Одна из заметных новинок уходящего года – игрушка AuZtralia от Мартина Уолласа. Что это за игра, чем она хороша и почему её называют продолжением «Этюда в изумрудных тонах» от того же автора – читайте в обзоре, который перевела на русский читательница по имени Анна.
AuZtralia – эта игра не о зомби, несмотря на заглавную Z в названии. Это гораздо лучше – сиквел почти идеальной игры Мартина Уолласа «A Study in Emerald».
После того, как Великие Древние захватили Землю в XII веке, реставраторы – отважные мятежники под руководством Шерлока Холмса и Эммы «Grumpface» Голдман – свергли их режим в 1888 году. Теперь человечество исследует те части мира, которые до сих пор были под запретом. Был обнаружен новый континент Австралия, готовый для колонизации. Однако, оказалось, что Древние никогда не покидали Землю, вместо этого они скрывались на этом континенте. Теперь человечество должно, используя современное оружие, уничтожить Древних и их рабов, включая, да-да, случайную орду зомби.
И как же мы будем осваивать земли? Конечно, по железной дороге. О-о-о, поезда… мои заклятые враги!
С самого начала «AuZtralia» втянута в нелегкую битву, с одной стороны, против чудовищ, потому что они огромные и страшные, и с другой – за мою привязанность. К счастью, у игры столько хороших идей, сколько трофейных человеческих мозгов у Миго на Плутоне. И в конце концов это игра не о поездах, насколько это возможно для игры с поездами.
В новой игре участники – это поселенцы, а не члены тайного общества. Их береговые укрепления не всегда дружественные друг по отношению к другу, но никаких враждебных действий они не предпринимают, время от времени кооперируясь против нечисти.
В новой игре убрали двойственность убийства, которая была в «A Study in Emerald», когда твой лучший друг мог оказаться вампиром.
Но не все так безмятежно в отношениях между колониями. «AuZtralia» – это гонка по захвату территорий, ресурсов и очков, при этом игроки стараются не привлекать внимания монстров, дремлющих в пустыне. С одной стороны, никто не желает победы Древним, что иногда случается, с другой, никто не хочет, чтобы соперник завоевал весь континент.
Слово «гонка» описывает эту игру лучше, чем может показаться с первого взгляда. На континенте большое количество разных ресурсов, начиная с золота, на которое можно покупать экипировку, и до железа с углем, для расширения сети железных дорог. Но самый ценный ресурс – время. Каждое действие требует затрат времени, которое учитывается на особом треке. Засевание поля и прокладывание рельс требует гораздо больше времени, чем покупка угля, наем пехоты или извлечение ценных нитратов из земли.
Не удивительно, что наиболее многообещающие возможности требуют огромных затрат времени, вынуждая к применению различных обходных маневров. Иногда, более выгодно проложить рельсы по длинному пути, вместо того, чтобы терять месяцы на прокладку дороги через холм. Или разместить ферму на границе, чтобы не утруждать себя расширением владений на безопасные территории. Или решаете выступить против монстра недоукомплектованной экспедицией, поскольку развертывание всех своих игрушек займет уйму времени. Более того, обязательно должен быть сбалансированный подход. Каждое действие требует, чтобы вы разместили кубик на свое место на доске своей колонии. И хотя вы можете выполнять одно действие снова и снова, штраф золотом придется заплатить за то, что остальные вещи остаются в стороне. Конечно, можно провести несколько дней, приводя баланс в порядок и очищая свою доску, но даже один потерянный слот на шкале времени означает упущенную где-то возможность, поэтому планировать нужно заранее. Либо платить возможные штрафы и продолжать двигаться вперед.
Когда вы начнете погружаться в игру, система времени может стать как источником дополнительных возможностей, так и источником проблем. Когда вам удается за свой ход сделать несколько действий, вы чувствуете подъем. Наем людей, разработка шахт, расширение территорий. Великолепно! Цена за все это великолепие – это временный простой, когда кто-то другой идет ход за ходом до тех пор, пока у вас снова появиться шанс действовать. Это лишь ваша вина. Вы знали, что действия, которые вы выполнили, заведут вас далеко по шкале времени. Но десятиминутное ожидание за высоко оптимизированный ход, который все остальные должны нагнать, что ж, это может считаться, будто вы делаете вклад в австралийскую колонию, а не играете в «прибей Ктулху».
