Добро пожаловать в мир настольных игр

Vasco da Gama. Обзор игры

Есть среди настольщиков любители всяких там евро, готовые раздумывать над тем, как превратить один вид ресурсов в другой, а потом выжать из них макисмум победных очков. Об одной из таких игрушек, Vasco da Gama, рассказывается в обзоре, подготовленным читателем по имени Артём.  

Vasco da Gama была издана в 2009 г., за авторством Paolo Mori (Augustus, Libertalia, Pocket Battles). Игра рассказывает нам о поиске торгового пути в Индию, который удалось открыть Васко да Гаме. Игра рассчитана на 2-4 игрока, длительность партии составляет 60-120 минут. На момент написания обзора игра занимает 265 место в рейтинге на Boardgamegeek. Предлагаю Вам взглянуть на нее поближе.

Начиная с XV века, Португальская корона была нацелена на нахождение морского маршрута в Индию в обход Африки. Многие экспедиции были потеряны, пытаясь отыскать нужный путь. Некоторые были очень близки к открытию, такие как Бартоломью Диаш, обогнувший Мыс Доброй надежды. Однако нам предстоит все же сделать это и открыть окно в Индию, доплыв до Каликула. Выступая в роли богатых судовладельцев, под предводительством Великого Васко да Гамы, мы будем совершать морское путешествие, в надежде найти нужный путь в Индию и помочь Португальской короне получить монополию на торговлю специями в Европе.

Внутри коробки (на которой к слову изображен сам Васко да Гама, во всем своем величии и Португальский флот, плывущий на открытие новых земель) мы находим главное поле, разделенное визуально на несколько отдельных частей. Также там находятся жетоны монет и кораблей; деревянные диски, в комплекте с наклейками; большое количество миплов и дисков действий. Невооруженным глазом видно, что была проведена не малая работа над артом игры, ведь он так и заманивает сесть и поиграть. Отлично иллюстрированное поле, поделенное на 5 регионов (каждый регион – возможное действие), каждый из которых выполнен в отдельном стиле, привязанном к теме игры. Поле хорошо передает атмосферность игры, к тому же оно еще и довольно информативно. Качество компонентов выполнено на высоком уровне. Картон толстый и жетоны приятно держать в руках, а деревянные компоненты не вызывают никаких нареканий.

Правила игры.

Ну что ж перейдем к самой сухой части обзора, где нам предстоит ознакомиться с правилами игры, что бы понять какова ее суть. После размещения поля и расположения всех жетонов, каждый игрок получает четыре диска действий своего цвета, одну фишку капитана и 10 реалов, а также в зависимости от количества игроков и порядка хода, каждый игрок получает тайл персонажа (Бартоломеу Диаш, Франциско Альварес, Дрироламо Серниджи, Мануел I) и получает его бонус. После вскрытия первого тайла Васко да Гамы, маркер первого бесплатного действия ставиться на начальную позицию и игра может быть начата.

В свой ход игрок выбирает один из номеров действий и ставит его на свой жетон, помещая их вместе на любое доступное действие. Таким образом происходит, пока все игроки не выставят по четыре своих жетона на поле (владелец Мануела I выставляет последним дополнительный пятый жетон с номером действия 21 или 22). После этого вскрывается следующий тайл Васко да Гамы и маркер первого бесплатного действия двигается вперед либо назад на определенное количество точек ( от -3 до +3 в зависимости от написанного числа).

Действия начинают разыгрываться с наименьшего использованного числа. Если маркер бесплатного действия находиться впереди от числа действия игрока, то необходимо уплатить в банк количество реалов равное разницы между этими числами. Если игрок не хочет или не может выполнить действие, он берет количество реалов, написанное на соответствующем ряду. Таким образом разыгрываются все действия игроков. Игра длится пять раундов, по окончанию которых производиться финальный подсчет очков. Игрок набравший наибольшее количество очков объявляется победителем и его имя вписывается в историю как со открывателя торгового пути.

Впечатления от игры

Наконец мы покончили с аперитивом и теперь можем перейти к основному блюду. Васко да Гама – это евро игра, а значит, главной целью игры является заработок очков. К сожалению или к счастью (но скорее первое) в игре всего один способ заработка победных очков — отправка кораблей на исследование новых вод. Ну а теперь давайте рассмотри игру более подробно.

