В Блоге наивного варгеймера опубликована обширнейшая статья об этом виде хобби, рассказывающая об истории военных игр, их эволюции и современной классификации. Всем интересующимся настолками про войну и просто любопытным – рекомендую! 

В основе этого поста лежит статья из англоязычной Wikipedia

Варгейм (военная игра) — стратегическая игра, которая затрагивает военные действия различных типов, — реальных или вымышленных. Варгемы также иногда называют симуляцией конфликта, или «консимом» (consims) для краткости. Варгейминг — хобби, посвященное игре в варгеймы. Порой появляются разногласия относительно того, является ли конкретная игра варгеймом или нет, но существует общая договоренность в отношении того, что варгеймы должны исследовать и представлять какой-либо аспект человеческого поведения, непосредственно связанный с ведением войны, даже если предмет игры само по себе не касается организованного насильственного конфликта или войны.

Варгеймы, как правило, делятся на исторические, гипотетические, фэнтезиные и научно-фантастические.

  • Исторические игры составляют самую большую группу. Эти игры основаны на реальных событиях и пытаются представить разумное приближение реальных сил, элементов местности и других материальных факторов, с которыми сталкиваются фактические участники войны.
  • Гипотетические игры — игры, опирающиеся на историю, но связанные с битвами или конфликтами, которых на самом деле не было (или еще не было).
  • Фэнтези и научно-фантастические варгеймы либо черпают вдохновение из произведений фантастики, либо создают свою собственную воображаемую обстановку.

Абстрактные конфликтные игры, такие как шахматы, не считаются варгеймами, но условно их можно назвать таковыми.

Корни современного варгейминга уходят в начало XIX века, в правила Kriegsspiel фон Рейвисца. Позже книга Х. Г. Уэллса «Маленькие войны» открыла эпоху игр в миниатюры, в которых два или более игроков имитировали битвы ради своего развлечения. В 1950-е годы были опубликованы первые крупномасштабные массовые настольные игры, изображавшие военные конфликты. Эти игры стали на пике популярности в 1970-х годах и тогда же они стали усложняться и технически совершенствоваться.

За много лет своего существования варгейминг сильно изменился: он начался с миниатюр и настольных игр, а сейчас стали очень распространены современные компьютерные игры.

ОБЗОР

Варгеймы бывают различной сложности. Некоторые из них создаются принципиально простыми, их часто называют «играми под пивко», другие игры пытаются воссоздать высокий уровень исторического реализма. Последние, как правило, требуют наличие обширных правил, которые охватывают большое количество действий и деталей. Эти игры часто требуют подробного изучения правил, прежде чем их можно будет разыграть. Варгеймы также различаются масштабами: есть игры, в которых игроки оперируют малыми группами — в плоть до отдельных солдат, — в других играх отображается ход глобальной (или даже галактической) войны.

Объектом варгейма обычно является вполне конкретное историческое событие (например, Сталинградская битва, одна из наиболее популярных тем в этом жанре игр), но он также может быть распространен и на неисторические события. «Холодная война» послужила источником вдохновения для многих игр, которые пытались показать, что такое неядерная (или, в очень редких случаях, ядерная) Третья мировая война, таким образом осуществляется переход от процесса воссоздания конфликта к предсказательной модели гипотетического будущего (или альтернативной реальности). Фэнтезийные и научно-фантастические игры часто не считают варгеймами, потому что объектами этих игр являются не конкретные исторические конфликты, которых не было в реальном мире, однако конфликт в вымышленном мире поддается таким же градациям, что и военная история.

Из-за этих установок существует множество игр и типов игр, которые могут показаться варгеймом на первый взгляд, но не признаются таковыми членами «тру-варгеймерского» комьюнити, а многие из них считаются спорными. Например, игру Riskможно посчитать варгеймом: она использует географическую карту Земли и позволяет беззастенчиво рассылать армии, чтобы покорить мир. Тем не менее, она не имеет легко различимых временных рамок, и сражения крайне абстрактны, что приводит многих к мнению, чтобы не считать ее фактически военной игрой, а только созданной «по мотивам».

