Набрёл на BGG на обзор Великой Отечественной, написанный немецким игроком Silverwings, познакомившимся с экспортной версией этой игры (она издаётся под названием Operation Barbarossa 1941). По его словам игра получилась неплохой, хотя и не без некоторых недостатков.
Вторая часть моего обзора посвящена игровому процессу Великой Отечественной. Миниатюры и другие игровые компоненты были описаны в первой части обзора.
Великая отечественная издана производителем моделей, что наложило на игру определённый отпечаток. Никаких каунтеров и маркеров здесь не используется, вместо имеются карты юнитов, на которых записываются все показатели. В результате поля сражений выглядят очень привлекательно, но при этом сложно понять каков статус каждого юнита. Проблемы возникают, когда у вас на поле много подразделений. Например, если у вас есть пять отрядов пехоты (все они выглядят одиноково), непонятно, который из них повреждён, кто – оглушён. У каждого юнита есть флаг с номером, но всё же…
Это подводит нас к следующему факту: в игре много правил. Точнее, много специальных приказов, большая часть которых может быть выполнены только отдельными специализированными подразделениями (например, инженерами). Кроме того, в игре есть отдельные правила для штабов и авиации.
В этом есть и плюсы, и минусы. Освоение игры даётся тяжеловато, особенно для любителей несложных игр. Продвинутым игрокам тоже придётся нелегко. Великая Отечественная тяжелее как чем очень простой Memoir ’44, так и чем более сложная Tide of Iron.
Правила написаны понятно, НО: в них просто перечисляются все правила игры. Следовало бы брать пример со Squad Leader или Earth Reborn, где игроки знакомятся с правилами постепенно. Тут же тебя как будто бросают на глубину и ты должен либо научиться плавать, либо утонуть.
По сравнению с другими известными мне играми Великая Отечественная гораздо более детальна и реалистична. Это также означает, что игра несколько медленна, особенно в течение первых трёх партий, пока вы не познакомитесь со всеми правилами.
Планирования тут несколько больше, чем я привык. Вы отдаёте подразделениями приказы выполнять определённые действия. НО: при движении нужно заранее продумывать маршрут, а при обороне заранее планировать какой сектор оборонять и с какого расстояния открывать огонь и т.п. Из-за этого игра обладает уникальной атмосферой, но при этом замедляется и проходит достаточно напряжённо.
В большинстве игр явно ощущается пошаговое выполнение действий, вы можете активировать юнит и делать с ним всё, что захотите: перемещать отправлять в атаку и т.п. В ВО всё не так. В этой игре возникает ощущение реального времени. При перемещении двигаются сразу все юниты, перемещаясь одновременно гекс за гексом. Это примерно как компьютерная стратегия в реальном времени с паузами, позволяющими отдавать юнитам приказы.
Важным фактором в игре являются боеприпасы. При выполнении всех действий, связанных с огневым контактом с противником, расходуются боеприпасы. И если они закончатся, будет очень неприятно. Подразделения могут пополнять боезапас при помощи грузовиком снабжения. Важно сохранять необходимое количество боеприпасов до ключевого момента. Здесь, опять же, необходимо планирование.
Поговорим также немного о штабах и авиации, которые действуют по собственным правилам, отличающимся от правил для обычных подразделений.
Штабы в игре «скрыты», хотя они и находятся на поле боя. Как и в большинстве игр, в Великой Отечественной есть проблемы со скрытыми юнитами: противник не должен знать где они находятся, но вы должны обозначить их местонахождение чтобы задействовать способность поддержки, работающую в радиусе 2-3 гексов вокруг штаба. Звезда решила эту проблему так: дислокация штаба на поле боя известна, но атаковать его нельзя (и я не вижу в этом решении каких-либо минусов).
Штабы дают юнитам в своём радиусе действия бонусы и возможность перебрасывать кубики. Если их правильно использовать, они становятся крайне эффективны. Единственный вопрос, который у меня возник по штабам заключается в том, что цена русского и немецкого штабов одинакова (35 очков), но радиус действия русского штаба – 2 гекса, а немецкого – 3. Почему же они одинаково стоят? Понятно, что их характеристики отражают проблемы российского командования, но всё же мне это кажется несколько странным.
В ВО война ведётся и в небе. Самолёты в игре представлены в виде миниатюр. Игрокам доступны бомбардировщики и истребители с различными спецсвойствами. Также в игре есть наземные подразделения противовоздушной обороны.
В отличие от других сфокусированных на наземных сражениях игр с миниатюрами по мотивам Второй мировой, в ВО применяется хорошая система безо всяких карт поддержки и иных элементов, не представленных непосредственно на игровом поле. Самолёты находятся на аэродроме (вне поля), где заправляются и снаряжаются, а затем вылетают на задание на поле боя.
