Добро пожаловать в мир настольных игр

Волшебный лабиринт. Обзор игры Magic Maze

После объявления номинантов на премию Spiel des Jahres 2017 я впервые обратил внимание на Magic Maze, одну из игрушек, вошедших в число кандидатов на премию. Это точно не моя игра, потому что она происходит в реальном времени, но в целом идея интересная – все игроки одновременно бегают по лабиринту и пытаются привести персонажей в заданные места. Вот только дело осложняется тем, что каждый игрок может совершать только один вид действий. И ещё все могут управлять всеми героями. Сыграл бы при случае, а пока предлагаю ознакомиться с её обзором в переводе на русский. 

Приключения – дело нелёгкое. Вот вы стоите в пещере, полной сокровищ, а вот уже мчитесь со всех ног по подземелью, спасаясь от дракона, который вот-вот поджарит вам пятки. В такой ситуации неплохо иметь подходящие доспехи и оружие.

Экипировка важна, потому что единственный вариант стать приключенцем – это отправиться на поиски приключений. А делать этого без доспехов и оружия не рекомендуется.

Что же делать? «Позаимствовать» всё необходимое в ближайшей лавке. Но это не обычный магазин, это волшебная лавка, с порталами, лестницами и лабиринтом из коридоров, пройти по которому не получится даже с картой в руках. И, что самое ужасное, нужно всё делать тихо, без разговоров друг с другом. Сможете ли вы умыкнуть товары и сбежать, до того, как поднимется тревога?

Конечно же, вы попробуете. Вы, ведь, любите приключения.

Как это работает

«Волшебный лабиринт» – командная игра-головоломка, рассчитанная на компанию до 8 человек (можно играть и одному). Игроки управляют 4 сказочными героями, которые пытаются ограбить магазин, чтобы обзавестись оружием и доспехами. Задача в игре – раздобыть всё, что необходимо героям и успеть выбежать из лавки до того, как истечёт время.


Раскладка на четверых. Выглядит очень просто.

В начале каждый игрок получает кубик действий. Затем составляется колода, в неё замешиваются необходимые участки магазина в соответствии с выбранным сценарием. В центр стола выкладывается участок «входа», на него выставляются 4 фишки приключенцев. Как только все игроки приготовятся, нужно перевернуть песочные часы.

Далее всё происходит в режиме реального времени. Игроки могут совершать какие угодно действия, причём управлять можно всеми героями. Однако при этом действует ограничение: хотя игроки все заодно, и каждый может двигать любого героя, в ходе игры запрещается разговаривать. Нельзя также подавать друг другу условные знаки и сигналы. Единственный доступный способ общения – это либо пристально смотреть на другого игрока, либо выложить перед ним фишку «сделай что-нибудь».

Какие действия могут совершать игроки? Двигать фишку по горизонтали или вертикали (но не по диагонали), перемещаться по лестницам и порталам, а также открывать новые участки поля. В зависимости от количества участвующих в игре человек, каждый игрок получает жетон с набором возможных действий.


Какие именно жетоны действий доступны
в текущей партии зависит от количества игроков

Периодически в игре наступают ситуации, когда игроки должны перевернуть песочные часы и передать свои жетоны действий соседу слева. До того, как жетоны поменяют владельцев, игрокам разрешается недолго поговорить, указывать на поле, показывать, что нужно сделать. Затем все берут в руки жетоны действий и вновь умолкают, общаться снова воспрещается.

Задача игроков – привести все фишки в нужные места. Как только это произойдёт, считается, что ограбление удалось. После этого нужно успеть убежать из магазина, пока не закончится время. Иначе – поражение.

Время признаний: Мне не нравятся кооперативные игры.

Даже после знакомства с «Пандемией», «01: Большой пожар», «Запретным островом» и «Запретной пустыней» я предпочитаю игры, в которых нужно соревноваться с другими людьми.

Конечно же, есть и исключения. Кооперативный менеджмент карт на руках в «Ханаби» и нарративная составляющая в «Робинзоне Крузо» – вот пример хорошей командной игры. Ещё неплохи Sherlock Holmes: Consulting Detective и игры по мотивам квестов в реальности, где нужно выбраться из комнаты. Как мне кажется, каждая из перечисленных игр, а также прочие кооперативные игры, которые мне нравятся, объединяет одна черта – в них исключено проявление эффекта «альфа-игрока», когда все решения может принимать один человек, а остальные только делают то, что он говорит.

«Волшебный лабиринт» – как раз из таких игр.


Начальный участок. Всё выглядит таким простым…

Эта игра меня зацепила. Сама по себе фентези-тематика меня ничем не привлекает, хотя идея с ограблением магазина – интересна. Но по-настоящему игра цепляет своим процессом, тем, как она играется. Командные действия в реальном времени с запретом на разговоры. Вот это – цепляет!


Когда фишка встаёт на клетку с таймером, её нужно накрыть жетоном «недоступна».
Управление временем – ключевой элемент «Волшебного лабиринта».