Сначала хотелось бы поговорить о главной механике игры, а именно о порядке розыгрыша действий игроками. В центре главного поля имеется счетчик от 1 до 20, на котором находятся диски с соответствующими числами. Рядом с одним из чисел (от 4 до 12) располагается маркер бесплатного действия. Этот маркер представляет собой отметку, на данный момент, какие из действий будут бесплатны, а за какие необходимо будет заплатить. В конце раунда маркер двигается вперед или назад до 3-х делений (в зависимости от вышедшего тайла Васко да Гамы). В этом и заключается, на мой взгляд, сердце игры, ее «фишка», если можно так сказать.Игрокам предстоит сделать выбор, в какой очередности будут выполнены их действия. И тут наступает интересный момент. Понятное дело, что выполнение действий как можно раньше, это всегда в плюс (ведь иметь больший выбор в том или ином действии всегда хорошо), однако выбор первых чисел может быть опасным занятием. Выбор чисел, которые находятся до маркера бесплатного действия, может быть рискованным, ведь если маркер передвинется вперед от его изначальной позиции, это дополнительно повысит цену выполнения действия. Поэтому необходимо выбирать номер для действий, учитывая эти факторы.

Также необходимо следить за порядком выполнения действий. Ведь все они разыгрываются по очереди от меньшего к большему. Разместив, к примеру, свой маркер действия с номером 8 на отправку корабля в плавание, а на покупку самого проекта корабля с номером 12, действие отправки будет потеряно, так как, по сути, отправлять еще будет нечего, ведь покупка самого корабля будет производиться позже отправки. Однако разработчики учли такую возможность и сразу становиться заметно, что игра была протестирована множество раз. Если игрок не хочет или не может выполнить действие (как в вышеописанном случае), то существует возможность получить компенсацию в реалах, за его не выполнение. Количество денег, получаемых игроком, варьируется от 1-3, в зависимости от линии, в которой номер действия располагается. Таким образом, можно даже подзаработать на своих ошибках.

Хочется сказать пару слов о возможных действиях в игре. Всего в игре их 4: покупка проектов, найм, экспедиция и персонажи.

Персонажи. Размещая жетон на данном действии, у игрока появляется выбор между 4-мя персонажами и получением денежных средств, предложенных Васко да Гамой в данном раунде. Каждый раунд, в зависимости от вышедшего тайла, на каждое из 2 мест располагается сумма реалов. В свой ход, выполняя действие, игрок имеет право либо взять любую из этих сумм, забрав ее свой запас, либо он имеет право выбрать одного из персонажей. Каждый персонаж дает моментальный бонус игроку, который выбрал его, а так же бонус в конце раунда. К примеру Бартоломеу Диаш (командир) дает игроку 2 очка, а так же еще 2 очка в конце раунда и право первого хода; Франциско Альварес (священник) позволяет взять одного (белого) миссионера в свой запас и еще одного в конце раунда. Кстати это один из двух возможных способов получить 5-й возможный цвет моряка для спуска корабля на воду. Джироламо Сениджи (Торговец) позволяет отправить торговый корабль в один из портов и получить бонус того порта; Мануел I предоставляет 5-й жетон действия и порядковый номер 21 или 22, который можно разместить на поле.

Покупка проектов. Выбирая это действие, игрок имеет право приобрести один из доступных шести проектов кораблей. Проекты делятся на три группы, которые выкладываются по порядку, начиная с первой. Покупая один проект необходимо уплатить 1 реал, однако два проекта за один жетон действия, уже будут стоить 4 реала. Также есть возможность приобрести проект Сан Габриель, за который необходимо будет заплатить столько монет, сколько членов команды необходимо для корабля. Каждый из проектов содержит данные о дальности плавания корабля, необходимого количества матросов (количества различных цветов) для его спуска на воду и бонусы, которые он принесет, будучи пришвартованным в одном из портов. Данное действие является определяющим для старта экспедиции, ведь в зависимости от выбранного проекта, появляется необходимость наличия определенного количества матросов и капитана, что приводит нас к следующему возможному действию — найму.

Найм. В данном действии игрок имеет возможность нанять матросов из одной из секций, в каждой из которых расположено 5 матросов. Стоимость рассчитывается не от количества самих матросов выбранных игроком, а от количества их цветов (один цвет – 1 реал, а четыре цвета – 10 реалов). То есть игрок может взять хоть 5 матросов за 1 реал, если все они будут одного цвета (всего в найме участвуют 4 цвета матросов). В дополнении к этому, можно также нанять капитана, стоимость которого уже зависит от количества матросов, а не их цветов. За каждого матроса цена капитана возрастает на один реал, однако, не покупая матросов, капитана можно взять бесплатно. После того как вся команда для корабля собрана, можно отправить его в плавание.