В сторону все колебания, в первом акте вы идете в порядке очереди. Вы прокладываете пути, строите фермы, нанимаете персонал, солдат, добываете ископаемые и идете убивать Древних. Затем, на полпути все меняется.
С самого начала у Древних есть куб вдоль временной шкалы. Они сидят, терпеливо дожидаясь всех, чтобы начать охоту. Когда все игроки пройдут мимо них, они вступают в игру. Там, где перевернутые тайлы Древних раньше были не больше, чем просто помеха на пути, которую можно выкорчевать или обойти, там теперь просыпаются монстры и начинают перемещаться. Вот, где «AuZtralia» становиться интересной. Атака не будет иметь моментальный эффект, требуется время, чтобы все проснулись, и не все монстры одинаково быстры. Но фермы на границе нуждаются в немедленной защите. Приготовьтесь к нападению банды Шоггота на ваши главные путевые развязки, с целью отрезать вас от военных ресурсов. Порты на берегу также нуждаются в защите.
Насколько же просто решается ход Древних: может просто разбудить монстра, может подкрасться к ближайшей ферме или порту. Ферма разрушается от прикосновения сверхъестественного, и можно наблюдать, как ваши победные планы испаряются, когда сжигаются три засеянные плантации подряд.
Битвы вносят свою долю напряжения. Они управляются той же колодой, которая отвечает за передвижения Древних, заменяя удары и безумие на удары, направленные против монстров. Разные единицы эффективны против разных монстров, поэтому хотя артиллерия и пехота могут с легкостью разрушить оскверненные храмы, вы будете держать их подальше от Ктулху. Довольно просто отступить, когда обстановка накаляется, но перспектива заработать немного больше очков и предотвратить разрушение вашей инфраструктуры, дает достаточно поводов рисковать жизнью людей за возможность сделать дополнительные выстрелы в монстра. Вы как на качелях с кальмаром-убийцей. Вы надеетесь продвинуться вглубь континента, проложить больше дорог, построить фермы, но вас отбрасывает назад каждые несколько раундов.
Завершающая часть игры – это именно то, чего я ожидаю от игры в колонизацию континента, населенного древними космическими существами. Напряжение очень высоко, пока вы пытаетесь всеми силами избежать столкновения, вы рискуете быть изгнанным с этого берега навсегда. Гораздо лучше рискнуть и при определенной удаче подвесить трофей себе на стену.
Отмечу, что тематика игры слегка своеобразна, что может не понравиться некоторым людям. В «A Study in Emerald» Мартин Уоллас проделал один трюк. Все происходящее по сути являлось копией движения анархистов в Европе конца XIX века, целью которого являлось свержение правящей монархии, и известное тем, что время от времени швыряло бомбы в царственных особ. Перенаправив прицел на внеземных повелителей, Уоллас умыл руки, убрав со сцены бремя истории. «Так что каждый человек, сражающийся за орден, может быть смелым, как и бомбометатель», — написал Г.К. Честертон в своей книге «The Man Who Was Thursday» об убийствах королей.
С «AuZtralia» несколько сложнее проигнорировать некоторые из последствий «отмывки» Уоллеса. Коренное население континента было заменено космическими захватчиками, тем самым оправдывая необходимость в вытеснении или уничтожении местных жителей, но сложно не проводить параллели с пограничными войнами Австралии, с их принципом «terra nullius», в котором аборигены фигурировали как ничтожество, не имеющее прав на собственность или жизнь, и глубокой связи с действиями в игре. Ксенофобия реального мира заменена другой, приемлемой, потому что чужаки, которых вы избиваете, настоящие чужаки.
С другой стороны, они превращают людей в зомби. А безмозглых зомби убивать не жалко, потому что они хоть и выглядят как мы, но отличий достаточно.
Как я писал выше, кого-то такой подход может оттолкнуть, а других оставить совершенно невозмутимыми. Для меня это одна из многих вещей, которая завораживает и притягивает в дизайне игры. Если она заставляет людей думать об истории, это здорово. Если нет, то, по крайней мере, мы играем странную, уникальную и интересную игру. Потому что это определенно странно, и именно это меня привлекает. Включая в себя поезда, симулятор колонии, гонку против инопланетных кальмаров, управляющих сознанием, «AuZtralia», вероятно, выделяется как одно из самых странных и лучших творений Мартина Уоллеса.
Отличный обзор!