жеж
Mansion of Madness — приключения в мире Эркхама, пока не устарели, можно было бы.
Merchant of Venus — на компе про космос есть три эпичных игры, породившие свои жанры. Это Мастер оф Орион (цива в космосе), это Элита (торговец в космосе) и Старконтроль (торговец + цива + квест). Вот эта игра, по всей видимости, организует третий сценарий.
Rex — это же бубльгум, простите, Дюна!
Сумерки Империи 3 — хотя, в свете выхода Эклипса оно теряет свою ценность, всё же это была бы достойная локализация.
Wiz-War — а это, други, настоящее месиво с самым пресамым прямым взаимодействием магов и всяческой хиромантии на поле со стенками. Представьте игру Корридор, но с магией и монстрами.
Почему тут только тяжесть?
Потому что ФФГ отлично умеет делать масштабные, эпичные, красивые, америетрешевые игры. И совершенно не умеет евро, семейные и прочую мелочёвку. Есть исключения, типа Цитаделей, Кондотьера и нек других, но посморите на их каталог — эти исключения тонут в общей клоаке треша.
Позволю себе не согласиться по поводу «Да, Тёмный властелин». Для «своей» компании — игра просто шикарна. Сыграли немало партий, и она всё никак не надоест. И да, где там хотя бы намёк на подражательство манчкину? Оо
Dungeon quest вполне себе приличная игра. В локализации правда не нуждается, и так всё понятно.
НЕ, Zordok прав… детский сад
Да, «Да, темный властелин» ни разу не похожа на Манчкина. Разве что там смешные картинки нарисованы на картах. Игра на мой взгляд и моей компании — полная ерунда… А вот «Крагморта» как её продолжение — веселая «кинь-двинь» даже для взрослой компании. Антуражу ей добавляют реальные «проклятия» накладываемые на игроков (руки-клешни, играть стоя на одной ноге и т.п.) и противостояния в борьбе за книги Темного Властелина. Ну, и нарисована красиво.
плюсую про темного властелина. Игра для тех у кого есть опыт работы в проектных командах — просто щастье небесное. Манчкин вообще не про то.
Ну и вариор найтс до выхода Кикладов была просто лучшей стратегией с террейном.
В целом ситуация описано верно, хотя и этаким налетом «избранности» :).
Алексей Мокеев, у нас ситуация прямо противоположна — Крагморта так и не прижилась, проявив себя крайне нудной игрой, в отличии от фееричного властелина )
Властелин на Манчкина не похож, кроме как артом, но аудитория та же.
а я вот только первый год в настольном мире, но уже хорошо представляю картину этого бреда и ужаса, который творится с «локализаторами»… а именно Зордок по большому счету прав, локализуется бредятина, за чистую полнейшая. Тот же манчкин…ну он же популярен везде, так допы люди ждут ужс сколько.
Часто пишут «локализация», а там правила только-смешно. Например я очень хочу попробовать Крейсер Галактика, но не могу- как я понял там текста не мало(а мой английский плох, а печатать вкладыши…да ну).
По какому принципу отбирают кандидатов на локализацию?
Всё разумно, кроме взрыва ретро-чанспика. Зордок, пощади наши лингвистические гланды, мы не в каком-нибудь 2006-м, у тебя же остальные посты нормально написаны 😐
По остальным пунктам совершенно согласен. Ну кроме «Властелина», игра действительно хорошая, только компания нужна подходящая. Ничего общего с Манчкином.
Да уж. Заставляет задуматься по какому принципу отбираются игры для локализации. Такое впечатление, что «числом поболее, ценою подешевле».
Возможно, FFG тут вообще ни при чем. Просто ребята не хотят платить большие деньги за право локализации действительно стоящей игры. Права на издания трешака — они же копеечные.
Слишком резкие высказывания об отдельных играх, которые кому-то определенно дороги, выглядят откровенным хамством.
Сложность с локализациями еще в том, что часто нереально дождаться локализованных дополнений. Посмотреть хотя бы на пример, не смейтесь, Каркассона. С одной стороны локализовывать нечего, с другой стороны — буковки на тайлах. Без дополнений каркассон скучен (весьма быстро) а дополнения локализовали только пол года назад. Это при том, что игра невероятно популярна.
Вот так я и не купил в итоге каркассон, потому как продавалась только русская база и немецкие дополнения.
