На сайте BoardGameGeek появился русскоязычный обзор игры Battles of Westeros, написанный пользователем eRen4ik. В нём рассказывается об игровой механике и о сильных и слабых сторонах этой игрушки. Автор отмечает, что в игре реализована система боевых задач, выгодно отличающаяся от абстрактных "медалей" в Memoir '44 и Battlelore, но, зато, BoW играется дольше и субъективно тяжелее.
Не знаю, Battlelore почему-то никогда не казался мне привлекательным. Гоблины, тролли, пауки – нет, лучше бы это были бы просто рыцари, закованные в броню и сражающиеся друг с другом. Многие скажут, что нечто подобное есть у Commands & Colors Ancients, но играться деревянными кубиками? Да ладно, может у меня и сильное воображение, но даже его не достаточно, чтобы избавить меня от тоски, когда на поле боя видишь не красивые фигурки солдат, а игрушечные кубики с наклейками. В итоге, мечи с конями были отложены до лучших времен.
Но тут наступает 2010 год и выходит новинка от FFG – Battles of Westeros. Игра, созданная на основе произведений Джорджа Мартина («Песнь Льда и Пламени») и оригинальной Battlelore Ричарда Борга, обладала всеми параметрами, которые мне были нужны: никакой магии или магических существ, средневековая тематика и много-много пластика.
Давайте заглянем, что находится в коробке:
1. Армия Старков, включающая в себя пять героев (Нед Старк, Робб Старк, Мейдж Мормонт, Джон Амбер и Рикард Карстарк), лучников, северных мужиков с алебардами, мастеров над псами и конницу.
Также отдельная колода карт, карточки юнитов, жетоны, флаги и большой, красивый герб.
2. Армия Ланнистеров, включающая в себя пять героев (Тайвин Ланнистер, Джейме Ланнистер, Грегор Клиган, Киван Ланнистер и Адам Марбранд), солдат Ланниспорта, конницу Бобрового Утеса, тяжелую пехоту Ланнистеров и лучников.
У «львов» также имеется своя колода карт, карточки юнитов, жетоны, флаги и щит с гербом.
3. Большая карта, без всяких лишних маркеров по краям, на которой проходят сражения.
4. Тайлы местности, шкала морали, кубики, всякие жетоны и маркеры, карточки для создания рандомных схваток.
5. Книжка правил и книжка со сценариями.
Перед игрой требуется собрать и склеить обе армии, так как в целях удешевления производства подставки и фигурки поставляются отдельно. В принципе, это не сильно меня огорчило, но есть люди, которых сборка чего-либо, прежде чем начать играть, может расстроить. Качество миниатюрок на привычном для FFG уровне, фигурки детализированные, лошадки красивые, а у Робба Старка даже есть лютоволк. Перед этим я много читал о том, что качество фигурок в игре отвратительное – не верьте, качество и детализация на высоте!
Остальная полиграфия выполнена на «пятерку» — я бы удивился, если бы FFG подвела в этом плане.
Ок, с компонентами разобрались, давайте уже играть:
Для начала надо выбрать один из десяти представленных в специальной книжке сценариев. Подготовка к игре занимает где-то минут 10-15, в зависимости от того, как разбросаны компоненты по коробке.
К сожалению, в коробке нет удобных органайзеров, как у Memoir’44, следовательно, озаботиться необходимым нужно будет самостоятельно. Но, я пока не озаботился, поэтому расстановка занимает время.
Ландшафт разложен, армии набраны в соответствии с требованиями сценария, жетоны насыпаны кучей рядом с полем, счетчик морали установлен – пора начинать битву.
Каждая битва в BoW состоит из определенного количества раундов. Каждый раунд состоит из нескольких пунктов. Рассмотрим их подробнее:
1) Сначала определяется, кто из полководцев ходит первым (в первом раунде это игнорируется): подсчитывается количество командных жетонов (это такие жетоны, которые позволяют играть карты из колоды лидеров на своих героев) – у кого их больше, тот ходит первым.
Потом наступает пора крутить флаги, которые обозначают ранг бойцов, в соответствии с цветом текущего раунда. Допустим, если сейчас цвет раунда черный, то выкручиваем флаги черной стороной к себе. В итоге все юниты, у которых цвет флага совпадает с цветом раунда, становятся активными в этот раунд и им можно отдавать приказы. Немного неуклюжая система и мне она не слишком понравилась.
2) Получаем жетоны приказов. Данное действие выполняется игроками по очереди. Чтобы получить жетоны приказов надо бросить то количество кубиков (D8), которое указано в описании сценария. Допустим, мы бросили четыре кубика. На них выпало два зеленых щита, один фиолетовый кулак и один флажок. Согласно этим значениям игрок получит возможность повоевать двумя юнитами с зеленым рангом, одним юнитом по своему выбору, а также повысить мораль своих войск при помощи выпавшего флага.
