Есть такая отечественная игрушка – «Эволюция». Появилась она более 10 лет назад, и эти годы прошли для неё достаточно насыщенно. Она успела обзавестись несколькими дополнениями («Время летать», «Континенты», «Растения»), одним ответвлением («Случайные мутации») и подверглась полной переработке и перезапуску как новый продукт («Эволюция. Естественный отбор», «Полёт», «Климат»). Не говоря о таких мелочах, как крупные тиражи оригинальной версии на разных языках по всему миру. Ну и плюс, игра, демонстрирующая эволюцию животных, смогла снискать положительные отзывы не только обычных игроков, но и учёных-биологов, предметно разбирающихся в теме.
Правда, при всех этих успехах оригинальная версия «Эволюции» оказалась несколько подзабытой, в последнее время повсюду слышно только о переработанном варианте. Тем удивительнее оказался выпуск в 2019 году дополнения для самого-самого первого варианта «Эволюции» — коробочки с названием «Эволюция. Трава и грибы». Да это ещё и не просто дополнение, а набор, который позиционируется как шуточный и выпущенный 1 апреля. Давайте посмотрим, что в нём есть, что он привносит в игру и насколько хорош.
Забегая вперёд, хочу сразу предупредить. Этот обзор будет положительным и в конце будет написано «Рекомендую опробовать, особенно любителям «Эволюции». Ниже же мы поговорим о ключевых особенностях игры и пройдёмся по трём основным причинам, по которым в «Траву и грибы» нужно сыграть. Только сначала сделаем одну оговорку, касающуюся темы дополнения. На коробке с игрой стоит отметка «18+», поэтому игрокам, не достигшим этого возраста, дополнение категорически не рекомендуется.
Ну а теперь – почему в это нужно сыграть.
1. Годная механика.
Ключевая особенность «Травы и грибов» — изменение игровой механики в части формирования запаса общедоступной пищи. В базовой версии «Эволюции» для этого надо было бросать кубики, и разброс значений мог быть достаточно велик. Теперь же никаких бросков, каждый ход из колоды растений вскрывается несколько карт, и на них появляются жетончики еды. При этом остаётся вероятность дефицита или изобилия, т.к. на столе появляются то более питательная трава, то грибы, которыми особенно-то и не полакомишься. Причём, запасы пищи на растениях могут ещё и изменяться и пополняться. Скажем, в конце хода несъеденная трава прирастает единицей еды. А если кого-то съедает хищник, радуются не только падальщики, но и грибы – они тоже идут в рост.
Сами по себе эти изменения не столь велики, но на игру ложатся очень хорошо и нравятся куда больше генерации пищи при помощи кубиков. Случайность, правда, всё равно остаётся, только на смену игральным костям теперь приходит колода карт растений, но всё равно, это куда более тематично. Одно дело, когда еда возникает из ниоткуда по броску кубиков, и совсем другое, когда животные «находят» новые растения и могут их есть.
2. Интересные нововведения
На самом деле предыдущий пункт насчёт новой механики добычи еды совершенно не будет новым для тех, кто уже играл в предыдущее дополнение к игре – «Эволюция. Растения». Именно там появилось это новшество, когда еда добывается не кубиками, а из колоды растений. Поэтому знакомые с «Растениями» игроки могут смело сказать, что «Трава и грибы» — это дополнение к дополнению, просто набор новых карт для колоды растений. Но тут есть нюанс, в «Траве и грибах» есть совершенно новый игровой элемент, которым в «Растениях» и не пахло. Теперь животные не просто жуют растения. Они жуют уникальные растения и приобретают при этом разнообразные свойства и эффекты.
Например теперь можно слопать поганку и отравиться. Казалось бы, это однозначно плохо, но тут есть нюансы. Во-первых, если получится, можно потом полакомиться плесневым грибом, который лечит от яда. Во-вторых, можно отравиться поганкой специально, если понимаешь, что всё равно пойдёшь на корм чужому хищнику. Теперь если он тебя съест, то тоже отравится. И таких эффектов – несколько. Есть сон-трава, попробовав которую животное автоматически считается накормленным и сразу засыпает, а его свойства в текущем ходу не действуют. Есть трава, стимулирующая пищеварительную систему, есть её съесть, животное теряет все полученные в текущем ходу фишки пищи. Есть эффект бешенства, превращающее на один ход обычное животное в хищника. Есть дурман, делающий того, кто его съест, более уязвимым перед другими животными.
В общем, теперь если животное что-то съело, оно получает не просто пищу, но и специальный жетон, отмечающий эффект от съеденного растения. Эффекты эти действуют до конца текущего хода, и могут существенно изменить расстановку сил на столе и даже привести к различным непредвиденным последствиям, в том числе и к появлению новых существ.
3. Дополнение освежает игру
И эта новая механика с последствиями пожирания растений – хороша. Потому что это действительно что-то новенькое, но при этом не чужеродное, а органично вписывающееся в игру. И это не единственная хорошая новость для любителей «Эволюции». Дело в том, что в «Траве и грибах» появляются ещё и новые жетоны пищи. Изначально в базовой версии это были плоские цветные кусочки картона. Потом они стали пластиковыми, со временем – превратились в кружки. На этот раз нас ждёт новая вариация – акриловые жетончики в виде яблочных огрызков и косточек. Выглядят они более чем достойно, да и пользоваться ими намного удобнее, чем всеми предыдущими видами жетонов.
Ещё из нововведений – местные растения считаются самостоятельной стороной конфликта и в конце партии получают очки за оставшиеся на столе карты и несъеденную на них пищу. Как результат – вполне вероятно, что победить в игре могут трава и грибы, как бы странно это не казалось. Хотя, пожалуй, этот момент можно списать на шуточность дополнения. От того, что в конце считаются очки за растения, «Эволюция» не превращается в полукооператив, где все играют как против друг друга, так и совместно – против самой игры.
Нужно ещё оговорить, что «Трава и грибы» ограниченно совместимо с предыдущими наборами «Эволюции». С этим дополнением можно играть в базу. Можно также добавить в игру карты из «Времени летать». А, вот, «Континенты» и «Растения», увы, не поддерживаются. Се ля ви.
Перед тем, как перейти к заключению, нельзя не остановиться на ещё одном нюансе дополнения. Это его внешний вид. Все, наверное, хорошо помнят, как выглядит «Эволюция». Ещё 10 лет назад, когда она только-только вышла, оформление было как минимум спорно. Сегодня же оно смотрится ещё более странно, и графика в «Траве и грибах» тут не исключение. Да, она примерно на том же уровне, что и база. Но всё же сам собой напрашивается вопрос, перед нами игра про эволюцию. Чего же она сама-то не эволюционирует? По крайней мере, визуально! Впрочем, те, кто до сих пор играет в «Эволюцию», наверняка уже давно смирились с оформлением.
Заключение
«Трава и грибы» — неожиданно хорошее дополнение. Да, к нему есть вопросы, касающиеся внешнего вида, тематики, метки «18+». Да и по срокам выхода не уверен, что 10 лет спустя после издания базы, у игры найдётся много поклонников. Но свою аудиторию оно точно найдёт. Хотя бы потому, что в плане механик и игрового процесса тут всё очень хорошо. Поэтому – рекомендую опробовать. Особенно любителям «Эволюции».
Проблема первой эволюции, это то что решают всё последние два хода. Можно всю игру пить чай или говорить по телефону, просто собирая карты и в конце ещё и выиграть)
@fomalgayt
Поэтому мне больше нравится «случайные мутации». Там все логичнее в плане самой «эволюции»