Самый высокий процент игр на военную тематику, которые не являются варгеймами, приходит из индустрии видеоигр. Наиболее заметные стратегические игры в реальном времени (такие как StarCraft) касаются почти исключительно сражений, но в угоду упрощения геймплея разрушают реализм. Например, в реальном бою при пробивании снарядом брони техники — всего два исхода. Либо снаряд пробьет ее и техника уничтожается, либо нет — и техника не подвергается воздействию. В играх RTS бронетехника наделяется «шкалой здоровья», которая обычно позволяет ей выдержать даже мощные одиночные попадания, но каждое пробивание брони уменьшает ее «здоровье» на некоторую величину, позволяя при большом количестве выстрелов из винтовки уничтожить хорошо бронированный танк. Другие известные жанровые конвенции включают в себя: строительство зданий и транспортных средств прямо по ходу битвы (т. е. в течение нескольких часов, если не меньше), отсутствие каких-либо систем командования и управления, снабжения или морального состояния.

Steel Devision

Важнейшим определяющим фактором сложности и масштабности варгейма является то, насколько реалистично передан военный конфликт. Некоторые игры представляют собой серьезное исследование предмета, тогда как другие предназначены для легкого времяпрепровождения. В целом, более серьезные игры будут иметь более обширные и более подробные правила, бОльшую сложность и необходимость ведения записи хода. Более казуальные игры могут иметь только некоторое отношение к историческому конфликту, хотя многие из них пытаются поощрять к принятию решений как их «более историчные» аналоги, и тем самым вызывая «ощущение погружения» в конфликт.

У варгеймов есть несколько фундаментальных проблем. В частности, знания и действие игрока значительно меньше ограничены, чем для его оппонента. В некоторых играх есть правила для командования и управления и «тумана войны», которые реализуются различными методами. Хотя их результаты и различаются, но многие из этих механизмов громоздкие и обременительны для традиционных игр. Или например, «проблема края карты» поднимает вопрос о том, что делать на искусственной границе физического края настольной игры, в отличие от реальной жизни, где нет «края», а юниты вне игры могут оказать ощутимое влияние на сценарий. Компьютерные игры достаточно легко решают эти вопросы, потому что компьютер может скрывать информацию от игроков и действовать как беспристрастный судья (даже когда играет с пользователем на одной стороне). Однако из-за проблем с интерфейсом они все еще могут оказаться столь же неприятными для игрока, как и традиционные методы.

ИСТОРИЯ ВАРГЕЙМИНГА

От шахмат к Кригшпилю

Варгеймы берут свои корни в древних стратегических играх, таких как шахматы, которые в свою очередь возникли как чатуранга — игра, созданная в древней Индии как симулятор индийской войны с войсками, представленными пехотой, кавалерией, колесницами и боевыми слонами. В Европе в конце XVIII-XIX вв. шахматные варианты превратились в современные военные игры.

Вдохновленный шахматами, герцог Брауншвейгский в 1780 году создал игру, симулирующую сражения. Согласно книге военного историка Макса Бута War Made New: Technology, Warfare, and the Course of History, 1500 to Today, где-то между 1803 и 1809 годами прусским генеральным штабом была разработана игра, в ходе которой штабные офицеры перемещали металлические фигуры на игровом столе (синими блоками представляли дружественные войска, а красными — войска противника), с использованием игральных кубиков, чтобы отразить влияние случайных факторов на результаты сражений. Во многих странах в XIX веке чуть более реалистичные вариации подобных игр стали частью военной подготовки и получили название Кригшпиль или «военная игра». Сегодня военные игры и военные учения остаются важной частью военной подготовки.

Современный варгейминг возник из необходимости военных изучать войны и воссоздавать старые битвы в учебных целях. Потрясающая прусская победа над Второй французской империей в франко-прусской войне 1870-1871 гг. отчасти приписывается подготовке прусских офицеров с помощью игры в кригшпиль, которая была изобретена около 1811 года и завоевала популярность у многих офицеров в прусской армии. Эти первые игры разыгрывались с использованием игральных кубиков, которые отражало т. н. «трение» или влияние обстоятельств, свойственных реальной войне (включая боевой дух, погоду, туман войны и т. д.). Хотя иногда кубик заменяли судьей, который использовал свой собственный боевой опыт для определения результатов сражений.

В военные игры начинают играть гражданские

Согласно «Истории военных игр» «первый специфический невоенный клуб военных игр был открыт в Оксфорде (Англия) в XIX веке». Военный энтузиаст и аналитик Фред Т. Джейн разработали ряд правил для описания морских действий с использованием моделей кораблей или миниатюр около 1898 года. Издание справочника Jane’s Fighting Ships (1905/6) включало в себя переработанное издание «Военно-морской войны» (The Naval War Game).

