Заприметил тут военную игру на колодостроительном движке. Называется Undaunted: Normandy, и говорят о ней следующее: Memoir ’44 скрестили с A Few Acres of Snow, и потомок унаследовал лучшие черты родителей. Согласитесь, звучит как минимум интригующе? Подробности — в обзоре с Board Game Geek.
В настольных играх мне очень не нравится лишняя возня с компонентами. Особенно это заметно на примере колодостроительных игр, в которых всё время нужно тасовать карты. В Undaunted: Normandy такой проблемы нет. В игре лишь несколько квадртаных тайлов, из которых складывается поле и не очень много карт солдат, из которых составляется колода. Сказать по правде, всё это даже звучит даже слишком хорошо, чтобы быть правдой.
Знакомясь с игрой, ощущаешь себя отважным исследователем дивного нового мира. Вот мы попадаем в первый сценарий, в котором нужно захватить несколько целей. Но большинство наших отрядов не могут просто так взять и передвинуться в квадрат с целью, сперва его нужно изучить с помощью карты разведчика. Конечно же, в стартовую руку разведчик мне не пришёл, есть только лидер и стрелок. Поэтому я играю лидера, чтобы добавить новые карты в колоду – и беру себе разведчика, а также делаю несколько бесполезных выстрелов своим стрелком.
Оппоненту повезло больше, он разыгрывает разведчика. За это он добавляет себе в колоду бесполезные карты тумана войны. У разведчика есть альтернативное свойство – он может удалять их из колоды. Но на ранних этапах игры, когда вы проводите разведку, туман войны засоряет вашу колоду, из-за этих карт ходы падает эффективность ходов. Вскоре мы увязаем в позиционной перестрелке. Бои в Undaunted: Normandy также просты, как и всё остальное. На каждом тайле поля есть значение укрытия. Прибавьте его к расстоянию от стрелка до цели и получите значение защиты. Бросьте десятигранный кубик. Вам надо чтобы выпало столько же или больше. При успехе соперник удаляет из своей колоды карту отряда, в который вы попали.
Первый сценарий
Мы окапываемся на тайлах с хорошими показателями защиты и стреляем в противника в попытках пробиться к ключевым точкам. Всё, что мы для этого делаем – это набираем карты и кидаем кубики, и каждое действие вызывает ожидание чуда, когда ты надеешься на максимально выгодный результат. Тяну карту и ругаюсь. Бросаю кубик и хлопаю в ладоши. На поле при этом ничего не меняется. Сможет ли игра при этом долго поддерживать это ощущение?
Затем я начинаю думать. Задаюсь вопросами, почему в игре не предусмотрен огонь на подавление или правила отступления. Затем в меня попадает противник, я выбрасываю из колоды карту и внезапно осознаю, насколько замечательно тут всё продумано. Количество карт в колоде – это и есть и подавление, и отступление. Чем больше я их потеряю, тем меньше я смогу выполнить действий соответствующим отрядом на поле.
Поэтому я начинаю работать с числами. Использую лидеров, чтобы усилить колоду и защититься от попаданий. Это работает. Мне удаётся отбросить немцев. Затем я ползу вперёд и захватываю последнюю ключевую точку. От концепции игры просто захватывает дыхание. Но первый сценарий, безусловно, слабоват. Для хорошей игры нужно нечто большее, чем захватывающая дух концепция.
И мы тут же продолжаем играть дальше. Немного времени на выбор нужных тайлов и карт, и вот мы во втором сценарии. В нём у немцев появляются пулемётные расчёты со способностью «Подавление», позволяющей бросить дополнительные кубики при стрельбе и заблокировать следующее действие цели (не удаляя из колоды её карту).
Передо мной встаёт практически нерешаемая задача. Нужно захватить ключевую точку на противоположной стороне поля. Но из-за массированного огня со стороны немцев и их везения на кубиках очень скоро всё заканчивается. Не понимаю, что я сделал неправильно и прошу матч-ревашн.
На этот раз я пытаюсь разобраться в возможных стратегиях. Может быть надо разделить силы? Пожалуй, нет. Пробую задействовать разведчиков – они могут добавлять карты тумана войны в колоду противника, моделируя тем самым обманные действия.
