Добро пожаловать в мир настольных игр

Впечатления от игры «Арктика»

Где-то на белом свете, там где всегда мороз, живут тюлени, касатка, белый медведь и эскимос. И ещё треска. Именно этим персонажам посвящена «Арктика», в которой все они будут стремиться друг друга съесть. Ну, или почти все. Каждый будет на кого-то охотиться, и всё это в суровых северных условиях среди дрейфующих и временами тающих льдов.

В первую очередь игрушка привлекает внешним видом. Смотришь со стороны – на столе разложено голубое поле, в нём белыми пятнами разбросаны льдины, и лежит куча красивых фишек: медведь, охотник, тюлени, рыба… Всё это красочно, фигурки из дерева, по ним видно, где медведь, а где касатка. А кое-где ещё и картонные айсберги. Словом, внешне – красота.

В плане компонентов тут в основном картон и ещё деревянные фишки

«Арктика» относится к числу асиметричных игр, то есть настолочек, где у каждого игрока есть какие-то уникальные возможности. Тут каждый играет уникальными героями и вполне логично, что, скажем, касатка плавает быстрее медведя, а тюлень вынужден сторониться остальных игроков, так как его может съесть любой, а сам тюлень может охотиться только на рыбу.

Различия между игроками кроятся в двух плоскостях. Первое, это особенности перемещения. Кто-то быстрее плавает, кто-то быстрее бегает по льдинам и т.п. Второе – это место в пищевой цепочке. На вершине её находятся охотник, медведь и касатка, все они могут «съесть» друг друга, чуть ниже идёт тюлень – его может слопать любой, а сам тюлень кушает только рыбу, которая, и замывает пищевую цепочку.

Пищевая цепочка в виде наглядной схемы

В общем вот такая вот диспозиция: крайний север, вода, льды, хищники-охотники. Попробуй выжить в таких условиях, да ещё и не забывай о пропитании!

Как в это играть

Для игры нужно от 2 до 4 человек, и перед началом партии каждый выбирает за кого будет играть. Доступны 4 опции: охотник, медведь, касатка и тюлени. Причём, тюлени в отличие от остальных вариантов представлены двумя фишками сразу, они существуют парой. Помимо стартовых фишек игроки получают на руки по 3 карты из колоды, после чего и начинается игра.

Ход игрока заключается в том, что нужно сыграть карточку с руки и подвинуть фишку. Двигаются фигурки по уникальным и более-менее логичным правилам. Скажем, касатка плавает быстрее всех, а медведь самый быстрый на суше. Охотник может и плавать и бегать, но ему нужно время, чтобы собрать или разобрать лодку. Тюлень не такой быстрый, но зато у него две фишки.


На поле нанесены подсказки: показано кто как может ходить и кого может съесть


Например, тюлень может лопать только рыбу и способен разнести домик охотника

Местные карты: лёд либо двигается, либо тает

При помощи розыгрыша карт можно делать две вещи. Первое, это двигать льдины (как бы дополнительное перемещение, если на льдине кто-то есть). Второе – это растапливать лёд. На поле он бывает трёх типов, айсбрег, льдина и обломки. Соответственно, айсбрег можно растопить до льдинки, льдинку – до обломков, а обломки просто удалить с поля. Зачем это нужно? Потому что для некоторых хищников это важно. Например, акула может съесть медведя, только если он окажется в воде, сама она на лёд выбраться не может. И ещё фишка, в свой ход можно двигать нейтральную рыбу! Это приносит очки само по себе, плюс если удастся её слопать, это тоже очки.

Вот как это всё выглядит на столе

Вот, собственно, и вся игра. Разыгрываем карточки, двигаем фишки, перемещаем лёд, и пытаемся кого-нибудь съесть. Длится партия, пока не закончится вся рыба. После этого подсчитываются очки за съеденную добычу и за сохранённые жизни (чем меньше вас если, тем лучше) и по их количеству определяется победитель. В реальном времени это где-то 45 минут.

Ощущения и впечатления

Самое главное впечатление от игры – визуальное. Она очень хороша на столе. Все эти фигурки, гексы льда, красивое синее поле очень напоминают другую настолочку, Survive! Escape from Atlansis. Короче, такая визуальная конфетка. Мимо такой игры сложно пройти, не задержавшись хотя бы на минутку. До того приятно посмотреть на местную флору и фауну.

Типичная ситуация: тюлени под угрозой

Однако за красивым внешним видом скрывается довольно-таки жестокий геймплей. «Арктика» позиционируется как семейная игра, но, знаете, далеко не в каждой семейной игре нужно есть друг друга насмерть. Тут даже есть почти выбывание, если тебя съели пару раз, твоей фигурки на поле больше не будет, в свой ход можно будет управлять только рыбой. Знаете ли, практика показывает, что к подобным играм готовы далеко не все семейные игроки.

К сожалению, нужно отметить, что у игры есть проблемы с текстом правил. Местами он написан так, что оставляет возможность двоякого толкования. Положение осложняется тем, что текст сопровождается ещё и пояснительными картинками, которые на первый взгляд вступают в противоречие с тем, что рядом с ними написано. Увы, но это касается самых важных моментов в игре – кто как двигается и как съедается добыча. В итоге, конечно, всё становится понятным, но велика вероятность, что первые пару партий будут сыграны с ошибками только из-за косноязычия книги правил.

