Матиас Крамер, именитый немецкий разработчик, придумавший такие игры как «Рококо» и Glen More, сделал в 2023 году настолку «Охота. Найти и уничтожить» (в оригинале The Hunt). Она посвящена событиям начала Второй мировой войны, когда в 1939 году в Южной Атлантике немецкий линкор «Адмирал Граф Шпее» охотился на британские торговые суда, а Британия, в свою очередь, развернула охоту на этот линкор. Игрушка рассчитана строго на двух человек с партиями по 30 минут. В 2025 году её выпустила в России компания GaGa Games. Давайте же посмотрим, что это за такая «Охота».

О компонентах

Наполнение коробки в «Охоте» вполне соответствует традиционным представлениям о настольных играх. Тут есть поле, не особо большое, но и не маленькое. Есть карты, причём не обычные, а увеличенного размера. Есть жетоны из картона, есть деревянные жетончики. И ещё шестигранный кубик и мешочек для жетонов. Поле, карты, фишки, кубик – вот это всё, полный комплект.

По части качества исполнения тут всё очень хорошо. Карты – с приятными иллюстрациями, поле – плотное, хорошо проклеенное. Деревянные жетоны удобно держать в руках и двигать (и они на деле вполне могли бы быть картонными). Единственное, квадратные жетоны кораблей могли бы быть какими-нибудь фигурными. Или хотя бы чуть поменьше, потому что иногда корабли оказываются в одной клеточке на поле, и тогда жетоны там не помещаются и «наползают» друг на друга. А кубик, кубик тут даже уникальный, вместо шестёрки на нём изображен символ взрыва, означающий попадание.

В правилах ещё отмечается, что для игры понадобится листок и карандаш для записей. В коробке таких компонентов нет, да и по большому счёту можно обойтись и без листочка, вести заметки просто на телефоне. Тем не менее, любопытно, что в комплекте есть ширмочка. Она даже не упоминается в правилах, но очевидно, что ею можно прикрывать тот самый листочек с записями.

О правилах

Партия в «Охоту» начинается с того, что игроки получают карты из колоды (каждый – из своей), а на поле выставляются корабли: один немецкий корабль снабжения и один британский военный корабль. Также британец тянет из мешочка 2 жетона грузовых судов и тоже выставляет их на поле. Немец, в свою очередь, выбирает, в какой точке начинает партию его линкор. На поле его размещать не надо, положение «Графа Шпее» фиксируется на листочке. Ещё у Британии по краю поля на отдельном треке размещаются два военных корабля, которых пока нет, но в ходе партии их можно будет ввести в игру.

Затем по очереди, начиная с Германии, игроки начинают делать ходы. Ход – это разыграть одну карту с руки. При этом надо сделать выбор, применить ли событие карты или же использовать её очки действия. Если выбрать событие, происходит то, что написано на карте (в некоторых случаях сама карта после этого удаляется из игры). Если выбор пал на очки действий, тогда можно совершать действия.

Какие тут бывают действия? Для Германии это перемещение судов и атака британских торговых кораблей по броску кубика. Есть ещё вспомогательные возможности – можно сохранить 1-2 очка на будущее или же потратить 1 действие, чтобы активировать «гидросамолёт» (это даёт Германии бонус к броску кубика). У Британии действия сходные: можно перемещать боевые корабли, можно их строить (выводить на поле) и можно попытаться найти и атаковать линкор (для этого нужно бросать кубик). Ещё британцы умеют проводить разведку, то есть скидывать карты, чтобы получит бонус к поискам линкора, и пеленговать «Графа Шпее», что также требует сброса карты и заставляет игрока за Германию положить на поле фишку пеленга. Эта фишка означает, что в клетке с ней или в соседней с ней клеточке в текущий момент располагается линкор.

Заканчивается ход добором карт. Британия всегда добирает до 5, Германия – до 3. Но: если рядом с линкором есть корабль снабжения, немец также может добрать до 5 карт. Ценой того, что немного выдаёт информацию о расположении своего скрытого корабля.

Партия длится до тех пор, кто-то не выполнит своё условие победы. У разных стран они разные. У немцев вариант один, им надо потопить 5 торговых судов. У Британии два условия победы. Либо 5 торговых судов должны благополучно дойти до места назначения (что крайне маловероятно), либо нужно обнаружить немецкий линкор, напасть на него своим военным кораблём и выиграть бой, который разыгрывается по отдельной процедуре. В финальном сражении на протяжении 5 раундов игроки выбирают по карточке с руки, одновременно их вскрывают, у кого значение карты меньше, получает повреждение. Кто получит меньше повреждений по итогам 5 раундов боя, тот и победил.

Впечатления

Перед нами очень тематичная игра. Тут происходит ровно то, что и заявлено. Вот плывут британские корабли. Потом чего-то там делает Германия, часто топит торговое судно. После этого наступает черёд Британии, которая выступает как бы в роли догоняющего. Ей всё время надо искать этот линкор, а потом ещё его обнаружить и атаковать. Не зря тут есть слово «Охота» в названии. Это именно то, чем и приходится заниматься. Немецкий линкор охотится на торговые суда, а британские военные корабли – на него самого.

