Помните, я всё обещал снять обучающий видео-ролик по Race for the Galaxy? Эта идея, похоже, осталась только идеей, но знамя просвещения неофитов неожиданно подхватил новосибирский настольщик Михаил! У себя в блоге он опубликовал описание обучающей партии в RFTG на примере её компьютерной реализации. В этом материале он иллюстрирует каждый ход скриншотом и объясняет почему он делает тот или иной выбор.
Читатель по имени Роман Резниченко подкинул мне интересную идею: расписать с учебными целями партию в «Race for the Galaxy» — от начала и до конца. Действительно, подобных описаний я ещё ни разу не встречал, а игра сложная как по правилам, так и по стратегии. Почему бы и не написать?
Сказано — сделано. Запускаю компьютерное воплощение от Келдона Джонса, в фоне висит программка для изготовления скриншотов, сбоку лежит мобилка, поставленная в режим диктофона. 🙂 Поехали.
Игра у меня пойдёт с двумя дополнениями: «The Gathering Storm» и «Rebel vs Imperium». (Правда, буквально на днях Келдон выпустил новую версию своей программы, где поддерживается уже третье дополнение «The Brink of War»… но это пока ещё глубокая бета, и сам автор пишет об имеющих место быть ошибках. А нам в учебной партии ошибки не нужны.) Компьютерный оппонент будет один, и противостоять ему я буду по усложнённым «дуэльным» правилам. Напомню вкратце их суть: каждый игрок заявляет не одну, а две фазы одновременно, имея при этом по одной дополнительной карте выбора DEVELOP и SETTLE.
По правилам второго дополнения, после того как открыты жетоны целей, каждый игрок получает два стартовых мира — «гражданский» (синий) и военный (красный). Изучив шесть карт начальной руки, нужно выбрать и оставить один стартовый мир, а другой сбросить.
Смотрим, что же тут пришло в начале, и чего из этого выбрать:
О, это очень хороший стартовый расклад! Смотрите: комбинация “Rebel Cantina” + “Rebel Pact” позволяет халявно разыгрывать на стол военные миры с обороной до 2 включительно (кроме жёлтых), и как раз две такие карты есть на руке. Более того, обе они являются мирами Возвышения (Uplift), а среди целей есть “Uplift Knowledge”! Если по ходу игры придёт ещё и карта «Uplift Code», то будет совсем здорово.
Ещё среди целей наличествует “Propaganda Edge” с премией за военные миры мятежников, что вроде неплохо согласуется с комбинацией “Rebel Cantina” + “Rebel Pact”. Хорошо, если к ней ещё придёт “Rebel Alliance”…
А какие две карты мне скинуть с руки? Ну одна из них — это явно “Alien Tech Institute”: способности “Rebel Cantina” не действуют на жёлтые миры. А второй должна быть какая-то из коричневых… пожалуй, сброшу “Mining World”, а “Bio-Hazard Mining World” оставлю (у неё бонус к продаже зелёных ресурсов, вдруг да пригодится).
Итак, первый ход ясен: заявляю DEVELOP & SETTLE, ввожу “Rebel Pact” и колонизирую одну из двух зелёных планет, всё равно какую. Второй ход тоже понятен: колонизирую вторую планету и продаю зелёный ресурс. Consume-способностей у меня пока нет, так что любые действия компьютера мне никак помешать не смогут.
Кстати, а что компьютер? А он тоже выбрал военную стратегию. Судя по тому, что его стартовый мир “Imperium Warlord” имеет боевой бонус против планет мятежников, вполне возможно, что мой оппонент нацелился на “Propaganda Edge”.
Делаем заявки на ход. У меня DEVELOP & SETTLE, а у компьютера…
У компьютера EXPLORE+1 & SETTLE, и мне повезло! Оппонент только что подарил мне карту “Improved Logistics”. С ней я смогу колонизировать по две планеты за ход. Это отлично согласуется с целью “Expansion Leader”, так что моей стратегией будет быстрое заселение средних и слабых военных миров. “Investment Credits” тоже ничего технология, но в данном случае она явно проигрывает своей альтернативе. Сбрасываю её и выполняю ранее задуманные действия. Смотрим на итоги первого хода.
