Не так давно в продаже появилось «Грандиозное представление», евроигра про организацию выступлений всяческих артистов. Было сразу понятно, что цирковые представления там далеко не основное, но оставался вопрос, насколько же это всё абстрактно и механистично. Узнать об этом можно из обзора, опубликованного на сайте «Марафон настольных игр».

Тут уже новый Эссен прошёл, а я медленно знакомлюсь с топовыми играми прошлогодней выставки. Грандиозное представление была отмечена многими блогерами, а затем ещё и локализована в России издательством Hobby World. Во время предзаказа на площадке CrowdRepublic, я пребывал в такой фазе, когда прежде чем знакомиться с новыми евро, надо было разобраться со старыми в своей коллекции. Но вместе со знакомством с Cooper Island, открылось новое дыхание, и руки дошли до the Magnigicent.

Авторы Грандиозного представления — Кристиан А. Остби и Эйлиф Свенссон — уже знакомые мне (и российскому рынку) по flip-and-write Тропам Туканы, о которых я писал совсем недавно, и по другой евро игре, Санта-Мария. Та успела отличиться своим внешним видом прототипа и при этом занятным процессом. А ещё она зависла у меня на полке очередным мертвым грузом и очень давно не доставалась (надо исправить). Тем не менее, было интересно, чем ещё хочет удивить этот дуэт (в соавторстве они сделали ещё больше работ) в своей очередной игре.

Грандиозное представление стоит рядом с Санта-Марией, но дарит иные впечатления. Общих элементов достаточно: в обеих основным активатором действий являются кубики, в обеих за три раунда мы развиваем личные зоны с помощью тайлов. Вот только работают эти инструменты по другому.

Итак, за три раунда игроки должны выставить свой цирк в лучшем свете и продать как можно больше билетов. Для этого они нанимают лучших актёров, готовят шоу и расширяют территорию новыми палатками и шатрами. Звучит может, похоже на то, что должно быть в цирке, но… протекает всё абстрактно, как и «положено» сухим евро-играм. Тема натянута на глобус местами неопрятно: между совершаемыми действиями и происходящим не протекает должного ассоциативного ряда. Например, в игре отсутствует непосредственно представление (хотя за этим надо в Meeple Circus).

Игроки по очереди берут из общего пула кубик и выставляют его перед собой на карту импресарио. Кубики в игре трёх цветов (красный, зелёный, сиреневый), прозрачные же являются местным джокером. Четыре карты перед каждым как бы намекают, что на раунд каждому отведено всего по четыре хода. Соответственно, на всю игру — двенадцать ходов. Их кажется очень мало, поэтому буквально с первого хода игроки пытаются выжать максимум из каждого своего действия. Это, с одной стороны, склоняет к даунтайму, с другой стороны, задаёт жёсткий темп партии. В свой ход игрок прикидывает не только следующее действие, но и весь раунд (с замахом на следующие). Интересно, что в течении раунда взятые кубики одного цвета «накапливают» силу, суммируя значения. Сумма аукнется в конце раунда, но в процессе хода даёт сделать обольшее в рамках одного и того же действия.

Карты импресарио — важный элемент игры, ведь они выполняют две функции, одна другой дороже. Во-первых, в момент выкладывания кубика они дают бонус — монетку, увеличение силы кубика, кристалл, карту афиши или ещё какую-нибудь похожую плюшку. Они кажутся маленькими, но каждая в свой момент может оказаться важной. Во-вторых, они дают задания на раунд/партию, которые при выполнении дают очень приличный профит. Собственно, с помощью профита эти карты устремляют действия игрока в определённом направлении и не дают распыляться на разные стороны (если их, конечно, не игнорировать).

Всего на выбор у игроков три действия.

Самое мутное — путешествие. На поле есть три круга, по которым катаются тележки и дают игрокам некие ресурсы. Чем является путешествие, не решили даже авторы. Здесь кроется что-то между поездкой в магазин и гастролями по стране. По дороге у цирка появляются новые шатры, в которых теперь могут выступать артисты, новые афиши выступлений, которые отвечают за основной приток денег и билетов, и кристаллы…

Тут авторы тоже решили не заморачиваться, и не придумывать, что такое кристаллы на самом деле. Некоторые артисты включили кристаллы в свой райдер, и без них не хотят выступать. Справедливости ради, требуя больше, они и дают больше. Некоторые шатры приносят дополнительные очки за прозрачные камушки. А на добивочку, кристаллы дают дополнительную силу +2 к кубику при выставлении на карту импресарио. Вот и с чем тут аналогию проводить? По мне, тут представлен собирательный образ драгоценностей, мишуры и магической энергии в нечто единое. Но для абстрактного евро, это можно и упустить.