Кооперативные игры по разному подходят к вопросу общения игроков. Где-то можно всегда разговаривать, и доходит до того, что один игрок даёт другому детальные указания. Где-то общение категорически запрещается. В «Волшебном лабиринте» помимо прочего у каждого игрока нет личной фишки, конкретного героя, которым управляешь именно ты. Игроки тут действуют всеми персонажами. Причём, нужно совершать мелкие действия, например, передвинуть фишку в одном направлении. И нужно следить за тем, что делают другие игроки, строить план, как довести героев до нужных мест. И, даже если кто-то один захочет взять под контроль всю ситуацию целиком, возможности для этого сильно ограничены.

Получается, что каждый игрок должен стоить свой собственный план, не имея возможности поделиться им с другими. В результате часто бывает так, что кто-то двигает фишку в одном направлении, а кто-то ещё тут же возвращает её обратно. Основная прелесть «Волшебного лабиринта» в том, что в игре есть одна на всех цель, но у каждого к ней свой путь. И нужно попытаться догадаться, что именно хотят сделать другие игроки.


Мне нужно что-то сделать. Но что?

Возможно самая инновационная вещь в «Волшебном лабиринте» – это фишки «деййствуй!» . Это большие красные фишки, которые выставляются перед игроком. Я уже говорил, что в игре запрещена коммуникация, но это не совсем так. Нельзя произносить слова и звуки, нельзя пользоваться жестами. Но можно пристально смотреть на других игроков или ставить перед ними фишку «сделай что-нибудь». И самое классное в том, что ты не можешь при этом сказать, что именно нужно сделать другому игроку. Ты даёшь ему знак – делай, а что именно делать он должен догадаться сам. Эта фишка «сделай что-нибудь» – это новый, оригинальный способ общения. И заодно она решает проблему «альфа-игрока», поскольку не позволяет давать конкретные указания. К тому же своя такая фишка есть у каждого игрока, что, опять же, даёт всем равные шансы на «отдачу неконкретных приказов».


На некоторых жетонах есть особые эффекты,
которые может использовать только конкретный герой

Если бы игроки могли свободно общаться, «Волшебный лабиринт» стал бы очень простой игрой. Можно было бы тратить сколько угодно времени на обсуждение головоломок, и рано или поздно решение было бы найдено. Однако партии тут длятся от 3 до 15 минут, в зависимости от количества игроков и успешности их действий. Игра длится, пока не закончится песок в песочных часах и единственная возможность добавить времени – перевернуть их. На практике это означает, что вы не захотите переворачивать часы как только появится такая возможность. Выгоднее сделать это не сразу, а чуть позже, потому что так получится выиграть больше времени. Но и затягивать с этим не стоит, иначе можно опоздать и, вообще, проиграть. Таймер создаёт напряжение и заставляет игроков сотрудничать. Если за часами будет следить кто-то один, и он же будет выставлять перед другими свою фишку «сделай что-нибудь», ничего хорошего из этого не получится.


Жёлтый на месте! Дело за остальными.

Из-за таймера в игре есть ещё один интересный момент: когда часы переворачиваются, игрокам разрешается разговаривать. За партию это случается четыре раза, в эти моменты можно решить, что делать дальше. Но каждая такая переговорная сессия длится недолго, плюс в это время запрещается трогать фишки и поле. Если кто-то это сделает – обсуждение заканчивается. Так что можно либо обсуждать стратегию, либо мчаться по лабиринту, в надежде, что каждый сделает то, что нужно. И ещё, когда часы переворачиваются, нужно обменяться жетонами действий. Только вы привыкните к тому, что можете сделать, и тут нужно отдавать свой жетон! Это дезориентирует игроков.


Как только все оказываются на своих местах, происходит «ограбление».
После этого нельзя пользоваться порталами.

«Волшебный лабиринт» – игра довольно хаотичная. И добиться успеха в ней можно только когда игроки  действуют сообща и подмечают моменты, когда нужно поддержать друг друга. Особенно важна роль того, кто управляет порталами. Они могут сэкономить немало времени, если ими правильно пользоваться. Однако если кого-нибудь телепортировать в неправильное место, может оказаться очень сложно найти обратный путь. Мне нравятся порталы. И здорово, что ими нельзя пользоваться после ограбления.

Правила игры в целом просты, но игра довольно сильно отличается от прочих настолок, так что новичкам она может показаться сложной. В правилах есть специальная «Ознакомительная кампания», состоящая из 7 сценариев, с помощью которой можно постепенно обучиться игре. И эту кампанию сложно переоценить. Она позволяет неспешно освоить игру, изучая по 1-2 новых правила в каждом последующем раунде. Причём, необязательно сразу переходить к следующим сценариям. Для закрепления материала можно сыграть несколько раз в один и тот же, пока игроки не научатся стабильно побеждать. Как бы то ни было, эта последовательная система с нарастающей сложностью сценариев, позволяет освоить игру легко и приятно.


Готовы ли вы к НАСТОЯЩЕМУ испытанию?