Хотя тут может ситуация и другая, возможно Хамс-н-Глюкк и давали локализовать игру, но наши не брались. Но факт таков — иногда проще сразу купить оригинал в расчете на то, что бы не ждать дополнения (пример Аркхэм, вышло уже 10 допов, локализовано — одно и то, только что).
вообще не понимаю смысла локализаций.
во-первых, редко какой продукт избегает ляпов при переводе.во-вторых, в большинстве случаев издается гораздо позже оригинала.в-третьих, люди, в 21-м веке живем, неужели такая проблема освоить английский на том уровне, чтобы разобраться с правилами на 20стр и кучей карточек (которые и так добрые люди переводят).
отдаю предпочтение оригиналам короче.
Ну, это надо заморочиться, привезти из-за границы, перевести. А если компания более-менее любительская, не хардкорная, кто будет париться с этим?
По поводу освоения английского — по лично моей статистике с горем-пополам каждый пятый понимает несколько слов. Так чтобы суметь свободно разобраться в более-менее серьёзной настолке (даже со словарём) — хорошо если один из двадцати…
Уже тысячу раз объяснялось, почему локализации
важны, количество коробок на душу население вырастает многократно, иными
словами до выхода локализации игра была у десятка гиков, а с выходом продастся
тысячным тиражом. Только благодаря локализациям данный вид досуга становится
всё более и более популярен. Но здесь всплывает тот «минус» , что описывает Зордок….
Очередное нытьё от Зордока, уже начинает даже чуток напрягать, многие игры очень зря поливаются грязью, про другие же написан совершенный бред…
Особенно удивило описание ЖКИ Игра Престолов «Не знаю как в Москве, но год назад в Хоббите питерском кто-то ещё пытался что-то собрать. На встречах в неё не играют.» В Питере игра настолько непопулярна, что местные активисты 10го июня этого года организовывают всего навсего Российский Регионал…
У Зордока полное непонимание, что половина упомянутых игр — это вообще не FFG, а другие издатели (FFG просто продаёт эти игры на английском). Так что это исключительно критика того, что делает FFG на английском языке, а не того, что локализовывает «Мир Хобби». «Да, тёмный властелин», кстати, является хитом продаж с момента издания в России (и это ни разу не FFG).
И что, будете играть тремя с половиной колодами официально локализованными? Или всё-таки в английскую версию.
Разумеется у меня «полное непонимание». Позавчера родился, вчера увлёкся настолками, сегодня уже статьи пишу. Завтра Обаме письмо набросаю с рекомендациями по преодолению кризиса в США.
Статья и есть про FFG, про их англоязычные игры, которые они продают, но косвено тут затронуты и локализации. По ним отдельно напишу.
Ну это просто бряцание «достижениями», а не аргумент. Сорри, я не хочу с тобой как-то ссориться — но попробуй спорить, а не бряцать. 🙂
Ок, я напишу по поводу локализаций за последние годы — правда, не только Смарта, но Звезды и Игроведа. По продажам я конечно не в курсе, но общие умозаключения можно сделать.
Я не понял. Ты обси… ээээ… критикуешь саму игру или локализацию?
Это будет разгром =) Зордок, очень жду )))
Тут кто то написал, что если игра локализуется- то продаваться начинает большими тиражами… не аргумент ли??? та же Агрикола…представляю если бы не была локализация…
2 ZoRDoK Сдается мне, ты и в половину вышеперечисленных игр не играл.
DungeonQuest — по-моему лучший данжон краулер (если убрать карточные бои).Warrior Knights — слишком долгая… Уполовинить бы время игры и ничего так стратежка получилась бы, а ля престолыConstantinopolis — где ты там Пуэрто рико нашел? Разве что тема с уплывающими кораблями общая. Gears of War — в принципе неплохая боевка все против игры, но подводит реализация — не выгодно убивать монстров — выгодно их тупо пробегать. В Olympus согласен ничего нового — 3 из 4 в нашей группе нравится 1 нет. Согласен с автором по Конану и Игре престолов карточной. По остальным играм высказываться не буду т.к. не играл.