Основная механика игры – карты с очками действия и событиями – знакома ещё по «Сумеречной борьбе». Это очень неплохой вариант, дающий игроку выбор. Хочешь – используй эффект карты. Не хочешь – выполняй стандартные действия, те, которые необходимы в текущий момент. Использование карт – это довольно понятная вещь. Да и в целом правила «Охоты» не особо-то и сложные. Но есть нюанс. Игра ассиметричная, у каждой из сторон правила немного разные. И ещё у каждого игрока своя колода карт, где встречаются уникальные эффекты. В идеале их надо бы знать, чтобы понимать, чего можно ждать от соперника.

За Германию играть как будто бы проще. Есть два корабля, один видимый, другой – невидимый. Вот этими двумя кораблями и надо оперировать. Видимый корабль – это вспомогательное судно снабжения, его можно только перемещать и всё. Невидимый корабль – это ударный линкор, его надо перемещать и им же надо нападать на британские торговые суда. Плюс у этого же корабля есть ещё и гидросамолёт (по факту – возобновляемый бонус к броскам кубика на поиски судов). Короче говоря, знай себе маневрируй, да топи конвои.

У Британии задач побольше. Тут надо и вычислять местоположение линкора, и строить новые корабли, и пытаться прикрывать конвои. Ну и ещё пробовать собрать руку из мощных карт для финального сражения. Но как будто бы с набором опыта эта разница нивелируется. Выясняется, что Британия довольно оперативно учится отслеживать «Адмирала», и топить беззащитные корабли немцам становится всё сложнее и сложнее, потому что, оказывается, не такие уж они и беззащитные.

А ещё тут есть кубик. И скорее всего, это ключевой фактор, который для многих будет определяющим в плане отношения к «Охоте». Смотрите, Британии надо отследить и обнаружить немецкий линкор. Надо привести к нему свой боевой корабль. И потом чтобы провести атаку надо бросить кубик. А это значит, что в каких-то случаях, бросок будет неудачный, и всё придётся начинать сначала, потому что у линкора будет время улизнуть. И вот этот вот фактор случайности для кого-то точно станет излишним. Мол, и так достаточно усилий приложено, куда ещё кубик-то тут. Да, в игре есть инструменты, позволяющие повысить вероятность успеха. Но всё равно, кубик – это кубик. Кому-то на нём обязательно не будет везти. А невезение – это маленькое, но разочарование.

Тут нельзя не упомянуть настолку «Уотергейт», от того же издателя и от того же автора. Там тоже основная механика – это карты с действиями и очками. Вот только кубика никакого нет. Всё, что происходит в игре, определяется твоими решениями. Да, можно пожаловаться, что пришли плохие карты, но, в конце концов, они все приходят в начале хода. Ты их видишь, ты понимаешь свои возможности и от этого строишь свои действия. Кубик – это совсем иное. Это когда ты хочешь что-то сделать, а потом выполняешь бросок, чтобы узнать, получилось ли. Такая механика точно нравится не всем.

Безусловно, тут есть инструменты, позволяющие повлиять на результат броска. Благодаря тому же пеленгу, оно, может и не так уж и сложно, отыскать этот линкор. Но вот атаковать его можно только если бросок окажется удачным. На деле же часто не везёт, что вызывает раздражение. Вот ты вроде всё правильно сделал, но с кубиком не повезло и всё, начинай поиски «Графа Шпее» заново. Справедливости ради неудачи с кубиками будут случаться и у немцев, но по ощущениям они происходят сильно реже, так что расстраивает кубик, в основном, Британию.

В целом игра получилась довольно необычной. Тут и механика с картами действий, и внезапно кубик, и скрытое перемещение, и военная тематика. А ещё процесс как будто бы немного отдаёт традиционным бумажно-ручечным «Морским боем», тем самым где «А-четыре – мимо, Б-три – ранен». Британия пытается «попасть» по немецкому кораблю, а он постоянно ускользает и выстрелы приходятся в молоко. К слову, оно хоть и исторически достоверно, что у немцев был такой линкор «Адмирал Граф Шпее», с точки зрения тематики лучше бы это была подводная лодка. Так хоть понятно было бы, почему на поле нет никакой фишки, она же под водой.

Да, заявленные 30 минут на партию – это честное время. Тут есть встроенный таймер – или 5 судов пройдут, или 5 судов будут потоплены. Так как движение торговых кораблей происходит автоматически в начале каждого хода, рано или поздно или 5 судов доплывут-таки куда надо, либо немцам удастся довести счётчик трофеев до победного значения. Ну а если Британия обнаружит и уничтожит немецкий линкор досрочно, партия может занять даже меньше получаса.

Заключение

«Охота» – это хорошая игра, которая предлагает оригинальный процесс, крепко сбита и хорошо работает. Но надо учитывать, что это специфическая игра. Вот есть настолки про войну, есть настолки про скрытое перемещение, есть настолки, где надо бросать кубики. И как будто бы это вещи, которые нравятся не всем подряд. А тут – три в одном, всё это сошлось в одной коробке.  Так что рекомендовать её можно тем, кто ничего не имеет против по всем трём позициям. Остальным же можно осторожно попробовать. Вдруг, выяснится, что вам тоже нравится охотиться.