Бонусом за колонизацию мне пришла “Clandestine Uplift Lab” — всё, можно считать, что я постиг Будду Возвышение. 🙂 А вот компьютер в свою фазу SETTLE ничего не заселил! Одно из двух: либо ему сильно повезло в фазу EXPLORE (так что концепция поменялась)… либо, наоборот, был большой облом.
Ну ладно, мне свою концепцию на второй ход менять не нужно. Заявляю SETTLE & CONSUME/TRADE. Слово оппоненту…
Компьютер заявил EXPLORE+1 & DEVELOP. Бонус моей карты “Rebel Pact” позволяет мне в первую фазу сбрасывать со всей руки, а не из исследуемых карт… но в данном случае он даже не нужен. Без вариантов сбрасываю новопришедшую “Galactic Renaissance”: она рассчитана на массовое зарабатывание победных очков, чего у меня явно не предвидится, тогда как “Hive World” как раз идеальна для моей стратегии. А дальше возникает дилемма:
Я могу разыграть “Improved Logistics” уже прямо сейчас, на чужой фазе DEVELOP. Но надо ли оно мне? Это обойдётся в три карты, так что я лишусь либо “Insect Uplift Race”, либо “Clandestine Uplift Lab” — а это отодвинет постижение Возвышения. Нет, оно мне не надо. Подожду, и на следующем ходу разыграю за две карты в свою фазу.
Остаток второго хода делаю как задумал: колонизирую и продаю.
Что ж, третий ход тоже ясен. Заявляю DEVELOP & SETTLE, ввожу за две карты “Improved Logistics”, а потом разом колонизирую “Hive World” и “Clandestine Uplift Lab”. Компьютер?..
А у компьютера дела не очень. Он явно хочет угрожать повстанческим мирам — но где ж они, те миры? Пока он ни на шаг не приблизился ни к одной из игровых целей. На этот ход заявил EXPLORE+1 & SETTLE. И подарил мне один мятежный мир. Сбросить можно много чего… ну, пусть это будет последняя карта. Вряд ли этот мелкий бонус к торговле мне что-то даст.
Разыгрываю “Improved Logistics” за две ненужные синие и коричневые гражданские технологии; разыгрываю “Clandestine Uplift Lab”, оплачивая картой “New Vinland” (кликайте на скриншотах, если нужно, но тут в принципе и так всё ясно).
Дальше приятный сюрприз: бонусом за колонизацию в свою фазу мне приходит ещё один зелёный мир “Aquatic Uplift Race”, который тут же даром отправляется на стол. Ура, я постиг Возвышение, и вот мои призовые три очка:
У компьютера совсем плохо. Он явно не может построить ничего толкового. Но я ж в этом не виноват? Мой план на четвёртый ход: SETTLE & CONSUME/TRADE. На руках как раз два военных мира, а на столе будет три ресурса: один продам, за второй получу карту и очко. Заявляю…
У компьютера снова EXPLORE+1 & SETTLE, и он подарил мне мощный девятиочковый повстанческий мир. Сбрасываю “Improved Logistics” (одна есть уже на столе) и не пригодившуюся “Bio-Hazard Mining World”.
Играю “Primitive Rebel World” и “Hive World”, достигаю цели “Expansion Leader”, это ещё три очка. Продаю зелёный ресурс, потребляю синий:
На руке уже куча карт, часть которых придётся скинуть в конце хода. Скинуть можно множеством способов, например так:
После четырёх ходов ситуация на столе сложилась следующая:
В общем-то можно уверенно говорить, что партия уже выиграна. Компьютер отстаёт аж на 13 очков, а я сейчас пятым ходом выложу три карты, которые принесут мне ещё 11. Ликвидировать разрыв в 24 очка с тем раскладом, который наблюдается у оппонента сейчас, за один ход немыслимо.
Что я могу сейчас сделать? Разыграю карту “Contact Specialist”, которая позволит мне колонизировать военные миры ещё дешевле. Заселю “Rebel Stronghold”, это обойдётся мне в шесть карт. Ну и какой-нибудь из двух синих миров, это будет вообще даром. И игра закончится: у меня будет 12 карт на столе.
Заявляю DEVELOP & SETTLE.
Обратите внимание на действия компьютера: EXPLORE+5 & EXPLORE+1. Это очень характерное решение, как раз для тех случаев, когда вообще непонятно, как поступать. Идея заключается в том, чтобы посмотреть на заявку соперника и, исходя из неё, выбрать две карты из большой кучи — такие, чтобы можно было распорядиться ими наилучшим образом под чужие фазы.