Книги Г. Дж. Уэллса «Напольные игры» (1911) и «Маленькие войны» (1913) были попытками кодифицировать правила боевых сражений с игрушечными солдатами (миниатюрами) и сделать их доступными для широкой публики. Это были очень простые игры и в некотором смысле просто предоставили контекст для стрельбы из пружинных игрушечных пушек по игрушечным солдатикам, но в своем Приложении к «Маленьким войнам» Уэллс говорит об изменениях, необходимых для преобразования его простых правил в более строгие правила Кригшпиль. Однако тут же Уэллс утверждает, что сражение должно осуществляться с помощью фактических орудий и винтовок, а не путем вычисления. Принцип «должно случиться, а не решиться» противопоставлялся общему характеру игры Кригшпиль. По словам Уэллса, идея игры развилась из посещений его друга Джерома К. Джерома. Однажды после обеда Джером начал сбивать игрушечных солдат с помощью игрушечной пушки, а Уэллс присоединился к игре. (Здесь чуть более подробно.)

В 1940 году была впервые опубликована «Военно-морская война» (Naval War Game) Флетчера Пратта, американского писателя в жанрах научной фантастики, фэнтези и истории. Игра зародилась в Нью-Йорке, но ее тут же подхватили и другие клубы в США. Однажды на одну из партий в эту игру Пратт пригласил художника и иллюстратора Джека Коггинса, который так описывал это действо: «игра Пратта включала в себя десятки крошечных деревянных кораблей, построенных в масштабе от одного дюйма до 50 футов, которые были распределены по полу в гостиной его квартиры. Их маневры и результаты их сражений были рассчитаны с помощью сложной математической формулы, причем расстояния соизмерялись ленточными линейками». Популярность игры росла и вылилась к использованию целого бального зала для игр с участием 60 и более игроков за одну сторону. Игра была поддержана Военно-морским колледжем, и в ней регулярно принимали участие военно-морским офицеры.

Предполагалось, что все эти игры должны были быть доступны для широкой публики, но фактически игра в них была затруднена из-за необходимости больших расходов на приобретение миниатюр армий или флота. По мере того, как на протяжении всего XX века количество свободного времени и доходы увеличивались, игры с миниатюрами медленно, но верно приобретали все большее число сторонников такого проведения досуга. Большинство игровых групп пересмотрели общепринятые и/или написали свои собственные правила, которые, впрочем, никогда не публиковались.

Появление массового рынка

В 1955 году Джек Скруби начал выпускать миниатюры с использованием резиновых форм, что значительно сократило расходы на производство, а в 1957 году он превратил это в бизнес (Scruby Miniatures) и начал издавать информационный бюллетень War Game Digest. Этот журнал и его преемники способствовали образованию сообщества энтузиастов — любителей миниатюр, которые списывались друг с другом, а также предоставляли площадку для идей и правил, разработанных на локальному уровне, и которые могли быть доступными остальной части хобби-среды.

Примерно в то же время в Великобритании Дональд Фезерстоун начал писать влиятельную серию книг по варгеймингу, которая представляла собой впервые опубликованный в сборнике вклад в хобби со времен Герберта Уэллса. Среди названий книг были: «варгеймы», «продвинутые варгеймы», «соло-варгеймы», «военные кампании», «сражения с моделями танков», «схватки» (т. н. «скирмиши»). Популярность этих книг была такова, что у других авторов появилась возможность публиковать свои работы. Публикация книг британских авторов, а также появление в то же самое время нескольких производителей соответствующих миниатюр (Miniature FigurinesHinchliffePeter LaingGarrissonSkytrexDavcoHeroic & Ros), стали причиной огромной популярности этого хобби в конце 1960-х и в 1970-х годах.

Первый современный массовый варгейм, использующий картонные фишки и карты, был разработан и опубликован Чарльзом С. Робертсом в 1952 году. После разрыва в Tactics (первого коммерчески успешного издательства настольных варгеймов) он решил основать Avalon Hill Game Company — издательство интеллектуальных игр для взрослых, и именно его называют «Отцом настольных варгеймов». Считается, что современная коммерческая индустрия настольных варгеймов началась с издания игры Tactics II в 1958 году и журнала The General Magazine от Avalon Hill в 1964 году.

