Мэтт Дрейк опубликовал у себя на сайте рецензию на третью редакцию Twilight Imperium. По его словам это очень хорошая игрушка, хотя и чуточку долговатая. И она, определённо, не для каждого. Рецензия мне понравилась, даже захотелось как-нибудь сыграть в TI, поэтому предлагаю мой вольный перевод.
Бывает ли так, что вам хочется какой-нибудь по-настоящему большой игры? Такой, чтобы за столом можно было провести всю субботу, прерываясь каждые два часа на еду и походы в ванную или чтобы напомнить жене, что вы всё ещё живы? Если такое случается, наверное вам хочется сыграть в Сумерки империи. Но пока запаситесь Сникерсами, потому что мы пока никуда не идём.
Мне приходилось часто слышать, как Twilight Imperium сравнивают с Eclipse, но это не означает, что Eclipse способна заменить эту массивную классику. Eclipse – очень хорошая игра, она несколько более быстрая, нежели чем Twilight Imperium, но в Twilight Imperium есть много такого, чего нет в Eclipse.
Во-первых, наша любимая составляющая Twilight Imperium, которая отсутствует в Eclipse, – политика. И я не имею в виду политику типа «Окей, у меня три голоса, а у тебя два, так что я получаю одно очко». Это настоящая внутриигровая политика, и, что весьма важно, в течение партии разворачиваются настоящие политически баталии. Вы можете отправить огромную флотилию в атаку на одного игрока в пользу другого, потому что второй позволил вам захватить планету, необходимую вам для развития производства и найма дополнительных солдат. А потом, когда ваш союзник будет в шаге от победы, возможно по той причине, что ваши корабли не разнесли в клочья его войска, чтобы не допустить его победы вы тут же обниметесь, помиритесь и объединитесь со своим смертельным врагом.
Политическая часть в игре весьма хороша. Подобные элементы с заключением сделок можно обнаружить во многих конфликтных играх, но в Сумерках Империи это не просто возможность, это практическая необходимость. В ходе игры вам придётся неоднократно отдавать свой голос за или против законов, способных ослабить одного игрока и возвысить другого, поэтому в жестокой вселенной Twilight Imperium крайне важны договорённости, намерения и хрупкие альянсы.
Поскольку условия победы в значительной степени зависят от карт, которые вскрываются в ходе партии, вы никогда не будете уверены, что может помочь тому или иному игроку победить в следующем ходу. В Twilight Imperium важно всё делать хорошо. Исследовать планеты. Строить флот. Изучать новые технологии. И уделять внимание голосам в сенате, поскольку вы можете находиться в полной заднице в глубоком космосе, но если вы не можете обеспечить принятие законопроекта, вы – никто.
И, конечно же, Twilight Imperium играется дольше, чем Eclipse. Но когда вы играете в Сумерки, это не просто игра. Это впечатления. Это три-четыре часа переговоров и сражений, обходов с флангов и предательств, лимонада и отсиженной задницы. К концу вы немного устанете, но в то же время, вне зависимости от того, победите вы или нет, вы чертовски хорошо проведёте время и потом ещё не раз об этом вспомните. Чёрт возьми, я ни разу не выигрывал в Twilight Imperium, но я рад, что смог в неё сыграть.
Всё прочее, что вы ожидаете увидеть в цивилизации космического типа, присутствует в Сумерках Империи (вероятно потому, что Twilight Imperium была из родоначальников этого жанра). Вы можете изучать технологии, исследовать планеты, строить корабли и воевать. Таинственные инопланетные расы со сверхъестественными способностями создают гигантские космические корабли и разносят целые галактики. И каждый раз придётся играть в новой галактике, и в игре есть достаточно различных рас, чтобы сыграть не менее полудюжины партий, прежде чем вы опробуете всех.
Twilight Imperium может показаться очень хорошей игрой, но вам, возможно, стоит избегать её из-за того времени, которое она требует. Хорошие новости – третья редакция игры значительно упрощена и, хотя партия по-прежнему будет занимать немало времени, это уже не двенадцать часов, как в самом первом издании. Игра на троих укладывается у нас в четыре часа. Если мне когда-нибудь удастся собрать пятерых друзей с большим запасом энергетиков и стойким моральным духом, полагаю, мы могли бы сыграть часов за шесть. Так что это не только зрелищная игра, но и более быстрая, чем раньше (по крайней мере так я слышал, поскольку в предыдущие редакции не играл).
Я не могу рекомендовать Twilight Imperium всем. Вы должны относиться к особому типу людей, чтобы играть в неё. Вы должны наслаждаться играми, в которых что-то взрывается. Вы должны иметь мужество сказать: «Я буду играть в это столько, сколько нужно и, неважно, выиграю или проиграю, я сделаю всё возможное». Вы должны быть готовы заключать сделки и нарушать обещания, доверять врагам и предавать друзей, и просидеть за столом столько, что ваша задняя часть примет форму стула. Это – очень массивная игра, и вы должны быть готовы к этому, и если вы готовы, вы полюбите Сумерки Империи.
Итого:
от 3 до 6 игроков.
Плюсы:
Shore is purty
политика – в игре и вне её – прекрасна
обилие возможностей
стратегический выбор и сложные решения на каждом шагу
Минусы:
всё ещё чертовски долгая
не для тех, кто боится массивных правил
Люблю массивные и долгие игры, но вот TI не понравилась, раза 3 или 4 играл в 3-ю редакцию. Может быть сяду ещё раз, но не то. Просто в игре нет динамики, ты не можешь послать свои войска потому, что у противника в двух шагах такая же армада, и всё решает кубик. Послал армию слабую её потерял, послал сильную, получай удар в тыл от соседа. в итоге все и сидят у себя на базе. В итоге всем в конечном итоге надоедает и кто-нибудь идёт захватывать Мегатол-рекс, так по приколу… ему бьют в тыл с обоих сторон и все начинают воевать потому что скучно. Играл в разных компаниях, но в целом все сводиться к одному и тому же.
