Впечатления от «Agricola»

Тов. Илья Безлюдный поделился у себя в живом журнале впечатлениями от первой партии в Агриколу. Несмотря на непростые правила и общую "головоломность", игрушка сразу же понравилась всем игрокам и на одной партии ребята останавливаться не намерены! 

Эта игра про строительство собственной фермы. Игроки здесь буквально возятся каждый в своём огороде. У кого в конце игры ферма будет "круче", тот и победил. Игра длится определённое количество раундов, после чего подсчитываются победные очки. Причём очки начисляются не так как в обычных играх — за парочку показателей, а — ну просто за всё! За размер дома и его прочность, за количество возделанных полей, за количество членов семьи, за овец, за кабанов, за остатки зерна и ещё много чего. Причём если чего-то нет, то ещё схлопочешь за это штраф. То есть желательно иметь всё, хотя бы понемножку. Будет не очень хорошо, если вспахать и засеять всё отведённое место только одними зерновыми, так как тебе будет: минус за отсутствие овец, минус за отсутствие коров, минус за отсутствие овощей и т.д.

Игра довольно таки мозголомная. Играя первый раз, глаза разбегаются от возможного количества действий. Причём, все действия здесь являются простыми, например: вспахать поле, засеять поле, изучить профессию, взять еду, взять брёвна, расширить дом, укрепить дом, испечь хлеб, построить загон для скота, родить человечка и прочая и прочая. И поэтому чтобы сделать что-нибудь путное необходимо проделать много различных телодвижений.


Возможные действия вначале игры (10 полей с картинками справа). Пустые поля постепенно заполняются дополнительными действиями.

Каждое отдельное дело требует командировать отдельного члена семьи, коих вначале всего два. То есть вначале игры можно за каждый раунд совершить всего два действия. Можно увеличивать количество своих "родственников", тем самым увеличивая количество совершаемых действий за раунд. Но дело в том, что периодически их надо кормить (тратить фишки еды). Причём, чем дальше игра, тем кормить надо чаще. А если вовремя не обеспечишь едой, то семья "пойдёт по миру", то есть получишь большой штраф в виде минуса к победным очкам.

Чтобы понять, какая это головная боль — обеспечить своей семье достойное пропитание, рассмотрим пример, как можно организовать выпекание хлеба с нуля. Вот какие действия надо выполнить: взять глину, взять камень, построить печь, вспахать поле, взять зерно, посеять зерно, испечь хлеб. Или вот что нужно для появления нового члена семьи (с учётом того, что вначале нужно построить ему отдельную комнату): взять дерево, взять тростник, построить комнату, "родить". А ведь мы помним, что мы можем вначале использовать всего 2 действия за раунд?! Конечно, когда нужен хлеб, то не нужно каждый раз производить все эти действия: печку можно купить только один раз и поле вспахать только один раз, и засеивать потом поля можно уже своим выращенным зерном, а не использовать целое действие на то, чтобы брать его из общей кучи. Но ведь для этого нужно с самого начала решить для себя, что ты хочешь именно печь хлеб, а не кормить своих людей мясом (хотя конечно, одно другому не мешает).

Вот тут мы и подходим к интересному моменту: необходимости с самого начала выбрать стратегию развития. Ведь из приведённых примеров ясно, что невозможно преуспеть во всём. Надо с самого начала выбрать чем кормить людей, когда увеличивать размер семьи, на чём получать основные победные очки.

Хотя, конечно, действия других игроков могут внести коррективы в твои планы. Дело в том, что хотя все действия — общие для всех, но одно действие в каждый раунд может использовать только один игрок. То есть, может случиться так, что ты наметил строить загон для скота, а другой игрок увёл у тебя из под носа всё дерево (то есть выбрал действие "взять дерево"). Или, другой пример: ты хочешь соорудить печь (взять соответствующую карту со стола), а другой игрок "покупает" её раньше тебя. Так что, несмотря на то, что каждый возится в своём огороде, степень взаимодействия в игре очень высока из-за сильной конкуренции за возможные действия и ресурсы.

Но на самом деле всё ещё интереснее: вначале игры каждому игроку раздаются по 14 карт профессий/орудий труда/всяческих улучшений. Так вот, прежде, чем начать что-либо делать, очень желательно просмотреть эти карты и уже выбирать стратегию исходя из этих карт. Например, может с помощью своих карт ты будешь более эффективно варить овощи, или же будешь больше вспахивать земельных участков, или что-то строить нахаляву, или получать за что-то больше очков в конце игры.


