Впечатления от «Agricola: All Creatures Big and Small»

Наткнулся на BGG на очень качественный положительный обзор Agricola: All Creatures Big and Small, варианта Агриколы для двух игроков, посвящённого исключительно разведению животных. После знакомства с обзором мне как минимум захотелось сыграть в эту версию Агриколы, а как максимум — заиметь её в коллекцию (заодно и анимиплы можно будет использовать в полной версии). 

Помните, как странно вы себя чувствовали, познакомившись с видеоигрой Harvest Moon? Когда я поиграл в неё, то подумал что-то вроде «Уф», «Это игра?», «Я просто занимаюсь фермерством?». Дело в том, что хотя эта игра и отличалась от всех остальных игр, в которые я играл до этого, я не мог её выключить. Выращивание сельскохозяйственных культур приводило меня в умиротворение, а выращивание домашнего скота просто опьяняло. В игре не было вспышек, взрывов и похищающих блондинок гигантских ящеров, только сельское хозяйство. Похожие ощущения остались у меня от игры Agricola: All Creatures Big and Small от Z-Man Games. Сначала я был в недоумении, а потом увлёкся. И как же хороша оказалась эта настольная фермерская дуэль.

A:ACBAS – спин-офф известной и популярной евроигры Агрикола от Уве Розенберга. Основное отличие этой настолки от старшей сестры в том, что в A:ACBAS вы концентрируетесь на домашнем скоте, проживающем на вашем земельном участке. Вам не придётся беспокоиться обо всех мелочах в управлении фермой, например, кормить работников и т.п., вы можете целиком сосредоточиться исключительно на разведении животных.

Цель игры

В A:ACBAS игроки соревнуются в том, кто наберёт больше победных очков (в конце-концов, перед нами евро), которые начисляются за животных и постройки на ферме. Очки начисляются как только у вас появляется определённое количество животных каждого вида, а в конце игры предусмотрены штрафы за недостаточное поголовье. Заработать очки можно не только разводя животных, но и путём строительства зданий. Некоторые постройки приносят очки в конце игры, некоторые позволяют разместить на ферме больше животных. Также очки начисляются за полную застройку фермы.

После знакомства с правилами игра выглядит немного пугающей, но после первой же партии всё становится интуитивно понятно. В начале у каждого игрока есть поле, состоящее из 6 клеток, одна из которых занята хижиной, а остальные пять пусты. Каждый игрок также получает 9 оград. Если огородить какую-нибудь клетку фермы, на ней можно содержать двух животных одного типа, загон из двух клеток вмещает четырёх животных. В ходе игры в загонах можно будет разместить кормушки, удваивающие их вместимость. Задача игрока в том, чтобы найти баланс между улучшениями фермы, позволяющими обзавестись большим числом животных, и организацией мест для их содержания, чтобы новую скотину было куда разместить. Если у вас появляется новое животное, а поселить его некуда, оно пропадает.

Игровой процесс

У каждого игрока есть три работника (диски), которых нужно выставлять на общее поле для приобретения ресурсов (они нужны для строительства) или получения новых животных (овец, кабанов, лошадей и коров). Игра длится 8 ходов, то есть за партию каждый игрок может сделать по 24 хода. После каждого хода работники возвращаются домой (диски забираются с поля), клетки на общем поле пополняются, а затем животные размножаются (если в конце хода у вас есть хотя бы 2 животных одного типа, вы получаете ещё одно такое животное). Затем наступает новый ход и так далее.

Мне очень нравится схема с 8-ю ходами. Во-первых, тут отлично реализован счётчик ходов, в начале игры рядом с полем выкладывается 8 оград, и каждый ход одна из них помещается на общее поле. Так что как только запас оград иссякает, заканчивается и партия. Также у ограничения на 8 ходов есть побочный эффект – вы знаете, что вам нужно много всего сделать и успеть, но понимаете, что сможете сделать далеко не всё. Это добавляет в игру напряжение и стратегический выбор. Я неоднократно ловил себя на том, что постоянно пытаюсь сделать самый лучший ход в текущих условиях, а также стараюсь следить за действиями противника, и держать в уме как может походить он.

Ещё один плюс ограничения на 24 хода – это стабильное время игры. После хорошего знакомства с правилами одна партия будет занимать у вас 30-40 минут. И это будет насыщенное время, потому что после партии остаётся ощущение, что вы сыграли в довольно тяжёлую игру. Есть, правда, и недостаток, к 7-8 ходу вы только-только начинаете ощущать, что дела на ферме идут на лад и тут-то игра и заканчивается. И у вас всегда будет оставаться мысль, что до идеальной фермы не хватило каких-то двух-трёх действий. Но я полагаю, это было сделано разработчиками намеренно. Знаете, как говорится: «Фермерство – занятие нелёгкое».

Есть ещё один элемент игры, который заслуживает упоминания. Здесь отсутствует элемент случайности. Нет никакой скрытой информации. Игроки могут видеть поля друг друга, а также все ресурсы на общем поле. В зависимости от персональных предпочтений это может быть как плюсом, так и минусом. Вы выступаете против другого человека и хорошо это или плохо, но если вы проигрываете, это только потому, что ему удалось вас переиграть. Обвинить в своём поражении неудачные броски кубиков или не те карты, вышедшие из колоды, не получится. Для людей, которые любят интеллектуальные поединки и головоломные игры, это самое оно – поистине стратегическая игра. Игроки, которые страдают от паралича анализа, или любят присутствие в играх элемента случайностей, лучше пусть держатся от A:ACBAS подальше.