Ну, а мне сейчас вообще всё равно, чего сбрасывать (кроме вышеназванных карт, конечно).
Во вторую фазу бесплатно ввожу на стол “Contact Specialist”. Затем в третью разыгрываю “Rebel Stronghold” — при этом надо объявить, что карта вводится именно через способность переговорщика, чтобы заплатить меньше. Кстати, если бы мы играли с третьим дополнением, то я сейчас должен был бы взять жетон престижа.
Осталось разыграть один из синих миров. Какой именно? В данной ситуации всё равно. Будь среди целей “Research Leader” — тогда, конечно, играть “Star Nomads”. Ну а так я, пожалуй, останусь верным Возвышению. 🙂
Вот, собственно, и всё.
Видно, что компьютер на последнем ходу таки сыграл одну повстанческую планету… но никакой погоды это уже сделать не могло. Вообще, искусственный интеллект в этой реализации очень сильный, так что здесь компьютеру, судя по всему, просто фатально не повезло.
Итоговый счёт 32:12 довольно характерен для партий, в которой одна из сторон придерживается стратегии «быстрая военная экспансия на опережение соперников»: я закончил игру с 12 картами (из них 9 миров, из них 8 военных), а компьютер всего с 6. Я достиг двух игровых целей (обе на количество карт), компьютер ни одной.
Партия получилась очень типичной для второго дополнения. Моя ключевая комбинация “Rebel Cantina” + “Rebel Pact” — это карты оттуда. Обе мои достигнутые цели — это цели оттуда. Самая ценная сыгранная карта “Rebel Stronghold” — тоже оттуда (впрочем, я бы тут и без неё выиграл). Правда, не было захватов, но тут уж как получилось.
Все приведённые выше комментарии и решения, разумеется, отражают мою личную манеру игры. 🙂 Тут я ни на что не претендую, каждый думает и решает по-своему.
Ну и последнее: полную галерею скриншотов этой партии в исходном необрезанном виде вы можете увидеть здесь. (Если вы посмотрите туда, то увидите, что на конец игры неиспользованная часть колоды содержала 100 карт, и 53 карты успели уйти в сброс.)
Играйте!
Очень уместно. А то совсем нет желания начинать разбиратся в правилах дополнений.
На самом деле тут компьютеру ну оочень не везло. Обычно он играет намного сильнее.
К сожалению с точки зрения обучения игре статья не очень ценная. Может быть для тех кто уже имеет представления о правилах. Я все же надеялся, что она поможет мне начать играть.
«Правда, буквально на днях Келдон выпустил новую версию своей программы, где поддерживается уже третье дополнение «The Brink of War»… но это пока ещё глубокая бета, и сам автор пишет об имеющих место быть ошибках.»
Версия 0.7.1 вполне играбельна, не обнаружил ни одного бага после 10 партий.
Народ, а никто не подскажет где можно почитать правила для всех дополнений? На русском
@rusa
Я тоже ничего явного не заметил, но в такой ситуации лучше было взять нечто заведомо проверенное. Чем вдруг наткнуться на баг и начинать всё с нуля. 🙂
@battrack
Я сейчас перевожу. Завтра-послезавтра уже будут готовы правила первых двух расширений, ещё через недельку — все три.
Михаил, ты просто спаситель!!!
Надеюсь, эти переводы ты вышлешь Юре и он их опубликует на блоге!!
Какая огромная работа! Михаилу большое спасибо )))
Михаил, мы на тебя надеемся!
Отлично! Просто огромное личное спасибо! Очень нужный лично мне материал! Михаил, пью за вас!
Михаил, за правила к дополнениям будет просто таки огромный респект! И первый раз вижу, чтоб компьютер набрал всего 12 очков)
А между тем Михаил у себя в блоге выложил перевод двух дополнений (версия 0.9, видимо, Release Candidate 🙂 )
А что за блог??????
Проще простого — ссылки есть во вступлении 😉
Михаил, огромный вам респект! играл в первое дополнение с компьютером более-менее осознанно, теперь и во второе достойно буду выглядеть. Большущее спасибо за правила!
А выложите кто нить на файлообменник плиз.