В 1959 году была издана стратегическая настольная игра Diplomacy, разработанная в 1954 году Алланом Б. Кальхамером. В отличие от военных игр основное внимание в этой игре уделялось созданию альянсов и предательствам и избегало использования кубиков или других источников случайных эффектов. В нее играли Джон Ф. Кеннеди и Генри Киссинджер, при чем последний сказал, что это его любимая игра.

В 1961 году Avalon Hill издал игру «Геттисберг» Чарльза Роберта, которая считается первым настольным варгеймом, полностью основанным на исторической битве. D-Day и Chancellorsville — первые коммерческие игры с использованием гексагональной картой — также были опубликованы в этом году.

У Avalon Hill было очень консервативное расписание публикаций, как правило, около двух названий в год, а варгеймы составляли примерно половину линейки. В конце 1960-х годов появилось несколько небольших журналов, посвященных этому хобби, а также новые игровые компании. Наиболее важными из них были, несомненно, Strategy & Tactics, и компания, созданная для того, чтобы спасти ее от сбоев в работе — Simulations Publications, Inc. (SPI). Strategy & Tactics начала включать в каждый выпуск журнала новую игру, которую наряду с обычными играми SPI публиковала в значительном количестве.

Золотая эпоха (1970-е)

Агрессивная рекламная кампания этого вида хобби привела к огромному росту популярности варгейминга в начале 1970-х годов, когда появилось большое количество новых компаний. Две из них просуществовали несколько лет: «Мастерская разработчиков игр» (Game Designers’ Workshop (GDW)) и «Правила тактических исследований» (Tactical Studies Rules (TSR)). В одной игре с миниатюрами по средневековой эпохе от TSR — Chainmail (1971) — был добавлен фэнтезийный момент, что привело к появлению новому явлению, которое стало куда более значительным, чем его родительское хобби, — ролевым играм (RPG). Но это совсем друга история…

1970-е годы можно считать «Золотым веком варгейминга» с большим количеством новых компаний, опубликовавших большее количество игр в течение всего десятилетия, чему способствовал взрывной рост числа людей, играющих в варгеймы. PanzerBlitz (1970), Panzer Leader (1974) и Squad Leader (1977) от Avalon Hill стали особенно популярны благодаря своей инновационной геоморфологической системе. Варгеймы начали диверсифицироваться по тематике: первой научно-фантастической игрой стала Galactic Warfare, изданная в Великобритании Davco в 1973 году, а одной из самых продолжительных и самых успешных — Star Fleet Battles, опубликованной Task Force Games в 1979 году. В течение десятилетия варгеймы также диверсифицировались по размерам: начиная с микроигр, такими как Ogre от Стива Джексона, в которой была одна маленькая карта, около 100 фишек и сложность, позволяющая завершить партию примерно за час, и «монструозные игры», такие как War in Europe с более чем дюжиной больших карт и тысячами фишек, требующая нескольких десятков часов на кампанию.

Спад интереса

Наконец бум подошел к концу, и в начале 1980-х годов сменился спадом, ставшим явным после покупки в 1982 SPIкомпанией TSR. Этот вид хобби никогда больше не оправился от упадка и на сегодняшний день он намного меньше, чем в 1970-х годах. На снижение популярности были повлияли многие факторы, в том числе рост популярности альтернативных игр (таких как RPG), все возрастающая сложность военных игр и изменение демографической ситуации и образа жизни.

На протяжении 1980-х годов на рынке варгеймов доминировали ролевые игры. А затем, когда стали доступны персональные компьютеры, геймеры могли просто «сесть и начать играть», не изучая массу правил, могли очистить пространство в доме из-под коробок, а также найти и скоординироваться с другими игроками. Тем не менее, в 1983 году Games Workshop опубликовала игру Warhammer Fantasy Battle, первоначально в качестве т. н. Mass-combat Role Playing Game, которая быстро заняла доминирующую позицию на рынке фэнтезийных игр. Когда в 1990-х годах появились коллекционные карточные игры (ККИ), игровой рынок стал еще более конкурентоспособным. К этому времени многие издатели варгеймов уже давно как .