Жетоны приказов получены, теперь надо набрать карт из колоды лидерства. Сколько карт набирается тоже указано в описании сценария.
3) Раздача приказов. С помощью полученных жетонов и карт, игроки раздают приказы своим войскам на поле боя. Стоит отметить, что в отличие от других игр Ричарда Борга, в BoW не используется система флангов. Вместо этого игроки командуют юнитами с помощью жетонов приказов и сыграв карту лидерства через героев-командиров, при этом учитывая их радиус действия (две клетки).
Раздача приказов продолжается до тех пор, пока не кончатся жетоны-карты или же игроки не спасуют. Оставшиеся после пасования жетоны приказов или карты лидерства остаются у игроков и могут быть использованы в следующем раунде, так что в игре поощряется долгосрочное планирование и благодаря этому, я считаю, что данная система гораздо лучше рандомного набора карт из предыдущих игр по системе Ричарда Борга.
4) Выполнение приказов и перегруппировка. В этой фазе мы двигаем юнитов, отыгрываем драки, зарабатываем победные очки, теряем-получаем мораль и в завершении всех этих действий передвигаем счетчик раундов на шаг вперед.
Юниты передвигаются в зависимости от своего ранга. Зеленые юниты могут ходить на две клетки и один раз атаковать, синие юниты могут походить на одну клетку и атаковать, либо просто походить на две клетки, а красные юниты ходят всего на одну клетку и атакуют, но зато аж четырьмя кубиками.
Бои происходят на кубиках (восьмигранники – D8). Чтобы нанести вражескому юниту повреждение, нужно выкинуть соответствующий символ на кубике. Если выпал флажок, то враг отступает на одну клетку назад. Вот так вот все просто.
Однако есть еще разнообразные нюансы и исключения, которые расписывать здесь нет необходимости. Скажу лишь о том, что держать строй полезно и необходимо. Вообще бои довольно интересно реализованы и хорошо отображают именно средневековые схватки.
Потеря юнитов ведет к потере морали на соответствующей шкале. Разные ранги юнитов по-разному влияют на потерю морали. Если маркер на счетчике упал ниже некуда, то битва проиграна и оппонент побеждает в игре. Мораль можно восстановить соответствующими жетонами приказов.
После этого, если никто не достиг условия победы, то двигаем счетчик раунда дальше по шкале и повторяем действия 1-4.
Впечатления об игре:
В игре понравилось то, что в сценариях действительно надо выполнять задачи (например, захватить определенное место на карте, прорвать осаду, и т.п), в отличие от «Мемуаровской» игре на фраги. BoW поощряет творческое выполнение задания, всякие маневры и прочее. К тому же игра просто очень красиво сделана – удивительно до чего же игра «не фотогенична», фотографиям почему-то не совсем удается передать всю красоту Battles of Westeros. Поверьте, она действительно красивее того, что показано на фотках.
Главный минус для меня: долгое время на обдумывание своих действий. Удалых атак из «Memoir 44» тут делать совсем не хочется и поэтому мозг медленно кипит на протяжении всей партии. Изрядную долю вносят так же тактические возможности карт, спецспобности командиров и разнообразие юнитов. Нюансов очень много. Из-за этого сценарии отыгрываются примерно от часу и выше.
Ну и тезисно, что понравилось, а что нет.
Понравилось:
1. Достойное развитие серии Ричарда Борга
2. Интересное решение с отдачей приказов через командиров
3. Захватывающие бои
4. Интересные сценарии
5. 138 фигурок и красивое оформление
6. Счетчик морали войск
Не понравилось:
1. Долгое время игры
2. Система «кручения» флагов. Вообще бред неудобный.
3. Отсутствие каких-либо органайзеров в коробке.
4. Не очень понятная книга правил
Плюс в качестве бонуса комментарий от smilek:
Вставлю свои 5 копеек :
Из секции Понравилось:
“1. Достойное…” – Скорее симбиоз С&C:A с Tide of Iron, где второго много больше, а с BattleLore сходства очень мало.
“2. Интересное…” – Что в своем первоначальном и более простом виде уже имело место в С&C:A. В БВ это – корень всей игры, отличное развитие механики С&C:A далеко обогнало предшественницу в этом.
“3. Захватывающие бои..” – Конечно
“4. Интересные сценарии…” – Главное, что проработаны с любовью – каждый сценарий – мини-игра со своим характером
“5. 138 фигурок и красивое..” – ИМХО: лучше, чем в BattleLore и детализацией и гармоничностью (исключение: очаровашки драконы из БЛ), 1-нный минус: надо клеить
6. Счетчик морали войск… Не счетчики, а сама механика морали – это отличное звено механики, которое может при этом еще и служить разным целям в зависимости от сценария.