Опять же, тут нужно планирование. Игровая система работает отлично, хотя на то, чтобы к ней привыкнуть потребуется некоторое время. Единственное нарекание – если у одного игрока будет 1 или несколько самолётов, а у противника не окажется ни авиации, ни ПВО, исход боя будет, фактически, предрешён.
Так что в игре важна сбалансированная армия и осторожное планирование. В моих глазах это плюс. Также вам понадобится удача, поскольку в игре часто нужно будет бросать много кубиков.
Что ещё есть в игре: пехота (много спецотрядов), бронетранспортёры, танки (лёгкие, средние, тяжёлые), самолёты, дымовые завесы, минные поля, снабжение, планирование и напряжённость.
О чем еще можно сказать: пехота + многие события, бронетранспортеры, танки (легкие/средние/тяжелые), самолеты,дым, minefileds, снабжения, планирования и напряженности. Всё это есть в игре.
Сценарии – это здорово, потому что они предоставляют определённую свободу действий. Обычно игроку полагаются заранее предопределённые отряды плюс некоторое количество очков, за которые можно приобрести дополнительные войска, что повышает реиграбельность игры.
Не упомянутыми остались элитные отряды (немецкие ветераны лучше русских, но дороже стоят), танковые спецподразделения и др. Они делают сценарии более «индивидуальными», добавляя в них некоторые детали.
Плюсы:
— отличное соотношение цена/качество, особенно с дополнениями;
— армии покупаются на очки;
— высокая детализация и реализм;
— очень хорошо реализовано планирование;
— ощущается война в реальном времени (а не пошаговая);
— отличные правила использования самолётов;
— историческая достоверность (и в моделях, и в параметрах отрядов).
Минусы:
— очень сложно освоить (нет системы пошагового погружения в правила);
— неясные состояния юнитов (из-за отсутствия каунтеров);
— нужно больше игровых полей;
— партия занимает целый вечер;
— нет системы кампании (как и в большинстве других игр такого типа).
Мой совет:
Если вы не имеете ничего против сложной игры, и вас не смущает то, что один сценарий займёт целый вечер… что вы тут делаете? Вы уже должны были купить игру!
Если вам по душе игры продолжительностью час-полтора, которым несложно обучить новых игроков, скорее всего эта игра не для вас.
Если же вам, как и мне, нравятся Squad Leader и Tide of Iron, я рекомендую вам Великую Отечественную! Для меня эта игра стала одним из открытий 2011-го года.
Надеюсь, «Звезда» продолжит двигаться в намеченном направлении. Издатель может попробовать немного улучшить игровые компоненты. И, по крайней мере, вам не пытаются дополнений на 40 евро, в которых встречаются всего лишь несколько необходимых миниатюр.
Отличная работа, «Звезда»! Теперь, пожалуйста, поддерживайте свою игру и активнее проявляйте себя на BoardGameGeek.
Финальная оценка:
Игровой процесс: 4,5/5
Миниатюры: 5/5
Правила: 3,5/5
Реиграбельность: 4,5/5
Спасибо за перевод — было интересно прочитать, что думают иностранцы о российской игре.
@ser vershitel
Добрый день, не посоветуете как ЭТО всё освоить?
Купить «ВО. Лето 1941’го» на Новый Год, но вот чё-то страшно стало — освою ли.
Правила откровенно испугали!
Может есть где-то пошаговое введение в игру.
Ну, типа сценариев, постепенно знакомящих с правилами?
Заранее спасибо за полезные ссылки (если таковые имеются)!
@mamont
Берете базовые отряды. Например пехоту. Читаете все доступные им приказы. Они составят основную массу приказов для всех отрядов. Осваиваете. Добавляете что то посложнее например пулемётчиков. Осваиваете. И так далее. Сценарий лучше всего свой разложить. Типа захвати или удержи холм.
На самом деле это кажется что правила сложные. Процесс игры состоит из все время повторяющихся однообразных действий. Так что всё быстро запоминается.
@Tanone
Вот это и пугает!
Там приказов туева хуча!
Уверен, что можно вводить их постепенно, но вот как и в какой последовательности, постепенно наращивая сложность — это вопрос к тем, кто уже разобрался.
Жаль, что в комплекте с игрой нет обучающих сценариев, позволяющих освоить её поэтапно.
На самом деле, правила, которые идут с игрой нифига не объясняют.
Они, думаю, хороши для тех, кто уже въехал, как справочник по возможным приказам.
Ладно, попробую разобраться, раз нет других вариантов. 🙁
@mamont329
Думаю, что вы не совсем поняли. Tanone правильно сказал. Приказов очень много, но из них очень большая часть — специальные, доступные только некоторым юнитам и только при необходимости. Т.е., действительно берете первый сценарий (там вполне простой набор войск), берете какую-нибудь пехоту, смотрите на ее карточку, знакомитесь с ее спектром приказов. Осваиваетесь. Затем берете пушку или миномет — там свой набор (и на карточке миномета не будет приказов, которые ему недоступны!). А в правилах — да, там перечислено все, и поэтому кажется, что материал неподъемный))..