2 ZoRDoK Сдается мне, ты и в половину вышеперечисленных игр не играл. DungeonQuest — по-моему, лучший данжон краулер (если убрать карточные бои).Warrior Knights — слишком долгая… Уполовинить бы время игры и ничего так стратежка получилась бы, а ля престолыConstantinopolis — где ты там Пуэрто рико нашел? Разве что тема с уплывающими кораблями общая. Gears of War — в принципе неплохая боевка все против игры, но подводит реализация — не выгодно убивать монстров — выгодно их тупо пробегать. В Olympus согласен ничего нового — 3 из 4 в нашей группе нравится, 1 нет. Согласен с автором по Конану и Игре престолов карточной. По остальным играм высказываться не буду т.к. не играл.
Я вообще только в Каркассон играл. И наблюдал партию в Колонизаторы. Остальное нафантазировал.
И все забывают, о том, что человек выразил лишь свое мнение, не?
Зордок, спасибо за статью, получил неимоверное удовольствие от прочтения.
Конечно личное мнение автора по каким то играм может не совпадать мнением других настольщиков, но к сожалению картина в целом именно такая как представлена в статье.
«Мир Приключений был очередным провалом Конички (который-то и выпустил, пожалуй, одну приличную игру – Галактику).»
«А вот что бы хотелось видеть локализованным, но не дадут… Mansion of
Madness»
Месье, у вас замечены взаимоисключающие параграфы. Это раз. Особн
яки вроде как от Конички, не? Но он же приличных игр не выпустил больше?
«Трибун» — очень неплохая игра. Да, чистое евро. Играется у нас с большим удовольствием. Как, я подозреваю, и многие другие игры, перечисленные Зордоком как треш, на самом деле людям нравятся. И я догадываюсь, нравятся не потому, что многие люди любят треш. А потому что большая часть людей — не Зордоки. Это два.
Зордок, высказал свое мнение на публике — будь готов к публичному обсуждению. Обижаться тут нечего, сам первый начал. А то да, мы будем готовы поверить, что ты «только в Каркассон играл». Со всем уважением. Это три.
Часть перечисленного в статье и мной воспринимается как треш. Часть того, что Зордок не хотел бы видеть локализованным, будет большим достижением на нашем рынке игр.
В целом, со статьей не согласен.
P.S.: Да верните наконец нормальные комментарии к статье, этот новый сервис меня бесит.
Shadoquin
Я чёт не пойму, зордок — тролль, или просто идиот?
Проблема в том, что количество коробок продаж вырастает (ну и совсем даже не во столько раз во сколько хотелось бы локализаторам) только ПОСЛЕ локализации. Т.е. это мало того что и лицензии приличные не продают или ломят цену, так ещё и рулетка — продастся, не продастся.
А я вот решился на Крейсер Галактику и на Клаустрафобию и даже на Нексус Опс английские. Да, распечатаю вкладыши, да буду подтягивать английский, спасибо ребятам — правила русские есть и остальное тоже. А что делать? Кого ждать-то? Посмотрим как пойдёт Ужас Аркхэма и Игра престолов — вот за их русский — спасибо, правда с косяками)
А и кстати, а вторая снизу картинка это ж Ужас Аркхэма вроде подкрался куда-то не туда?
Не согласен про DungeonQuest. Очень приличная игра. Была бы локализация, раскупили бы запросто. Несложно, весело, симпатичные компоненты. Что ещё нужно компании, чтобы провести вечер не слишком ломая мозг?
И не понял про Коничку. Между прочим, GoW — его игра. Так что фразу про «одну приличную игру – Галактику» считаю несостоятельной 🙂 И про GoW думаю, что локализовывать её нет смысла. «Нишевый» продукт, хотя и очень интересный. Подобное любители закупают на В&В, не дожидаясь обещанных ХГ локализаций по году.
«Человек выразил лишь свое мнение…»
Ага в стиле читать не читал, но мнение имею 🙂
«Я вообще только в Каркассон играл. И наблюдал партию в Колонизаторы. Остальное нафантазировал». — могу Манчкина предложить. 🙂
Что, Руслан, попаболь за одну из игр? Ничего, пройдёт.
«Мир Приключений был очередным провалом Конички (который-то и выпустил, пожалуй, одну приличную игру – Галактику).»
«А вот что бы хотелось видеть локализованным, но не дадут… Mansion of
Madness»
Месье, у вас замечены взаимоисключающие параграфы. Это раз. Особняки вроде как от Конички, не? Но он же приличных игр не выпустил больше?