Некоторые карты улучшений и профессий.

Представляете, каково было мне, первый раз видевшему эту игру, разбираться во всём этом!! Но даже мои партнёры по Агриколе, за плечами которых было уже несколько партий, сказали, что всегда тратят много времени вначале игры, рассматривая свои карты и прикидывая что же делать. Да и в течение партии, можно легко впасть в долгие раздумья при выборе наиболее эффективного пути в условиях постоянно меняющейся ситуации.

Карты профессий и улучшений могут образовывать эффектные комбинации. Кстати, вот здесь и кроется основная случайность в игре: в этих розданных вначале картах. В остальном случайности почти нет, только случайность от действий других игроков и лёгкий рэндом во время появления новых доступных действий. Иногда можно услышать жалобы на то, что вот одному вначале пришла головокружительная комбинация карт, а другому — все карты разной направленности. Поэтому, опытные игроки могут попытаться распределять начальные профессии и улучшения с помощью драфта, хотя это и не прописано в правилах.

Короче, несмотря на простые правила, которые можно объяснить за несколько минут, игра получилась такая комплексная, для людей, любящих думать, а не для лёгкого времяпровождения. А из-за конкуренции она — даже немного злая.

К тому же игра получилась довольно атмосферная. В ней действительно чувствуешь, как трудно приходится фермеру. И в то же время получаешь несказанное удовольствие, когда в результате твоих усилий у тебя появляются овечки, засеиваются и дают всходы поля, укрепляется и расширяется дом.

Кстати, несколько слов по поводу компонентов игры. Здесь все человечки, животные, растения и ресурсы заменены на разноцветные деревянные диски и кубики. Лично я никаких неудобств в связи с этим не испытываю и не считаю, что срочно нужно делать на них наклейки или, как это сейчас модно, заменять их на более похожие на реальность фигурки. Мне кажется, что и так как есть сейчас вполне удобно, и атмосферу совсем не портит.

Ну и в конце, как обычно пару слов о нашей партии.


Агрикола: начало. FrenZzy и cos.

Первая половина партии для меня была как тёмный лес. Единственное, что я чётко осознавал — это нужно постоянно кормить своих человечков, иначе можно получить ощутимый минус к очкам. У меня хватило ума выложить сразу пивовара, который автоматом во время кормёжки преобразовывал одно зерно в три еды. Благодаря ему я почувствовал себя вначале более менее свободно. Но тогда для пива надо было наладить ещё автоматический проход зерна, а вот на это у меня уже ума не хватило. Вернее на пиво-то как раз зерна хватало: я таки вспахал и засеял одно поле, а вот на остальное — уже нет. Я поздно сообразил, что хорошо было бы иметь по крайней мере два засеянных поля. Короче всё пошло наперекосяк: дерево увели, так что я успел построить всего один загончик, дешёвую печь — тоже перекупили. Хорошо ещё, что сумел апгрейдить дом до глиняного и построить ещё одну комнату. В конце набрал 10 очков и занял последнее место.

Дима, aka cos (хозяин игры) всю игру грозился, что у него есть "дьявольский план" , однако увидеть этот план в действии нам не удалось. Несмотря на то, что он успел построить 5-комнатный каменный дом, везде развиться — не успел и из-за этого схолопотал немного минусов. К тому же у него была какая-то карта, которая должна была в конце дать много победных очков, но её он тоже не смог разыграть. В результате: 18 очков и второе место.

А вот Анатолий aka FrenZzy несмотря на то, что мы жестоко увели у него из под носа еду и обрекли его семью на нищенствование в первую кормёжку (он схлопотал -6 очков), в конце — выиграл, набрав 36 очков. Ему удалось выложить карту, которая позволяла не считать минусы за отсутствие чего-либо на его ферме. Да и развился он тоже очень неплохо.


Агрикола: конец близок. FrenZzy и cos.

В заключение: всем игра очень понравилась и мы горим желанием сыграть ещё.

Agricola, Обзоры



Похожие записи
  • Описание игры «Dominion»
  • Открыт предзаказ на «Адреналин»
  • Обзор игры «Цитадели»
  • Народный отчёт, № 33
  • Анонс российской игры «Шустрые гномы»
    1. Комментариев пока нет.
    1. Трекбеков пока нет.