Из секции “Не понравилось:”
“1. Долгое время игры..” – Не такое уж и долгое. А главное, что есть из чего выбрать – можно выбрать сценарий на час, а можно и на 3.
“2. Система «кручения» флагов. Вообще бред неудобный.” – А лучше класть маркеры, как в ToI? Так здесь и так часто достаточно маркеров приходиться класть, так что лучшего способа я не вижу. Неудобного ничего тоже не вижу. Непривычно? Только, если не играли в ToI.
“3. Отсутствие каких-либо органайзеров..” Какой-то есть , однако это бич ФФГ-шных игр в последнее время. С другой стороны, когда появится дополнение, то вместится в одну коробку (а то и больше). К слову, компоненты занимают больше половины коробки , это все-таки не Рун. Войны .
“4. Не очень понятная книга правил..” Да понятная она, просто ЧАВО нет. А вопросов много возникало. Впрочем, основные моменты уже рассмотрены на сайте ФФГ, уверен, что вскоре появится качественный ЧАВО да и эррата (потому что в книге сценариев допустили пару ошибок).
Из того, что считаю несказанным:
1. Атмосфера книг Мартина передана очень здорово и игра нисколько не отдает некоторой "гламурностью" БЛ,
2. Описания на картах героев могли быть прозрачнее — только форум ФФГ сейчас, а ЧАВО потом, может разрешить возникающие диллемы.
3. 8-ми гранные кубики, "рейтинг капитуляции" героев и достаточно тактических возможностей изменили вероятности попадания очень сильно. Много меньше теперь зависит от удачи не только из-за введения карт лидерства взамен секциям, но и из-за самого боевого броска также.
Вот такого рода обзоры я и ценю больше всего. Спасибо!
Оххохо…да что ж они делают то, изверги?! где денег брать на всё это великолепие…
Слюной истекаю — моя посылка с этим чудом вот-вот приедет.
а я уже сыграл партию 🙂
Пока что самое главное впечатление — с наскока эту игру не освоишь.
У нас подготовка к партии заняла минут 40, наверное. Но это потому, что мы до сих пор ни в одну подобную игру не играли (ни BL, ни С&C, ни M’44 и иже с ними).
И еще пришлось клеить фигурки, на это ушло примерно 2-3 часа.
ЕЩё, если нетрудно- скажите, во сколько она обошлась?
Уже и два аддона успели анонсировать. Деньги ФФГ умеет зарабатывать :).
И если в первом кроме Ланнистеровских войск и героев добавляется еще и новый элемент механики, то во 2-м только Старки, причем Русе Болтона среди героев почему-то нет :(, (Джона Сноу, Черную Рыбу и прочих они явно в какой-то отдельный аддон включат).
Что хорошо, что аддоны недорогие. В моей коллекции им быть несмотря ни на что :), хотя от 2-го аддона ожидал большего, чем заявлено.
PS: Мне обошлась база в 571,50 грн. 🙂
А клей в коробке с игрой идёт?
У меня вышло на 2 армии 2 маленьких тюбика суперклея или чего-то вроде него 🙂 по 3 грн. (0.35 доллара / штука), что не является минусом, а вот «убитых» два часа — да. Однако поклейка C&C:А мне вышла много утомительней.
Дизайнер сайта о игре Battles of Westeros http://www.peterwocken.com/site/Blog/Entries/2010/4/17_Battles_of_Westeros_-_Minisite.html
Круто! Судя по всему ты фанат «Саги Льда и Пламени» 🙂 Надеюсь у меня всё же выйдет выбраться в «Цитадель» когда ты решишь опять поиграть в «Игру Престолов» или «Battles of Westeros».
Не только в клубе 🙂
Приходи в гости:), на этих вых-х, к примеру.
В ЛС напиши на форуме.
Да, Мартин очень порадовал своей Сагой. Долго пишет, но здорово. Мало фантастов мне понравились, как этот, очень мало.
Блин, 571 грн мне ни о чём не говорит… Сорри конечно))
около 2600 руб. Думаю, адекватно.
570 гривен это около 2000 рублей, не 2600
@taran
ближе к 2150 все-таки в пересчете.. не к 2000.. ))
Буду знать.
«Вообще бои довольно интересно реализованы и хорошо отображают именно средневековые схватки.»
о_0 Это вообще что? А пояснения дать нельзя?
Насчет фигурок — как миниатюрист, могу сказать, что фигурки (для настолки) выполнены на хорошем уровне, лучше, чем во многих играх. На самом деле, если б был фанатом книг Мартина и были бы лишние деньги — купил бы. Может быть 🙂