Попробуйте разобраться, как может двигаться экскимос, и сколько клеточек он может пройти за один ход

В «Арктике» ярко проявляется то, что я называю хаотичностью. Это когда ты походил, а до следующего твоего хода ситуация на поле может поменяться самым непредсказуемым образом. Так происходит, потому что у игроков довольно-таки много возможностей. Перемещения персонажей, сдвигание льда – всё это оказывает серьёзное влияние на ситуацию на игровом поле и что случится за полный круг предсказать достаточно сложно. Отсюда вывод – хотя для победы желательно более-менее планировать свои действия, на деле это несколько затруднительно.

Ещё очень быстро приходит понимание, что поле – оно не такое уж и большое. Да, чтобы пересечь его от края до края потребуется несколько ходов. Но вот какая штука, если кого-то съели, этот игрок в свой ход появляется в любом свободном углу и оттуда может почти сразу отправиться на охоту. Отсюда, кстати, следует ещё одно мнение – возможно менее всего выгоднее атаковать соседа слева. Ведь он ходит сразу после тебя и может напасть сам. Если же прицелиться на кого-то другого, до наступления хода вашей потенциальной добычи на неё могут появиться и другие претенденты, а убежать сразу от нескольких хищников будет сложнее.

Три вида льда: айсберг, льдинка, паковый лёд

Интересно, что в ходе игры получается как бы двухслойная охота. С одной стороны ты сам стараешься напасть на других игроков, с другой – ты можешь просто ходить нейтральной рыбой, пододвигая её поближе к себе, чтобы слопать её без особых затруднений, но тоже получать за это очки. Причём, перемещение рыбы само по себе приносит чуть-чуть очков, так что это не такое уж бестолковое занятие, как может показаться на первый взгляд.

Плюсы, минусы и заключение

Самое важное впечатление от игры – первая приятная визуальная радость разбивается о текст правил. В них всё время приходится залезать, что-то уточнять, находить исключения (например, особенности режима игры вчетвером размазаны по тексту ровным слоем и не собраны в одном месте). Поэтому сразу отметим этот минус и пойдём дальше. Просто будьте готовы к тому, что с правилами придётся поработать неожиданно много для семейной игры.

Ещё к минусам можно отнести склонность к паузам между ходами. Пока каждый игрок прикинет, что делать. Пока подвигает лёд, пока двинет фишки, на это уходит время. Заранее же спланировать свой ход не получится, потому что как было отмечено выше, никогда не знаешь что будет твориться на поле, когда наступит твоя очередь действовать.

Эскимос вышел на охоту на медведя. Или наоборот?

Огромный плюс – это компоненты. Все эти фишечки, касатка, тюлени, медведь и так далее. Они хороши сами по себе, но внезапно обнаруживается, что они ещё и функциональны. Скажем, лежачая фишка тюленя – это плывущий тюлень, а стоячая – это когда тюлень залез на льдину. В некоторых случаях это очень важно, потому что, например, тюлень, лежащий на льдине – это на самом деле тюлень, плавающий подо льдом! Скажем, медведь его съесть не может, потому как медведю ход под лёд заказан.

Ещё хорошо, что тут нет выбывания игроков. Даже если тебя совсем съели, и твоей фишки на поле больше нет, ты играешь нейтралами (как минимум это рыба). Это, во-первых, приносит очки, так что теоретически можно победить даже насовсем погибнув, и, во-вторых, это приближает концовку, потому как партия заканчивается, если на поле на осталось фишек трески.

Партия заканчивается, есть съесть всю рыбу

Ну и здорово, что в ходе партии обязательно генерируются драматичные и весёлые моменты. Драма, это, понятно, когда кого-то неожиданно слопали, а веселье – это, например, если получилось улизнуть от соперника в последний момент или каким-то хитрым ходом украсть у него добычу.

В целом же не могу сказать, что игра прям понравилась. Причина тому – не очень люблю я игры с такой высокой хаотичностью и склонностью к паузам между ходами. Нет, то, что есть в «Арктике» — это совершенно не смертельно, но лично для меня ощущается. Процесс – он прикольный, здорово, что тут можно таскать добычу друг у друга из под носа, да и, вообще, временами делать товарищам пакости, но хотелось бы больше возможностей для планирования. Ну и помните, что настолка на самом деле несколько злая, про съедение друзей и войну всех против всех в животном мире. Такие игры подходят не для каждой компании. Если же у вас нет проблем с подобными моментами, поздравляю, есть вариант красивой ассиметричной игры с недолгими партиями и возможностями повеселиться.

«Арктика» на сайте издательства «Эврикус»

4 комментария

  1. Денис II

    Попробуйте разобраться, как может двигаться экскимос, и сколько клеточек он может пройти за один ход

    Попробовал. Понял сразу и без усилий.

  2. Мишаня Питерский

    @Денис II
    Не знаю, почему Юра привел в пример эскимоса. С ним вопросов, вроде, не было. Вопросы были с белым медведем, кажется.
    Может ли медведь ходить:
    Вода -> Лед -> Вода
    или
    Вода -> Лед -> Лед?
    Согласно правилам нельзя дать однозначный ответ. К тому же, в правилах очень вольно трактуется такой термин, как «первая клетка». В некоторых случаях имеется в виду клетка с которой фишка начинает движение, а в некоторых — та клетка поля, на которую делается первый шаг.

  3. Mazz_O

    Поиграл отдельно со взрослыми и отдельно с детьми.
    Игра успеха не добилась нигде. Визуально — это просто бомба, привлекает внимание всех, кто хоть мельком на неё посмотрел. Но вот этот процесс, когда у тебя очень размытый собственный персонаж, убивает атмосферу.

    Буду сливать.

  4. vladdrak

    Замечание к тексту. Касатка — не акула. Косатка — это дельфин, а касатка — это ласточка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