О боже! Моя машина времени Всё-таки работает! Я снова в 2006-ом! 🙂
@Ламбер
=) Потрясающая игра, до сих пор любимая, с того самого года =) На той неделе только партию очередную раскладывали. Всё как в этом обзоре (родственные души):
1. «Вы должны относиться к особому типу людей, чтобы играть в неё»
Не для всех, ибо не досидят.
2. «Но когда вы играете в Сумерки, это не просто игра. Это впечатления.»
Игра впечатлений прежде всего, наслаждаешься именно событиями.
3. «Всё прочее, что вы ожидаете увидеть в цивилизации космического типа, присутствует в Сумерках Империи (вероятно потому, что Twilight Imperium была из родоначальников этого жанра)».
Ага-ага, всяко здесь есть и х, и х, и х, и х, все 4х.
4. «Вы должны иметь мужество сказать: «Я буду играть в это столько, сколько нужно и, неважно, выиграю или проиграю, я сделаю всё возможное».
Вот это очень точное утверждение, надо сидеть во чтобы то ни стало, чтобы увидеть Историю до конца. И нужно уметь получать от нее удовольствие, даже если проигрываешь. Многие так делать не умеют.
А ещё интересно наблюдать как менялись наши партии с годами: сначала это было похоже на то, что описал выше HmitT38F (особенно во второй редакции), но сейчас темп очень изменился, все понимают какой корабль и какая особенность может сработать на полную катушку. Теперь только и летаем друг к другу «в гости», в домашние миры. =)
Играл, но в нашей компании мы никогда и близко не приближаемся ко времени которое написано на коробке. Так последний раз мы играли в нее часов 10 на четверых и так и не закончили. Игра прекрасна, полна впечатлений, но в конце концов заканчивается потому что ты просто хочешь чтобы она закончилась… да и эти странные карты стратегий… так что жду и верю в четвертую ТИ.
Моя любимая игра!
да ладно уж… 🙂 стратегия в 2-3 часа — это вообще ни о чем.
В свое время в 90-е годы, мы в компании играли в кучу самодельных стратегических игр. Партии длились неделями, месяцами. И в этом был самый смак. Там было место для коротких и быстрых событий и мелких интриг, были события которые развивались долго. Было много нашего сюжетного творчества, которое мы привносили по ходу игры.
Понятное дело, что такие партии реальны только для любителей и фанатов, но все же. Жаль, что на рынке реально долгоиграющих продуктов можно сказать и нет.
ЗЫ:
В игре на 1-3 часа нельзя реализовать полноценной стратегии с кратковременными и долговременными планами. Плюс все игры где правила настраивать всех играть против лидера, культивируют неестественные с точки зрения человеческой психологии отношения (недоверие ко всем, эгоистичные короткие отношения основанные только на личной выгоде из-за того что в игре может победить только один, предать-помириться-предать за короткое время не считается чем-то аморальным, и т.п.)…
ЗЫ(2):
сама игра хороша… жаль реально «чертовски»(С) короткая 🙂
@saha1234
очепятался в ЗЫ…не 1-3 часа, а 4-6 🙂
«чуточку долговата»
Хорошая шутка.
И как вы сохранялись?
@Денис II
1. старались завершать сессии между насыщенными событиями, где это труднее было сделать
2. тупо переписывали на бумажку все состояния на карте/ах (процесс длился весьма быстро по четко определенному шаблону 🙂 ) Остальное итак все было зафиксировано, так как велось в бумажном виде в ходе игры.
Прочитал в одном отзыве, что нормально играть можно только вшстером.
Впятером стартовые позиции не сбалансированы, у кого-то места больше, у кого-то – меньше.
Вчетвером свободного места и ресурсов слишком много, в результате каждый сидит в своём углу, никто не высовывается; кто первый начнёт войну, обычно проигрывает.
Втроём дипломатии почти нет.
Кто играл, скажите, это правда?
p.s. Отчёты свои что ли попиарю по TI3ed.
http://tesera.ru/user/Ksedih/journal/96225/
http://tesera.ru/user/Ksedih/journal/97941/
http://tesera.ru/user/Ksedih/journal/299290/
http://tesera.ru/user/Ksedih/journal/106994/
@Денис II
Играть можно и нужно следующим составом:
8 человек (с допом) — тут вам будет мега глобальный эпик
6 человек — идеальная команда
4 человека — последнее число участников, приемлемое для игры (не знаю кто так говорит, но игра модульная — количество ресурсов ооочень легко можно настроить)
Всё остальное — извраты.
Ещё говорят, что неплохо играется вдвоём по правилам Shattered Ascension: http://www.astralvault.net/games/SA/about.html
Впервые про такое слышу, очень заинтересовало.
Есть ли опыт игры по альтернативным правилам? Насколько они преображают TI? Что происходит с динамикой, со временем партии?
@hk
Опыта нет. Я начинал читать. Вначале идут навороченные правила выбора фракции, которые годятся разве что для турниров. Дальше решил не углубляться, а промотал сразу до странички с правилами на двоих. Они показались довольно логичными, но поиграть пока не удалось. Ну, и на всякий случай скажу, что заточены они только под игру с дополнением.