Впечатления от игры «Ганнибал: Рим против Карфагена» + правила

Буквально вчера мы смогли взглянуть на локализацию игры Hannibal: Rome vs. Carthage, а тут тов. MakVlad поделился в комментариях ссылкой на описание первых впечатлених от русской версии Ганнибала, а ещё смартовцы выложили у себя на сайте правила на русском.

Ну вот она и у меня в руках. Квадратная коробка, на ней суровое лицо со шрамом. В глазах – неумолимая решимость достичь намеченной цели, и ни доли сомнения, ни капли милосердия. Ибо если есть сомнения, то незачем тащить с собой лошадей и слонов через неприступные Альпы, незачем поднимать племена и нанимать целые армии. Впрочем, это лирика, а у меня тоже есть цель. К ней и приступаю.

Я опишу в основном отличия российской локализации от зарубежного издания (з.и.). Игровое поле состоит из 6 частей (в з.и. из 8), картон немного тоньше, печать на нем односторонняя, вторая сторона белая (в з.и. на обратной стороне напечатан логотип игры). Само поле немного бледнее, чем в оригинале, гамма смещена в сторону красного, отчего синий цвет стал сине-фиолетовым. Поле по-прежнему впечатляет красотой дизайна, профилями античных героев, проступающими сквозь морские волны. Фишки такие же по толщине и по цветам, как в з.и. Единственное отличие фишек, поля и коробки – картон не тиснённый, а обычный, с гладкой поверхностью, но я не вижу в этом ничего плохого. На обратной стороне фишек осады полиграфический сбой – от большой цифры два осталась лишь черная черточка, а напечатанная вместо нее маленькая – белого цвета, почти не видная на желтом фоне. Обратная сторона, к счастью отпечатана нормально, так что на игровом процессе это не отразится.

Карты сделаны из картона чуть более тонкого, чем в оригинале. Я долго держал в руках две одинаковые карты, гнул их, пытаясь почувствовать их толщину, и настолько увлёкся, что забыл, в какой руке какая карта. Сильно испугался, что не смогу различить, но потом дошло, что наше-то издание на русском языке 🙂 Впрочем, я всегда помещаю карты в протекторы, чего и всем советую. Цвета на картах даже более яркие, чем в оригинале. Держатели фишек немного жестковаты. Они не из мягкого пластика, как в оригинале, а из прозрачного твёрдого, честно говоря, мне было страшно вставлять в них фишки полководцев, вначале я попробовал на куске картона. Небольшой след остался, но он не сильно заметен, да и вставить фишки полководцев в держатели надо только один раз. Впрочем, я, пожалуй, куплю себе обычные мягкие держатели, благо, они продаются в любом магазине канцтоваров, а то есть у меня привычка, теребить полководцев туда-сюда во время игры. Про кубики можно сказать только одно – они совершенно такие же, как в оригинале! По-прежнему, на одном – римские цифры, на другом – карфагенские (финикийские?), не понятные современному человеку. К счастью, в правилах содержится их «перевод» в обычную систему, так что проблем не возникнет. Правила цветные, на хорошей мелованной бумаге, стиль соответствует з.и., бумага немного тоньше, но на качество правил это, естественно, никак не влияет. 

Последний элемент не игры даже, а содержимого коробки – контейнер для элементов. В нашем издании это просто согнутый картон, оставляющий в середине коробки выемку для карт, кубиков и фишек. В з.и. был специальный пластиковый контейнер с выемками для всех элементов, впрочем, не очень удобный – карты в протекторах на свои места не лезли, так что по поводу его отсутствия в локализации у меня нет никаких претензий.

Вот, в общем, всё содержимое коробки с игрой. Меня оно вполне устраивает. Если зарубежное издание заслуживает оценки «отлично», то российское – твёрдая четверка, а, учитывая цену игры, по соотношению цена/качество её вообще не с чем сравнивать. Еще раз спасибо кампании Смарт, решившейся издать в России настоящий варгейм.

Осталось прочесть правила, расставить фишки – и в бой! 

До кучи предлагаю ещё прочитать отчёт MakVlad'а о партии в Ганнибала, написанный полгода назад:

Вчера сыграли в Ганнибала с приехавшим из Казани Женей Юмагуловым (с которым сейчас ведем отчаянную войну в HIS в ролях Лютера и Императора). Впечатления от Ганнибала положительные. Мы оба толком в правилах не разбирались, поэтому осваивать тонкости пришлось по ходу.

Я с самого начала решил показать кто в средиземноморье хозяин и пошел Ганнибалом через альпы в Италию. Ну само собой, истощение в горах, но слоники выжили. К несчастью, я оказался в пределах досягаемости римского войска, которое не замедлило на меня напасть. Разница по отрядам 6-10 в пользу римлян, я надеялся выплыть за счет рейтинга Ганнибала, но оказалось, что боевые карты даются еще за провинции, в общем получилось 11-15 по картам. Две карты я у римлян выбил с помощью слонов, но оставшихся им хватило, и выдающийся карфагенский полководец был разбит. А поскольку сзади его окружали перевалы, а спереди вражеская территория, отступать ему было некуда и вся армия Ганнибала была истреблена, а сам он бежал. Слоны Ганнибала разбежались в неизвестных направлениях, больше их в игре никто не видел. Тем временем в Сиракузах произошло восстание, они переметнулись на сторону Карфагена и тут же подверглись осаде римлян, которые не успели взять их за этот ход. Победивший Ганнибала Публий Сципион отправился обращать захваченную Магоном Цизальпийскую Галлию, таким образом обе римских армии встретили зиму на вражеской территории и подверглись истощению.