Помимо «Ознакомительной кампании» кампании в правилах есть сценарии для полноценной игры. В каждом из них каким-либо образом меняются базовые правила, и играть становится чуть сложнее. Эти сценарии позволяют сделать каждую новую партию интересной, так как игрокам все время приходится решать несколько новые задачи.


Полностью разложенный лабиринт. Он каждый раз – новый.

Для большей части аудитории «Волшебный лабиринт» достаточно прост и понятен, но это определённо игра не для всех. Игра, вероятно, не понравится тем, кто не любит напряжение, не готов мириться с таймером и не воспринимает игры в реальном времени с одновременным выполнением действий. Да и красная фишка «сделай что-нибудь» может оказывать деморализующее воздействие на определённую группу игроков. Я, например, когда кто-то пододвигает такую фишку ко мне, начиная снова и снова сканировать поле, пытаясь понять, что я делаю не так. Но кто-то может расценивать эту фишку как метку позора.


Продвинутые сценарии

Когда в игре принимает участие 6 или более человек, может возникнуть проблема удобной логистики, ведь всё должно располагаться так, чтобы любой игрок мог дотянуться до любого места на поле. У кого-то может просто не найтись места для 7 или 8 человек. Однако мне кажется, для этой проблемы стоит поискать решение, хотя бы ради того, чтобы попробовать сыграть в «Волшебный лабиринт» большой компанией. Потому что партия всемером или ввосьмером требует гораздо больше тщательного планирования, чем игра на четверых.


Попадёте в зал славы?

В плане компонентов у «Волшебного лабиринта» всё хорошо. Жетоны действий и участки поля сделаны из плотного картона. Фишки удобные, двигаются хорошо. Не могу сказать, что мне сильно нравится оформление игры, но свою задачу оно выполняет. Но это дело вкуса, наверняка кому-то оно, наоборот, придётся по душе. Коробка с игрой довольно большая, в ней есть место для дополнений (над одним из которых уже идёт работа). И, что очень приятно, ещё в игре есть постер для записи эпических достижений.


В коробке есть колода жетонов для соло-игры.

Самый приятный сюрприз «Волшебного лабиринта» в том, что в коробке лежат 7 жетонов для соло-игры. Сегодня компоненты для игры в одиночку встречаются нередко, но всё равно обнаружить их было очень здорово. И соло-режим – отличный. Он такой же быстрый и динамичный, как и партии с другими людьми, но немного другой. В нём на смену фрустрации из-за невозможности передать телепатические сигналы в мозг друзьям приходит ощущение собственной медлительности, когда ты постоянно не успеваешь сделать то, что нужно. Я неоднократно пробовал соло-режим, и пока ещё ни разу не смог честно победить. Игра на одного достаточно хороша, хотя, конечно, играть компанией куда лучше, когда ощущается напряжение и забавные ситуации.


Внутренности коробки «Волшебного лабиринта».
Места более чем достаточно, с запасом.

Самый главный вопрос, который остался у меня после знакомства с «Волшебным лабиринтом» – буду ли я играть в эту игру год спустя? Когда-то я познакомился с Escape: The Curse of the Temple (именно эту игру обычно вспоминают, увидев «Волшебный лабиринт»), в начале она мне очень понравилась, но потом интерес к ней пошёл на спад из-за того, что мы научились хорошо играть и почти постоянно выигрывали. В прошлом году похожая ситуация сложилась с Captain Sonar: было здорово, пока мы не освоились с игрой и не стали регулярно добиваться высоких результатов. Подозреваю, с «Волшебным лабиринтом» может получиться точно так же. Даже несмотря на то, что в игре есть 10 различных сценариев помимо обучающей кампании, я не уверен, что эти сценарии помогут поддерживать к игре интерес длительное время. Конечно, если садиться за игру в разных компания, гарантированы свежие ощущения, плюс она по-разному идёт при разном количестве игроков. И, к тому же, «Волшебный лабиринт» достаточно проста и интересна, чтобы показывать её людям, далёким от настольных игр, так что у этой игры есть ещё и такое применение.

Как бы то ни было, несмотря на сомнения относительно того, как долго мне будет нравиться эта игра, могу сказать, что на сегодняшний день я отыграл в «Волшебный лабиринт» 16 партий и готов раскладывать её ещё. И пусть я не могу сказать: «Я буду любить эту игру всегда» или «Эта игра всегда будет классной!», я могу утверждать, что прямо сейчас я получаю от неё огромное удовольствие и, если вам, как и мне, нравятся кооперативные игры, попробуйте «Волшебный лабиринт». Уверен, вы не разочаруетесь.

1 комментарий

  1. hanbar

    Пост довольно старый, но меня в нем зацепила эта фраза «В прошлом году похожая ситуация сложилась с Captain Sonar: было здорово, пока мы не освоились с игрой и не стали регулярно добиваться высоких результатов.» Это как? Каких высоких результатов, если играют два экипажа лодок? Если одна команда все время выигрывает у другой, делайте ротацию экипажей. Чего-то я не понял в этой фразе. Кто-то пояснит?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