Несмотря на снижение интереса, варгеймы продолжают выживать в различных формах. Например, Advanced Squad Leader(1985) стала нишевой игрой, в то время как Axis and Allies (1984) была очень популярна среди аудитории массового рынка. Другими примерами варгеймов являются Warhammer Fantasy Battle (1983) от Games Workshop, которая стала первой в долгожданной линейке популярных игр с миниатюрами, а также научно-фэнтезийная Warhammer 40 000. Родился новый жанр игр на карточном движке, — первой подобной игрой стала We the People от AH (1994), — и который нашел дальнейшее развитие в играх от GMT Games. Игры Battle Cry (2000) и Memoir ’44 (2004) доказали, что легкие варгеймы все еще могут быть коммерчески успешными, если их правила понятны и доступны, а компоненты имеют высокое качество. Блочные игры, издаваемые Columbia Games, также остаются довольно популярными на сегодняшний день. Компании, такие как GMT Games и Multi-Man Publishing, продолжают выживать и издавать очень детализированные игры с гексами и фишками.

КЛАССИФИКАЦИИ ВАРГЕЙМОВ

Варгеймы можно классифицировать по разному. Наиболее очевидное их разделение по категориям.

Варгеймы с миниатюрами

Варгеймы с миниатюрами обычно предполагает использование окрашенных металлических или пластиковых миниатюр размером от 6 до 54 мм, а также декорации, размещенные на столе или полу в качестве игровой поверхности, хотя иногда используются и другие открытые пространства, такие как сады и песочницы. Игроки как правило измеряют расстояния для передвижений и дальности с помощью лески или рулетки.

Миниатюрщики обычно предпочитают своды правил, которые могут использоваться для любой битвы в конкретную эпоху или войну, а не для конкретного события, как это обычно бывает в настольных военных играх. Поскольку армии и ландшафт можно комбинировать всеми возможными способами, варгеймы с миниатюрами обычно более разнообразны и гибки, чем другие виды игр. Подготовка к партии также трудоемка и дорогостоящая. Миниатюрщики обычно любят красить свои миниатюры и строить ландшафт, и это важная часть их хобби.

Поскольку информация о подразделении не может отображаться на миниатюре так же как на картонной фишке, варгеймы с миниатюрами часто имеют невысокую сложность и мало деталей как в некоторых картонных аналогах.

Популярность варгеймов с миниатюрами оставалась относительно стабильной во время бума и спада интереса к картонным играм. Сегодня такие игры, как Warhammer Fantasy BattleDust WarfareFlames of WarThe Ninth Age: Fantasy BattlesField of Glory и новые коллекционные игры с миниатюрами, продолжают подогревать интерес к самой старой форме хобби.

Настольные варгеймы

В США настольные варгеймы часто приравниваются ко всему варгеймингу. В Европе, и особенно в Британии, они представляют относительно небольшую часть хобби. Этот жанр известен рядом общих конвенций, которые были разработаны на ранней стадии, но они не обязательно появляются во всех играх на столе.

В ранней истории настольных варгеймов среди издателей доминировал Avalon Hill, хотя и другие компании, такие как SPI, оставили свой след в отрасли. После покупки Avalon Hill компанией Hasbro ни одна компания больше так не отождествлялась с этим хобби в целом. GMT Games и Decision Games — две из наиболее влиятельных компаний на сегодняшний день.

(Об этом виде варгеймов будет отдельный пост.)

Блочные варгеймы

В блочном варгейминге в игру «встроен» т. н. «туман войны», который моделируются с помощью деревянных блоков, стоящих в вертикальном положении. Информация с тактическими характеристиками каждого блока обращена к игроку, так что противник не знает тип подразделения или боевую силу, которой он обладает.

Первым блочным варгеймом был Quebec 1759 от Columbia Games (ранее носившей название Gamma Two Games), представлявшая кампанию, связанную с битвой в долине Абрахама.

До появления блочных варгеймов «туман войны» трудно было воссоздать без использования компьютера или системы Double Blind, когда два игрок играли на отдельных игровых с двумя наборами фишек и рефери для облегчения взаимодействия между игроками.

Julius Caesar

Отряды в виде блоков упростил проведение скрытых от противника операции, а также позволял подразделениям принимать больше ступеней повреждений. В обычных варгеймах фишки переворачиваются, чтобы показать ослабленное состояние с более низкой статистикой, затем они уничтожаются. В блочных варгеймах есть место для четырех различных ступеней повреждения, показанные через вращение блока против часовой стрелки.