Компоненты

Компоненты в игре просто неземные! В маленькой коробочке умещаются прекрасные поля игроков из плотного картона, общее поле действий, поля расширений фермы и блокнот для подсчёта победных очков, цветная книга правил и МНОЖЕСТВО деревянных фишек. В игре есть более 65 маленьких деревянных животных плюс ещё деревянные заборы и кормушки и диски ресурсов. Деревянные анимиплы добавляют игре атмосферы. Когда вы берёте животных и ставите их на свою ферму, тактильные ощущения играют очень большую роль. Иногда, правда, возникают комичные ситуации, когда вы пытаетесь добавить животных определённого типа в заполненный загон, зато в конце игры можно окинуть взглядом свою ферму, весь свой скот, и испытать удовлетворение от проделанной работы вне зависимости от того, проиграли вы или выиграли. Анимиплы сами по себе делают игры более захватывающей, а игровой процесс – более полноценным, нежели чем он бы мог быть, если бы в игре животные были представлены в виде каких-нибудь картонных жетонов.

Удовольствие

Игры – это в первую очередь, удовольствие. И с этим у A:ACBAS всё в порядке. Это очень интересная игра, прекрасно вписывающаяся в нишу настолок для двоих. Это основательная игра на выставление работников, и как и в видеоигре Harvest Moon, вы испытываете от процесса удовольствие, даже не до конца понимая почему. Эта игра не заменит тяжёлые настолки, в которые можно играть целый вечер, в основном поскольку она рассчитана всего на двоих, но она на это и не претендует. 

Я считаю, что A:ACBAS прекрасно подходит для игр со своей второй половинкой, и партии с вашей подругой, другом или супругом принесут массу удовольствия. Кроме того, A:ACBAS – это отличный способ подвести людей к её старшей сестре – Агриколе. Сам я в неё никогда не играл (знаю, стыд и позор), и специально садился за A:ACBAS с желанием попробовать некоторые механики из более тяжёлых игр. И после знакомства с A:ACBAS я намерен поиграть в Агриколу, хотя раньше считал её слишком сложной и запутанной. 

Я не хочу сказать, что A:ACBAS понравится всем и каждому. Поскольку здесь отсутствует элемент удачи, теоретически возможно, что в игре есть какие-то доминирующие стратегии, которые проявятся после большого числа партий (мы пока сыграли 8 или 9 раз и пока ничего такого не заметили). Из-за, опять же, теоретически, игра может немного наскучить, но Z-Man Games уже скоро выпустит дополнение All Buildings Big and Small. В нём появятся новые постройки, что определённо повысит реиграбельность. 

В целом мои впечатления об этой мини-фермерской игре сплошь хорошие, за исключением небольших недостатков. По шкале BGG я оцениваю A:ACBAS на 7 баллов из 10. Если вам нужна быстрая и довольно сложная игра для двоих, это прекрасный вариант.

Плюсы:

быстрые партии;

интуитивная механика выставления рабочих;

замечательные деревянные компоненты.

Минусы:

Возможно наличие доминирующей стратегии.

Прочее:

Никаких случайностей.

Agricola: All Creatures Big and Small, Обзоры



Похожие записи
  • Zooloretto — распечатай и играй
  • Перевод правил игры «Zooloretto»
  • Отзыв об игре «Zooloretto»
  • «Dominant Species» — распечатай и играй
  • Правила игры «Zooloretto XXL»
    1. Andry
      04 Мар 2013 из 8:20 | #1

      Привез игру из командировки, благо маленькая коробочка отлично помещается в чемодане, и вчера попробовал одну партию, очень хорошая игра для двоих и отличная вводная к большой агриколе)


    2. yushin
      04 Мар 2013 из 8:22 | #2

      А мне игра показалась излишне сухой.


    3. Tanone
      04 Мар 2013 из 8:50 | #3

      Сыграл в эту игру на МИПЛе. Так как Агрикола мне нравится, а жена не хочет в неё играть в двоём, то думал купить эту версию. И проще и похоже. Вроде. После пары партий полностью отказался от идеи. Игра очень и очень странная. Честно говоря сразу после партий были мысли, что же с ней не так. И даже кому то из хозяев игры на МИПЛе я их говорил. 🙂 Но сейчас уже их не помню. Помню только общее впечатление и решение точно не брать её.

      Вообщем прежде чем покупать обязательно сыграйте. Особенно поклонники Агриколы.


    4. Gozik
      04 Мар 2013 из 11:07 | #4

      Странный обзор, видно что он в агриколу не играл.


    5. Slim Slam Snaga
      04 Мар 2013 из 21:29 | #5

      Я не фанат большой Агриколы, но эта версия мне понра.

      Большой минус, о чем говорят даже здесь, это полное отсутствие рандома, а значит возможность нахождения идеального алгоритма. Если игроки готовы к контригре, то вэлком. Если нет, проходите мимо.


    6. hk
      04 Мар 2013 из 22:22 | #6

      @Slim Slam Snaga


      @Tanone


      @yushin


      Отзывы прямо противоположные. Наверное что-то в игре есть.


    7. Tanone
      05 Мар 2013 из 7:39 | #7

      @hk

      Практически в любой игре что то есть. Просто это что то будет не твоё.

      В эту лучше сыграть перед покупкой.


    8. Njuse4ka
      05 Мар 2013 из 13:41 | #8

      @Tanone

      Мм.. Согласна. Надо пробовать. Уж на что я люблю евросухари, но эта что-то совсем эмоций не оставляет. Попробуем ещё сыграть пару партий, но пока от геймплея какая-то пустота. А чуваку надо в Агриколу поиграть явно.. Сыграл бы в семейку, раз боится. Да и не такая она сложная, просто долгая на большое кол-во человек. Не так страшна Агрикола, как некоторые её себе малюют..


    1. Трекбеков пока нет.