На сайте Стратег появилась интересная заметка о том, как играли в военные игры в Советском Союзе. В ту пору, когда игр не было, их делали сами. И самым доступным материалом была бумага, из которой вырезались и раскрашивались самые разные солдатики.
Как всем известно, секса в СССР не было. А как обстояло дело с варгеймом в эпоху развитого социализма? Это будет небольшая ностальгическая заметка о варгейме в те времена, которые молодняк не знает, а старики уже не помнят.
Итак, времена тотального дефицита. На варгейм был такой же дефицит. В современном понимании такого явления тогда не было. Если не считать за варгейм кидание камнями по фигуркам солдатиков в песке или стрельбу по солдатикам из игрушечной пушки. Да и сами то солдатики были наперечет. Кроме наборов “Ледовое побоище”, в котором топхельмы сочетались с арме и были рыцари в белом доспехе на 1242 год, можно было найти в магазине красных марширующих пехотинцев в касках и голубых матросов, стоящих смирно. Помню еще набор чапаевской конницы и еще несколько наборов, встречавшихся реже. Особо крутые пацаны имели оловянных индейцев. С наборами на античность, ренессанс или наполеонику было грустно…
Со знаниями по военной истории тоже все было плохо. Кроме рассказов где наши против фашистов. Однако мне все же удалось прочесть в школьные годы адаптированный детский вариант Плутарха “Знаменитые греки и римляне” и несколько статей Энгельса: “Армия”, “Пехота”, “Конница”. Кое что можно было посмотреть в кино: старых “300 спартанцев”, “Даки”, “Клеопатру”, Айвенго, да Стрелы Робин Гуда. Даже эти фрагментарные знания хотелось смоделировать на столе. Хотя такие слова как “матмодель” я тогда не знал.
При отсутствии нужных наборов солдатиков мы пробовали делать их из пластилина, но они были не выразительны и не долговечны. И вот в пионерском лагере я познакомился с художником Алексеем Шустряковым, который научил меня делать бумажных солдатиков. Это были не стандартные бумажные две половинки, которые нужно согнуть, склеить и укрепить на картонной подставке. В таких мы тоже играли, стреляли издали черными круглыми резинками, а в рукопашной лупили резинками в упор, что бы солдатики перевернулись и не встали снова на подставку. Нет, Алексей рисовал солдатиков сам.
Поскольку он художник, то делать это умел. Имел на тот момент вполне приличные представление о воинах разных эпох. Это означало, что можно получить в свое распоряжение абсолютно любую армию. Дефицита на ватман, фломастеры и цветные карандаши не было.
Большинство солдатиков, которые приведены на иллюстрациях нарисованы Алексеем. Я то был просто школьником (хоть и сыном художника))), но моих рук хватало только на то, что бы обводить черной ручкой шаблоны, раскрашивать и вырезать. Правда, делал я это в большом количестве. В статье приведена лишь малая часть всего в качестве примеров. Постоянное воспроизводство солдат было просто необходимо по причине их физического уничтожения в бою.
Никаких сложных правил не было. Это были всего лишь зачатки варгейма. Стрельба осуществлялась циркулем. Рука в локте опиралась на стол, циркуль в руке сверху висел над солдатиком и отпускался после прицеливания. С обратной стороны солдатика было сердце. Дырка в сердце – смерть. Такой солдатик в дальнейших играх участвовать не мог и рвался на кусочки.
Циркуль – это лук или ружье. Броски пилума изображались броском скальпеля по солдатикам. Благо в пионерском лагере это все происходило на рабочих столах в кружке рисования. А вот позже дома у меня был истыкан весь паркет. Рукопашная происходила еще суровее. С каждой стороны набиралось солдат “на равное количество монет” с учетом обвеса вооружением. Эти бойцы перемешивались произвольно, игрок закрывал глаза и тыкал ножом в общую кучу. Руки, ноги, головы легко отделялись от туловища, что можно видеть на некоторых иллюстрациях. Но безногие\безрукие не выбрасывались. Это были заслуженные ветераны.
Сражения происходили не просто так “давай зарубимся”. Это были исторические кампании, походы в дальние страны. Страны рисовались в альбомах, начало которым положил Алексей Шустряков. Там были города и деревни, леса, реки и пустыни. Армия должна была за игровой день пройти определенное количество листов альбома.
В пути могло произойти все что угодно. Было дело – на одну из армий в лесу напала стая диких обезьян, которые были вырезаны из журнала “Юный натуралист”. Армия строилась колонной и бумажные обезьяны падали сверху “на кого Бог пошлет”. Это символизировало небоевые потери в походе. Средиземное море можно было пересечь на кораблях. Как то в гостях у школьных товарищей мой флот оказался в окружении вражеских судов, которые до этого прятались под ковром на полу.
В альбомах вовсю текла “мирная” жизнь. Происходили восстания рабов, политические интриги, суды, расследования. В Риме у меня была организация с необычным названием СРУР (Секретное Разведывательное Управление Рима))). А вот вопрос игрового золота был решен неудачно. Во Фракии были серебряные рудники – пластилин, размазанный по странице. Добывали его рабы – бумажной фигуркой нужно отколупнуть кусочек пластилина. Долго в рудниках такие рабы не выживали. Пластилин носился на поясе фигурок, как мешочек с деньгами и многие страницы альбомов и солдатики были перемазаны этим пластилином.
Пролежали у меня на даче эти альбомы и солдатики лет этак 35-40. Вытащил их, что бы показать, как пробивались ростки варгейма в СССР.)))
Здорово 🙂
И в конце,наверное, у автора заметки скатилась скупая ностальгическая слеза по счастливому и такому далекому теперь детству )
Добыча золота в шахтах это вин. Аплодирую вашей фантазии! 8)
Вообще, фломастеры были дефицитом, особенно наборы больше 6 цветов.
А ещё ведь была книжка, «кораблики и солдатики»:
http://burrarum.livejournal.com/43507.html
https://eknigi.org/hobbi_i_razvlechenija/11677-korabliki-i-soldatiki.html
Правда, она появилась достаточно поздно. И конечно, не стала широко известной.