Карточные варгеймы

Из-за своей природы карточки хорошо больше подходят для абстрактных игр, а не для моделирования военных конфликтов. Традиционные карточные игры не считаются варгеймами, даже если номинально их объектом является война.

Первой карточным варгеймом стала Nuclear War, «ироничная игра о конце света», впервые опубликованная в 1966 году и выпускаемая сегодня Flying Buffalo. Он не моделирует то, как произойдет реальный обмен ядерными ударами, но в отличие от большинства карточных игр он имеет структуру варгейма.

В конце 1970-х годов издательство Battleline Publications выпустила две карточные игры, Naval War и Armor Supremacy. Первая была довольно популярной в варгеймерских кругах и представляет собой легкую систему морских сражений, хотя опять же она не была основана на какой-то «реальной» ситуации (игроки могут управлять кораблями из противоборствующих флотов бок о бок). Armor Supremacy не стала такой же успешной, но предлагала взглянуть на постоянные разработки новых типов танков во время Второй мировой войны.

Самым успешным карточным варгеймом (и как карточная игра и как варгейм) можно назвать Up Front, это игра о тактических сражениях во Второй мировой войне, выпущенная Avalon Hill в 1983 году. Характерно, что ландшафт в игре имеет условный характер, он воспроизводится в помощью карточек, тем самым имитируется неопределенность относительно местных условий (элементы местности и т. д.).

Dan Verssen Games является специализированным разработчиком и издателем карточных игр в нескольких жанрах, включая воздушные и сухопутные бои во время Второй мировой и современных войнах.

Кроме того, игры на карточном движке (CDG), впервые представленные в 1993 году, также используют колоду карточек для управления большинством элементов игры, таких как движение (активация) подразделения, и случайными событиями. Это, однако, определенно настольные игры, а колода — всего лишь один из самых важных элементов игры.

Компьютерные варгеймы
Как и во всех аспектах современной жизни, персональные компьютеры оказали глубокое влияние на варгейминг. Компьютеры позволяют игрокам, разделенными огромными расстояниями, вместе играть в одну игру. Они также справляются со многими утомительными аспектами варгейминга, такими как высокодетализированные правила и ведение записей. Наконец, с развитием искусственного интеллекта компьютеры могут стать оппонентами и, таким образом, предоставляют возможность играть в одиночку.

В индустрии видеоигр «варгеймы» считаются поджанром стратегических игр, которая делает акцент на стратегических или тактических военных действиях на карте. Эти варгеймы обычно используют одну из четырех архетипических форм, в зависимости от того, основана ли игра на пошаговом режиме или режиме реального времени и сосредоточена ли игра на военной стратегии или тактике.

Помимо этого, есть и другие характеристики, которые используются для классификации варгеймов. Другой критерий, по которому делят варгеймы — окружающая среда или тип военного конфликта (сухопутный, военно-морской, воздушный):

Классификация по «окружающей среде»

Основная масса варгеймов фокусируется на наземных войнах, старейших из всех видов боевых действий, и которые, как правило, проще всего имитировать. Военно-морские варгеймы также пользуются популярностью и полностью возвращаются к истокам хобби. Воздушная война появилась относительно недавно, и военные игры в этой «среде» обычно являются тактическими играми, имитирующими воздушные бои, относительно мало связанных с воздушной войной большего конфликта. Работа с несколькими «средами» усложняет модель конфликта в симуляционном ключе, поэтому игры с комплексным подходом, как правило, носят стратегический характер, где все аспекты в большей степени носят абстрактный характер. Варгеймы по космическим войнам, которые произойдут в ближайшем будущем, существуют, но среди них очень мало «серьезных» игр, и большей частью почти все они — в жанре научной фантастики.

Наиболее распространенная классификация варгеймов -…

Классификация по историческому периоду

Поскольку военные игры обычно являются историческими, игры обычно группируются по историческим периодам. Эти периоды в какой-то степени отражают академическое разделение истории на периоды, а некоторые войны — сами по себе являются историческими категориями. Вторая мировая война, Американская гражданская война и Наполеоновские войны (т. н. «большая тройка») — самые популярные исторические категории. Другие категории, как правило, объеденены в более крупные кластеры — античность, средневековье, эпоха пороха, эпоха конницы и мушкетов, современность и т. п. Обращает на себя внимание то, что большая часть истории с 1800 по 1950 год часто освещается не так хорошо на общем плане, поскольку они находятся в тени «большой тройки». Игры по другим конфликтам в эту эпоху часто упоминаются в контексте и связи с вышеупомянутой «троицей».