Чувак, он бельгиец, а не немец. =)
Из кинофильма Гараж:
Ф. — Генерал был!
с. — Не генерал, полковник
ф. — Все равно.
ф.. — Трубач был, помню!
с. — Не трубач, саксофонист.
ф. — Все равно!
ф. — Все равно!
@mamont329
Вы читайте только приказы доступные ВАШИМ ТЕКУЩИМ отрядам. Я потому и предложил чисто без всяких сценариев взять пару отрядов пехоты и по перемещать их. Просто ставите 2 отряда пехоты на карту и начинаете двигать и стрелять используя доступные приказы. Потом расширяете набор отрядов. Так постепенно вы запомните все доступные приказы. А за совсем уж уникальными без проблем заглянуть в правила. ВСЕ так делают. Никто не помнит абсолютно все на зубок.
@mamont329
как показывает практика НИКТО не въезжает в правила ВО сразу и без ошибок. Мне, как опытному настольщику и варгеймщику понадобилось прочесть их 3 раза и даже на пятой игре допускал ошибки. Но когда все шестеренки сошлись с механизмом и все стало на свои места, игра раскрылась и заиграла совсем другими красками… Если проявите настойчивость, внимательность и усидчивость — правила обязательно поддадутся и принесут немало удовольствия. Игра еще отлично подвергается хоумрулам, отсутствие жетонов не отменяет их изготовление и применение, карточки характеристик, тоже легко заменяются таблицами. Рекомендую еще взглянуть на альтернативные правила «Сталинградская Высота»… они сделаны доступнее и проще.
Ах да… в топку офф сценарии, придумывайте свои, это гораздо интереснее. Например, соперник придумывает 6 мини-миссий (ввести кудато отряд, уничтожить какой-то отряд, продержаться сколько-то времени) и вы придумываете столько же… кидаете кубик и выбираете столько миссий у противника, сколько выпало на гранях, при чем таких, как вам удобнее. Еще отлично идет практика миссий на время и со временем (например на 10+(кубик) ходу прилетает транспортник и выбрасывает груз на клеточку А, груз надо забрать и довести до клеточки Б (РККА) а немцам до точки В). Это не менее интересное занятие, чем и розыгрыш этих самых сценариев)))
@Tanone
Попробую.
@mamont
Писал в своё время такую штуку:
http://tesera.ru/user/Ser_vershitel/thought/37655/
надеюсь поможет.
А вообще достаточно просто всё. Возьмите по 2 отряда пехоты и постреляйте немножко. После первой партии все страхи развеятся )
Вот ещё обучающие сценарии:
http://art-of-tactic.com/ru/forum/viewtopic.php?f=6&t=1903
@ser vershitel
Спасибо!
Посмотрю, попробую.
Надеюсь развеять свои страхи таким образом.
Спасибо ещё раз.
Всем привет!
Подскажите, к стартовому набору Великая Отечественная. Лето 1941, каких еще юнитов заказать? В городе нет дополнений, поэтому заказываю через Инет. Сами понимаете, если для сценария нет юнитов, то придется ждать месяц, пока они дойдут. Поэтому и обращаюсь, хочу заказать сразу, чтоб играть можно было долго и много.
Спасибо за любой совет!
Rus, если играть будете только сценарии официальные, то там хватит и по 1-2 единиц пехоты докупить, хотите играть полномасштабные сражения, то советую купить еще один стартер Лето 1941 и Битва за Дунай. Это нам даст по 3 Штаба, потом прикидываем каким штатным хотим играть…
У Немцев отлично получается Танковый, докупив еще 1-ну Четверку/Тройку и Мотострелковый, докупив 2-3 Ханомага, 222, Пулеметы, 2 Опеля и Мотоциклы по желанию. Для пехотного нужно будет докупить 1 пачку пулеметов, минометов и Опелей штуки 3-4.
У Русских по-любому надо брать еще Максимы и Минометы. Отлично соберется так же Артполк, т.к. у нас будет две зенитки и две 45-ки, неплохо будет купить либо Катюшу, либо Гаубицу и к ним Зисы.
Воздух, если честно по желанию, но две Штуки + Зенитки отлично играются без докупок.
Из интересного советую: немцам купить Десант + Транспортный самолет, Медики, Штуги у русских очень классно играет конница в количестве от 3-ех рот, ПТРД и Саперов обязательно (в Стартере их нет).
@mamont329
В дополнении “Битва за Дунай”, в стартере “Блицкриг”, и в “Танковом бою” есть обучающие сценарии.
Для новичков рекомендую брать танковый бой, так как он стоит 600-700 рублей содержит 6 танков и облегченные сценарии