Самое открытое — строительство палаток. Здесь нас встречают старые добрые полимино, которыми надо оптимально закрыть полотно циркового пространства. Палатки трёх цветов, соответствующих кубикам, разделены на большие и маленькие. Игроков не стали ограничивать в выборе, доступными являются все палатки, но брать их можно в зависимости от накопленной силы кубиков и от цвета. Простым выбор тайлов от этого не стал: часто цвет нужных палаток и доступных кубиков нужной силы не совпадают, а ведь хочется и моментальные бонусы получить, и территорию застроить без пробелов, что тоже поощряется в конце игры. Самое приятное, игра никак не акцентирует себя на этой механике. Понимаете разницу игры ПРО тетрис и игры С тетрисом? Так вот, Представление относится ко второму типу.

Самое чёткое — выступление. Здесь игроки получают билеты и деньги, активируя артистов, готовых к выступлению. Сила кубиков диктует, насколько много артистов сможет выступить в этот раз, цвет же здесь не важен. Это действие приносит почти половину победных очков… если не забывать о нём. Ведь никто не будет платить цирку, который не выступает? Однако артисты — люди творческие, на каждое представление им новую афишу подавай, а вместе с афишей и палаточку бы обновить… В общем, капризные товарищи, что не дают их в наглую использовать.

Действия игроки делают кубиками, но в игре есть ещё и фишки ассистентов. Они позволяют улучшать или расширять эти самые действия, однако не увеличивают их количество. Вообще, ценность действия в Грандиозном представлении очень высока. Проходное действие даже в первом раунде можно считать выстрелом себе в ногу.

В Грандиозном представлении нет выставления рабочих в традиционном понимании. Но есть элемент, присущий этой механике: по окончании раунда импресарио требуют зарплату. Как раз тут-то и аукается сила кубиков одинакового цвета. Игроки проверяют, какой силы каждый цвет, и оплачивают в банк самую большую сумму. Прозрачные кубики, кстати, тоже суммируются, даже если вы их использовали как другой цвет. Коварный джокер.

И уже после этой зарплаты игрокам предстоит выбрать нового импресарио с ассистентом в штат цирка. И уже после этой зарплаты игрокам предстоит выбрать нового импресарио с ассистентом в штат цирка. Количество карт перед игроком всё равно не меняется, их так же остаётся четыре. Просто одна из них уходит и напоследок дарит кипу победных билетов. Можно, кстати, не менять старых, а наняв нового — его же и уволить. Важно следить за выполнением их заданий, что бы получить возмжный максимум. При нормальном финальном счёте в +/- 200 ПО, на плечи импресарио ложится буквально половина из них: во время смены они дают полное количество очков, в конце партии оставшиеся дают половину победных очков, а прирост очков с них часто догоняет 20. Так и получается, по верхней границе они могут принести до 100 очков.

Импресарио и выступления — два слона, на которых держится победа в Грандиозном представлении. Дополнительные очки за закрытые зоны палаточного лагеря при всём желании не достигают той же величины победных очков, но их желательно тоже не пропускать мимо. Самое досадное, что игра позволяет игнорировать все основные притоки ПО, но требует заострять внимание на каждом. Если за столом опытные игроки, не получится отказаться от одного из путей и победить. Такое развитие событий не назовёшь рельсами, но и свободы действий в нём мало. Когда замечаешь это, игра перестаёт дарить новые впечатления и совсем покидает стол.

Что бы Грандиозное представление понравилось, надо преодолеть:

1. Абстрактность — тема цирка здесь скорее раздражает, так как ничем не подкрепляется,

2. Математичность — просчитывать в игре надо многое в течение всего игрового процесса,

3. Узкая направленность — для победы надо выполнять чёткие цели, без импровизации и шагов в сторону.

Основная масса товарищей слетела ещё на первых двух пунктах, хотя в целом евроигры любят. А третий пункт, отвернул от Представления и меня. После четвёртой партии в игру, я наконец чётко отказался от приобретения игры в свою коллекцию. Но я не против электронного варианта игры, например, на BGA или даже в виде мобильного приложения. Я попробовал соло-вариант Грандиозного представления, и он вполне хорош. Конечно, в соло нет этих моментов взаимодействия, когда»ты увёл у меня карту/кубик/шатёр», но потери чего-то важного от этого не чувствуется.

Игра должна понравится любителям посчитать. Тут на сторону положительных качеств встаёт ещё и длительность партии — при всей своей мозголомности, партии не занимают уйму времени и пролетают быстро. Хотя и растёт длительность пропорционально, на четверых игроков она будет занимать больше всего (и то, порядка полутора часов). Вот грядущее дополнение,  SN?, обещает расширить игру до пятерых, включив новые возможности и ещё один цвет, что по мне — спорное улучшение. Но это заочное мнение, которое я, не смогу подтвердить или опровергнуть. Разве что, когда нибудь она появится на digital-платформах (если я про неё на тот момент не забуду).