Различные периоды и войны, особенно наиболее известные, обычно «обзываются» аббревиатурами. Так XVIII век обычно подразделяется на вспомогательные периоды, такие как WSS (War of Spanish Succession, Война за испанское наследство), WAS (War of Austrian Succession, Война за австрийское наследство), SYW (Seven Years’ War, Семилетняя война) и AWI(American War of Independence, Американская война за независимость ). Некоторые серии игр подходят к периодизации более широко и охватывают большой период времени (например «Эпоха черного пороха», которая имела место быть как в XVIII, так и в XIX вв.), и имеют определенные исторические рамки. Другие концентрируются исключительно на одной войне, например, Beneath the Lily Banners (или кратко: BLB, — как ее часто называют) фокусируется исключительно на войне за испанское наследство.

Первые попытки классифицировать варгеймы по историческим периодам, популяризированные Грантом и Фезерстоуном, разбивали историю на «Античность», «библейскую» и «классическую» эры,  эпоху «конницы и мушкета»,  (XVIII-XIX вв.) и «Современность» (Вторая мировая война и другие).

Вначале войны были либо историческими, либо абстрактными. Tactics II, первая коммерческая настольная игра, представляла собой вымышленный конфликт двух противоборствующих стран, армии которых соответствовали актуальными (на тот момент) вооруженным силам. Аналогичным образом и сегодня «современные» игры имитируют текущие соотношение вооруженных сил и показывают, как будет развиваться военный конфликт с их участием. Такие игры были популярны во время «холодной войны», но практически полностью исчезли с развалом Советского Союза.

В 1970-е годы фэнтази и научная фантастика ощущались как жанры, которые могли бы работать внутри варгеймов. Они, как правило, более разнообразны, поскольку различные предпосылки могут привести к совершенно различным видам боевых действий, но в целом, никогда не стояло никакой реальной проблемы с более детальной разбивкой варгеймов на жанры.

Наконец, варгеймы не обязательно должны включать традиционные концепции ведения войны и сражений, игры могут иметь типичные для фильмов жанры, такие как «битвы банд», «криминальные» и «полицейские».

Еще один способ классифицировать варгеймы — деление в зависимости от масштаба игры.

Классификация по масштабу

Гранд-стратегический уровень: военная стратегия на уровне перемещений и использования ресурсов в рамках всего государства или империи, причем основное внимание уделяется войне (или серии войн) в течение длительного периода времени. Здесь не могут быть представлены отдельные подразделения, даже армии; вместо этого внимание уделяется театрам военных действий. Все ресурсы вовлеченных стран могут быть мобилизованы в рамках долгосрочной борьбы. Это моделирование почти всегда связано с политическим, экономическим и военным конфликтом. В крайнем случае это ветвь стратегических игр, в которых игрок принимает на себя роль целого правительства государства. Axis & AlliesRisk и Empires in Arms являются примерами этого типа варгеймов.

Стратегический уровень: воинские подразделения — это, как правило, дивизия, корпус или армия, имеющие определенную боевую силу. В этом масштабе важное значение имеет экономическое производство и дипломатия. Этот поджанр часто будет использовать все роды войск вовлеченных стран, фокусируясь на целой войне или длительной кампании.

Оперативный уровень: подразделения — от батальона до дивизии, с тактическими характеристиками, отражающими сильные и слабые стороны данного рода войск. Значительными факторами на этом уровне являются погодные условия и логистика, хотя в большинстве случаев самым крупным элементом, контролируемым игроками, является армия. Другие роды войск более или менее абстрактны, поскольку кампания укладывается в одну партию.

Тактический уровень: единицы варьируются от отдельных единиц техники и отрядов до взводов или рот, их различаются типами и арсеналом индивидуального вооружения. Такие игры обычно фокусируются на одном сражении или части крупного сражения. Примерами такого рода игр являются ASL и Dust Warfare.

Схватка (скирмиш): в виде отдельных солдат, есть возможность отслеживать ранения и количество боеприпасов. Игра состоит из небольшой перестрелки, масштаба «один на один»; первыми из этого типа игр в современную эпоху карточных игр стал Patrol и Sniper!. Первые RPG вышли именно из этого типа варгеймов и многие из них по-прежнему остаются популярными.