«Трибун» — очень неплохая игра. Да, чистое евро. Играется у нас с большим удовольствием. Как, я подозреваю, и многие другие игры, перечисленные Зордоком как треш, на самом деле людям нравятся. И я догадываюсь, нравятся не потому, что многие люди любят треш. А потому что большая часть людей — не Зордоки. Это два.
Зордок, высказал свое мнение на публике — будь готов к публичному обсуждению. Обижаться тут нечего, сам первый начал. А то да, мы будем готовы поверить, что ты «только в Каркассон играл». Со всем уважением. Это три.
Часть перечисленного в статье и мной воспринимается как треш. Часть того, что Зордок не хотел бы видеть локализованным, будет большим достижением на нашем рынке игр.
P.S.: коммент в первый раз не прошел почему-то — как достала эта новая оболочка блога…
Shadoquin
А вот это уже хамство, кстати. Правоты тебе это не добавило.
Почему английский, а не немецкий? На немецком тоже есть масса хороших игр и, зачастую, дешевле.
вообще не понимаешь смысла локализаций? переводят для того, чтобы больше народу увлекалось настолками, а не только такие ботаны как ты!
Я давно не читал от Зордока ни одного нормального поста например…попаболь?вчера родился?Стыдно, Вячеслав, стыдно должно быть…Люди это читают, хотя у меня большие реально сомнения, видимо, как и у многих на тему того, что ты играл во все вышеперечисленное, а следовательно это пустой звук…По хорошему счету мнение человека, которому уже неинтересны настольные игры, не должны никого интересовать, и зачем эту тему копипастить всюду мне лично тоже не ясно…Зордок пишет, чтобы писать, и нагнетать негатив…Настольщики не виноваты в том, что ты завалил свою комнату бесполезными для тебя играми, в которых разочаровался, а потом просто не найдя нового увлечения, решил продолжить пудрить мозги всем в этом сообществе…угомонись уже
> «DungeonQuest — по-моему, лучший данжон краулер (если убрать карточные бои)»
Ахаха! Если убрать карточные бои, то можно мозг с собой вообще не брать на игру. Вот он секрет лучшей бродилки по подземельям!
Вывод действительно прост — побольше и подешевле в начале. Чтобы вообще оценить восстребованость настолок на рынке. Сейчас спрос определен и локализуют игры подороже. Cоглашусь с автором в одном — запаздывание локализации относительно спроса — вот это проблема.
Великому ZoRDoKу кто-то наступил на больную мозоль и под горячую руку попала FFG 😉 Мораль — когда
ZoRDoK в гневе ни кому «не отсвечивать»!
p.s.: Вроде собирался завязать с настолками, нет?
DungeonQuest сравнить с Талисманом!?….Смешнос….Не…по моему таки правду
люди выше говорят, камрад Зордок и в половину описываемых игр не играл. Или просто критические дни у человека пошли. Чтожь…бывает….
про Gears of war мне тут ненадо писать что трэш сам купил и мне очень нравится.
Господин Зордок меня бесит примерно так же, как Номад с небезызвестного сайта про комп. игры. Или нет — еще больше. Потому что настолки я люблю намного больше компьютерных игр. Зордок меня бесил, бесит и судя по его неуемной энергии, данный индивид будет-таки меня бесить в будущем. Впрочем, постоянство — тоже хорошая штука, так что творческих успехов ужасному и великому божеству, носящему скромное имя Зордок.
Хорошая статья, но субъективная — Орки вполне играбельная игра для средней публики, Каркассон — отличная дуэльная игра турнирного уровня (в отличие от скучных Билетов и обычного Катана), а ФФГ есть масса хитов (Старкрафт в том числе)
Всего лишь мнение. Всего лишь человека. Всего лишь ничего из себя не представляющего. Потому как если вам нравятся еврогеймы, это как всегда не повод капать необъективной, едкой слюной якобы обзорщика. Почему бы не быть проще? Кажется статья про локализации. Так зачем внутри собственные описания игр и комментарии, что игры трэш? Вы смешной Зордок, сколько вас читаю и наблюдаю за вами. Интересный, но глупый и смешной
В целом соглашусь со статьёй. Не раскрыты остались 2 вопроса: «Кто виноват» и «Что делать».
Я бы локализованную Галактику купил тысячи за 3000 базу с 2мя допами сразу.