Экспедиция. Корабль можно спустить на воду в любой момент хода игрока. Сбрасывая указанное количество моряков, тайл переворачивается со стороны проекта на сторону корабля и может быть отправлен в плавание. На игровом поле находиться 6 портов, в которых, в зависимости от дальности плавания, корабль может пришвартоваться. После отправки корабля и выставления его в один из портов, игрок немедленно получает бонус порта, в котором находиться корабль, а также количество очков, зависящее от места расположения корабля. Первые порты дают меньше очков за расположение в них корабля, однако предоставляют более существенный бонус. С продвижением дальше, к берегам Индии, экспедиции приносят все меньше прибыли, однако и победные очки возрастают (в Натале игрок получит всего 4 очка, однако так же бесплатный проект, а в конечной точке Каликуле бонуса вовсе нет, зато и минимум очков, которые можно получить, 7).

Как я уже говорил отправка кораблей в экспедицию чуть ли не единственный способ получения очков (очки так же дает персонаж Бартоломеу Диаш), поэтому данному действию нужно уделять максимальное количество времени. В конце раунда происходит получение прибыли от кораблей в портах. Каждый из кораблей в экспедиции может принести владельцу реалы либо победные очки, в зависимости от самого корабля, а также если оказывается, что к концу раунда все ячейки в порту заполнены, каждый корабль дополнительно принесет очки владельцу, в зависимости от расположения. В конце игры корабли также могут принести победные очки — за каждый корабль в экспедиции, игрок получит дополнительно по 3 очка.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что на первый взгляд игра заманивает. Очень хорошо оформленное игровое поле заставляет игрока глубже погружаться в атмосферу, а качественно выполненные компоненты игры приносят наслаждение от игрового процесса. Однако, как на мой взгляд, здесь не все так гладко. Как я уже отмечал в игре один способ заработка очков. Это сильное ограничение в вариативности игры. В ней нет разнообразия стратегий или каких-то путей для достижения цели, все очень прямолинейно. Не смотря на это, игра идет живенько и в ней все равно есть много положительных моментов. Взять, к примеру, тот же механизм выбора действий, который заставляет игроков продумывать наперед, какие из действий он хочет выполнить пораньше и сколько он готов за это заплатить. Выжидание момента для выбора минимального номера действия, напряжение от перемещения жетона бесплатного действия, все это вносит интригу и интерес в игру.

Персонажи, которые использованы в игре, отлично подобраны для большего внедрения в тематику игры. Бонусы, получаемые от них, нельзя назвать критическим перевесом и большой необходимости в использовании их так же нет. Однако небольшие плюсы, которые они предоставляют, могут быть полезны в игре (к примеру, тот же Бартоломеу Диаш даст 4 очка в раунд, если на него поставить жетон действия, а за 5 раундов – это 20 очков).

Отправка кораблей – это отдельная тема. Вот тут уже можно попробовать надумать себе пару стратегий: можно стараться выставлять корабли в максимально дальние регионы, получая тем самым моментально наибольшее количество очков, либо отправлять в плавание поближе, но добавляя плюсом к очкам еще и бонус. Варианты есть, однако, что касается остальных действий, они прямолинейны и не имеют вариативности. Главной стратегией в игре может быть только одно — выбирать первым наиболее выгодные ресурсы в данный момент и отправлять как можно больше кораблей.

Еще хотелось бы сказать, что, по моему мнению, игра лучше смотрится на 4-ых. Ведь в этой игре практически нет никакого взаимодействия между игроками, за прямое я вообще молчу, а косвенным можно назвать занимание места в порту, либо занимание места под действие. На 4-ых становиться возможным дефицит, какого либо из действий, что привнесет больше стратегичности и борьбы за места. Вот и все что хотелось сказать про Васко да Гама. Игра, как по мне, является середнячком для евро игр, но хорошим таким, добротным. Возможно, из за ограниченного количества стратегий, раскладывать ее часто не имеет смысла, однако иметь ее в коллекции, как по мне, хорошая идея. Отличный арт, в компании с хорошим качеством компонентов и языконезависимостью не оставляет мне шансов, как поставить этой игре 7,5 из 10.

3 комментария

  1. Mazz_O

    Смотрю, евро становится прям ругательством среди настольщиков.

  2. Beaver

    Ну за всех не отвечу, однако я Любитель евро, поэтому ругательством, так точно назвать их не смогу!)

  3. Монуил

    0_о под заголовком «Впечатления» находится основной кусок пересказа правил…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