Представляю описание игры Tzolk'in: The Mayan Calendar, подготовленное читательницей сайта по имени Юлия. Цолкин — евроигрушка с вращающимися шестерёнками на игровом поле и оригинальной механикой динамического размещения рабочих.
Издательство Czech Games Editon впервые за историю своего существования выпустило к SPIEl 2012, игру придуманную не чешскими авторами. Перед вами обзор этой игры – Tzolk’in, The Mayan Calendar(Тцолкин, Календарь Майя). Тема этой игры не имеет, кстати, никакого отношения к концу мира, а только к жизни индейцев племени Майя в те далёкие времена.
Эта игра относится к евроиграм и рассчитана она на 3-4 игроков, но при желании в неё можно сыграть и вдвоём по особым правилам. Время партии составляет примерно 1,5-2 часа. Авторами её являются Daniele Tascini и Simone Luciani.
Игровое поле здесь очень уникальное и состоит оно из 4-х частей пазлов с расположенными на них шестью шестерёнками. В разложенном виде поле выглядит просто великолепно и содержит практически всю информацию, которая может пригодиться вам во время игры. “Ну, нет, только не пазл!” воскликнете вы, но только в данном конкретном случае создателям пришлось прибегнуть к такой мере не из экономии, а потому что иначе такое поле невозможно было бы поместить в коробку, если его сделать в привычном для нас, раскладном виде.
Шестерёнки.
Шестерёнки и являются здесь основной фишкой игры. Центральная и самая большая по размеру шестерёнка, Тцолкин, соединена с пятью остальными, расположенными вокруг неё, и обладает 26 зубчиками: по одному на каждый раунд. После каждого раунда эта шестерёнка поворачивается на один зубчик против часовой стрелки и при этом все остальные шестерёнки поворачиваются вместе с ней тоже ровно на один зубчик!
Каждая из этих пяти шестерёнок представляет собой город древней цивилизации Майя. Четыре из них (Паленке, Йашчилан, Тикаль и Уксмал) состоят из 10-ти зубчиков, а пятая – Чичен-Ица из 14-ти. На эти шестерёнки игроки в свой ход могут ставить своих рабочих или забирать тех из них, которые уже были размещены на них в предыдущие ходы. Рабочие совершают действия в тот момент, когда они снимаются с поля.
Перед началом игры каждый игрок получает следующие компоненты своего цвета: 1 мини-поле, 3-х рабочих, 7 маркеров, которые выкладываются на ступени храмов и клетки дорожек технологий. Также игроки получают тайлы начального богатства на которых изображены разные предметы и эффекты, которые они и получают в начале игры, после того как они выберут 2 тайла из 4-х им доставшихся.
Во время своего хода игроки или размещают как минимум одного из своих рабочих на шестерёнку или забирают с неё как минимум одного. Пасовать запрещается!
Ход игры.
Итак, во время своего хода выберите одну шестерёнку на поле и поставьте одного из своих доступных рабочих на пустую клетку действия с самым маленьким номером. Размещение рабочих требует затрат зерна. Зерно в этой игре является как пищей для ваших рабочих, так и валютой. Размещение первого рабочего бесплатно, второго будет вам стоить 1 зерно, третьего 2 зерна и т.д. Также вы платите количество зерна, равное номеру на клетке действия.
Кстати вы можете также разместить своего рабочего на клетке первого игрока и тем самым изменить очерёдность хода и получить скопившееся там зерно, причём право первого хода совсем не обязательно будет принадлежать вам.
Когда вы забираете рабочего с шестерёнки, вы можете предпринять действие, указанное на клетке действия, где находился этот рабочий. В целом, действия с более высокими номерами более выгодные и ваши рабочие передвигаются на более ценные позиции с каждым поворотом шестерёнки Тцолкин, поэтому каждый раз вы встаёте перед выбором: взять сейчас ради сиюминутной выгоды или просто потому что вы обязаны это сделать; или подождать до лучших времён?
В этой игре есть дефицит практически всего, а особенно – времени. Игра состоит из 26 раундов, что на первый взгляд может показаться много, но не заблуждайтесь, времени будет катастрофически не хватать!
Всё время изменяющаяся позиция рабочих на поле – это новая игровая механика в настольных играх, получившая название: динамическое размещение рабочих.
Зерно, ресурсы и черепа.
Без зерна в этой игре никуда! Его понадобится очень много, ведь оно является не только валютой, но и пищей для ваших рабочих. Всего за игру вам придётся 4 раза их кормить, по 2 зерна на душу и в случае не выполнения ваших обязанностей вам придётся расплатиться за это победными очками.
Кроме зерна вам понадобится также очень много дерева, которое является одним из трёх ресурсов в Тцолкине. Зерно и дерево можно в основном добывать в Паленке, а за другими ресурсами вам придётся отправиться в Йашчилан, где вы также сможете раздобыть хрустальные черепа. Их вы сможете использовать в Чичен-Ица для получения победных очков. Всего в игре 13 таких черепов, что соответствует древней легенде Майя, на основе которой был также снят фильм “Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа”. Полученные ресурсы вы можете использовать для постройки зданий и монументов, а также для улучшения своих технологий. Для этого вам придётся отправить своих рабочих в Тикаль и Уксмал. В Уксмале вы также сможете нанимать новых рабочих, а в Тикале, Уксмале и Чичен-Ица кроме всего прочего продвигаться по ступенькам 3-х храмов наверх.