Второй сценарий
Несколько ходов мне кажется, что это может сработать. Но потом немцы перехватывают инициативу. В этом сценарии у них не два отряда, а всего один, что неожиданно оборачивается преимуществом. Если у меня есть стрелок во взводе Альфа, а мне в руку приходят карты взвода Браво, он просто стоит и ничего не делает. Колода здесь не только замечательно имитирует перестрелки, но и воссоздаёт путаницу с командованием, не требуя при этом никаких дополнительных правил.
Моего соперника несколько отпугнул явный дисбаланс этого сценария. Мы откладываем игру. Позднее я достаю книгу сценариев и думаю над стартовой расстановкой, пытаясь найти решение на поле или в колоде. Затем я ложусь спать и в полном соответствии с поговоркой «утро вечера мудренее» во время утреннего душа приходит идея. А что, если моя более медленная колода – это минус? И что будет, если я задействую дополнительный отряд, чтобы постепенно удалять карты из колоды?
Одна часть меня настолько поглощена этой мыслью, что хочет как можно скорее опробовать её на практике. Другая часть меня желает познакомиться с оставшимися 11-ю сценариями. Это желание в итоге берёт верх, и вот мы с товарищем уже разыгрываем третий сценарий. В нём появляется река и впервые простота игры разочаровывает: для воды не предусмотрено никаких эффектов местности. Это просто иллюстрация на игровом поле. Как-то это кажется неправильным.
Но тут игра нас снова очаровывает. В отличие от первых двух сценариев, завязанных на статичные перестрелки, в третьем разворачивается динамический бой на открытой местности. Ключевые точки находятся на реке и в углах. Мои бойцы быстро пробили себе путь к победным точкам, но до конца сражения ещё далеко. В немецкой колоде появляются пулемёты, они открывают огонь на подавление, и вот я оказываюсь в ловушке. В одном шаге от победы, в поле, безо всяких укрытий.
Всё, чего я успел достичь, разваливается на глазах. Я пытаюсь добавить в колоду стрелков, чтобы всё-таки двигаться вперёд даже под подавляющим огнём. Но потом меняю тактику, и сам беру пулемётчиков и размещаю их в укрытии. Это работает. Пулемёты противника подавлены, но мне не хватает огневой мощи, чтобы нанести им повреждения.
Туман войны
Мы идём вровень, нос к носу, но потом мне везёт при доборе карт. Приходит комбинация, позволяющая захватить последнюю ключевую точку. Если я буду ходить первым, всё получится. Но порядок хода определяется розыгрышем карт, первым ходит тот, кто сыграет большее значение инициативы. Я могу себе позволить сыграть только бесполезный туман войны с инициативой 1, и при ничьих преимущество на стороне немцев. Приходится рисковать, первыми будут действовать немецкие войска. Надеюсь, противнику не пришла единственная оставшаяся карта пулемёта, и он не сможет опять меня блокировать.
Кошмар! У него есть не только пулемёт, но и другие подходящие карты, позволяющие выполнить его условие победы и украсть её у меня. Я очень возбуждён и воодушевлён близостью победы, а товарищ, напротив, расстроен, что исход партии определила случайная раздача карт.
К тому же он не любитель игр про войну.В отсутствие оппонентов я пробую сыграть в одиночку. Это неудобно, но не невозможно. В следующих сценариях появляются новые отряды. Снайпер, которого сложно убить. Миномёт, который сперва нужно разместить, и только потом он сможет стрелять. Просто невероятно, как они насыщают игру деталями, делают её более глубокой и воссоздают реальные элементы, не вводя при этом никаких дополнительных правил и компонентов.
Разглядывая карты в одиночку, я задумываюсь о том, почему в моём окружении эта игра почти никому не нравится. Справшиваю об этом у друзей, но толком никто ничего ответить не может. В итоге прихожу к выводу, что всё из-за темы, из-за того, что моим товарищам не нравятся игры о войне.
Некоторые люди готовы убивать гоблинов миллионами, но категорически против пролить даже каплю человеческой крови. Некоторые готовы убить миллион солдат, но только если это всё будет описано миллионом параграфов в правилах исторического симулятора.
Undaunted: Normandy – это военная игра, но она одинаково далека от двух этих крайностей. Будет очень обидно, если игра, столь продуманная и столь азартная, останется в итоге незамеченной.
Спасибо за перевод! Игра очень заинтересовала, купил еще на предзаказе, но вот никак не приедет…