Как заработать победные очки?
У игроков всегда в распоряжении есть 6 зданий, которые они могут
купитьпостроить за определённое количество ресурсов. Игроки могут получить от них определённую пользу, как правило временную. Также они могут приобрести монумент, который им будет стоить от 5 до 7 ресурсов, который в конце игры может принести им большое количество победных очков. Таких монументов на всю игру всего 6 штук, поэтому важно не пропустить момент и вовремя обзавестись каким-нибудь из них, а если повезёт, то и более, чем одним таким монументом.Игроки могут также развивать свои технологии, которые преобразуют определённые действия, делая их до самого конца игры более выгодными.
На игровом поле есть 4 дорожки технологий. Так, сельское хозяйство увеличивает производство зерна, добыча ресурсов увеличвает доходы тех самых ресурсов, архитектура даёт вам бонусы при строительстве зданий, а теология помогает вам добывать хрустальные черепа.
Важную роль также здесь играют храмы. Дважды за игру, в середине каждой эпохи, игроки получают награды в виде победных очков. В зависимости от того, на какой ступени храма они находятся, они получают тот или иной бонус.
В конце концов, всё крутится вокруг получения победных очков и, чтобы получить их как можно больше, игрокам придётся уделить внимание храмам, монументам и шестерёнке Чичен-Ица. Но в один прекрасный момент нужно будет сделать выбор, ведь разорваться между всем этим просто невозможно.
Заключение и впечатления.
Тцолкин это в основном игра на менеджмент времени и ресурсов. Тут есть над чем подумать, перед игроками встаёт огромный выбор и есть множество выигрышных стратегий. Но играется она довольно легко и свободно. Проще, чем может показаться на первый взгляд.
Во время своего хода игрок должен или выставить своих рабочих на поле или забрать их оттуда. Главный фокус в том, чтобы сделать это удачно и не пропустить момент, когда забрать рабочих с поля наиболее выгодно, а выставить их на поле дешевле всего. Ну и, конечно, нужно не забыть про то, что рабочих нужно время от времени кормить, а то они могут взбунтоваться и это будет вам стоить победных очков. Это всё может правда привести к тому, что особенно в конце игры у некоторых игроков может наступить паралич анализа.
Ещё хочу сказать, что новая игровая механика, используемая в этой игре и получившая название динамическое размещение рабочих, напомнила мне элемент из другой игры – Траян. Основная механика той игры в свою очередь заимствована из семейства традиционных настольных игр манкала. Распределяя разноцветные фишки по клеткам персональных игровых полей, игроки определяют доступные им действия и при этом составление определённых комбинаций приносит определённые игровые преимущества. В Тцолкине же рабочий забирается с шестерёнки и в зависимости от его местонахождения выполняются определённые действия. Чем дальше на шестерёнке расположено действие, тем оно ценнее и поэтому время здесь работает на вас по тому же принципу, что и удачно составленные комбинации из фишек в Траяне. Но… это мои личные ассоциации, возможно кто-то со мной и не согласится…
Другими словами игра довольно комплексная, но… на игровом поле всё сделано очень наглядно, подсказки разбросаны по всему полю и на последней странице правил описаны все свойства и эффекты зданий, тайлов начального богатства и монументов.
Претензии к правилам у меня тоже есть. С одной стороны всё описано очень ясно и подробно, но информация про одно и то же разбросана по всем страницам, и так каждый раз. Поэтому нужно листать правила туда сюда, что иногда немного раздражает. К тому же заявленное время партии на коробке – 90 минут, но уложиться в него играя вчетвером просто невозможно. Ну да ладно, издатели довольно часто лукавят, выставляя специально заниженное время на коробке, чтобы не отпугнуть потенциальных покупателей.
С недавнего времени эта игра появилась на Board Game Arena, так что, если хотите поглядеть, что это за зверь такой, то очень советую. Там и правила на русском языке можно скачать и посмотреть, как другие играют прежде, чем самомому партию начинать и задумываться над покупкой игры.
Игра называется на русском «Цолькин» с ударением на второй слог…
Вот как можно играть в игру и вообще не интересоваться тематикой игры?!
Угу. Я ждал этого комментария)
А еще Uxmal это Ушмаль)
@Прохожий
Ой, эти перлы я пропустил….
Автор не понимает, что такие вещи портят все впечатление о статье?
Я думаю большинство не знакомо с культурой/историей майа, поэтому как для ознакомительной статьи — все ок. Те, кто решит купить — сами потом разберутся как что называть… и то, если решат изучить эту тему.
@begemot
Это не повод называть их криво. Вот так язык и загаживается уродливыми англицизмами. А всего-то надо встретив незнакомое название заглянуть в Вику – минута делов.
Я бы ещё запятых отсыпала чуток… Но это ладно. Статья даёт понятие об игре — это хорошо.
худшее из проявлений антуражности нердизма. зато во всей красе.
@Денис II
Ну если уж на то пошло, то нужно упомянуть тот факт, что очень часто русские, считающиеся «правильными» слова, обозначающие не русские названия\имена, УЖЕ изначально искажают правильное оригинальное произношение.