Следующие два хода Ганнибал зализывал раны, безвылазно пребывая в Ницце. Войска копились в Новом и просто Карфагене. Стороны брали под контроль независимые области, в результате римляне стали контролировать одну из иберийских провинций (самую северную). Ходу на третьем карфагенянам предложили свои услуги пираты, они взялись помочь в проведении десанта на юг Италии. Десант из трех отрядов возглавил Газдрубал. Он высадился в области по соседству с союзническим Карфагену племенем и к его армии в следующем раунде присоединились два отряда добровольцев. Газдрубалу удалось взять под контроль одну италийскую провинцию. Римляне оценили опасность появившуюся на юге аппенин и отправили против карфагенян Марцелла с 10 отрядами. Следующие два хода римляне тщетно пытались разбить Газдрубала. Но он постоянно уклонялся от битвы, благо, три дружественные области были связаны треугольником дорог, а когда был вынужден проводить битву, немедленно ее сливал и отступал в дружественную область. На следующий ход на помощь Марцеллу пришел Варон с 6 отрядами. Газдрубал удачно его перехватил и разгромил абсолютно по Ганнибаловски — двойным охватом, уступая врагу по числу войск. Классическая победа! Ганнибал нервно курил в своей Ницце. Насколько помню, потом была еще одна похожая битва, с менее разгромным для Римлян результатом. Тем не менее, провинция переходила из рук в руки, обращаемые римлянами области Газдрубал возвращал под свой контоль и снова и снова уклонялся от битвы.

Тем временем в Карфагенах скопилось примерно по 10 отрядов, один из пунийских генералов отправился за ними в Иберию из Ниццы по морю, но утонул. Следующий, Магон, пошел по суше и совершив марш-бросок привел-таки Ганнибалу 9 из 10 отрядов (один отряд был потерян при штурме крепости, ничего личного, просто Магон закончил движение в области с вражеской крепостью и решил поиграть мускулами). Римляне высадили небольшой десант в Западной Нумидии, но он был быстро сброшен сильной армией Ганно (или как его правильно зовут). Десант возглавлял Варон, бедняг упросто отослали подальше от решающего театра военных действий.

Перегруппировавшись, Магон с 5 отрядами пошел в Цизальпинию, а Ганнибал по бережку, по бережку — в Италию. У обоих не обошлось без потерь. К сожалению, к моменту второго вторжения Ганнибила в Италию, римлянам удалось окружить и уничтожить остатки армии Газдрубала. Войны на два фронта не получилось и все освободившиеся римские войска были переброшены на север.

Последний сыграный нами ход — ход вступления в игру Сципиона Африканского. Он с 5 отрядами появился рядом с римом, где уже стояли два консула и 20 отрядов. Ганнибал прошелся перед носом всей этой махины, очаровывая Италию и снимая маркеры римского контроля, и закончил свое движение на дружественной территории в Цизальпийской Галлии. За ним отправился Сципион, не успевший, однако, его догнать. После этого состоялась грандиозная битва, Ганнибал против Сципиона, у обоих противников одинаковое число карт (16 по-моему). Сципион упорно проводил лобовые удары, а Ганнибал атаковал с правого фланга. Дело дошло до триариев, обоим сторонам пришлось играть карты резервов. В этот момент проводящий атаку Ганнибал вместо того, чтобы воспользоваться своей возможностью сыграть карту разведки как очередной удар справа, сыграл обычную карту удар слева. Сципион его отбил и вновь повел войска во фронтальную атаку, уже пятую. У Ганнибала резервов не было… Битва была проиграна, но война нет. У Ганнибала оставалось 6 отрядов и отступил он в область, где его ждал Магон с 4 отрядами, так что можно было сражаться дальше. Но учитывая что к тому времени уже два часа как пробило полночь, мы согласились на боевую ничью.

Теперь хочу сказать несколько слов по запомнившимся элементам механики игры. Во-первых, движение по морю для пунийцев очень опасно! Три попытки плаванья окончились для меня потоплением генералов с армиями и без. Скажу даже больше, я посылал генералов в море специально, чтобы следующим ходом выставить там, где они мне были нужны. А вот солдат жалко…

Второе, очень тяжело менять контроль областей. Обращать маркеры можно только в той области в которой стоит армия. То есть для того, чтобы обернуть 1 область, надо потратить две карты: первую чтобы двинуть туда армию и вторую собственно на обращение.

Третье, маленькую армию почти невозможно уничтожить, если она на своей территории, она постоянно может сбегать, а в бою несет небольшие потери. Поэтому, когда мой Газдрубал с 4 отрядами вынужден был принять бой, мы даже не раздавали карты, а просто засчитывали мне проигрыш в бою.

6 ходов игры из 9 мы сыграли за 5 часов, что не так уж плохо, учитывая наше слабое знакомство с правилами. В целом игра понравилась, на картах много интересных событий, которые иногда образуют удачные связки, например у меня на руках были карты "Сиракузы — союзники Карфагена" и "Восстание в Сицилии", к сожалению сыграть эту связку не получилось, а другую — "Пираты" + "Италийские союзники" удалось. В игре нельзя оставлять карты на следующий ход, и это порой очень напрягает, очень хорошую карту приходится играть за очки и брать под контроль ничего не дающие области где-нибудь в Трансальпийской Галлии.

Общее впечатление от игры очень положительное (теперь стало понятно, почему друзья-варгеймеры жаловались на то как легко Ганнибал передвигается по морю и штурмом берет города в игре Hannibal`s war), обязательно сыграю в эту игру еще и надеюсь, что не раз. А, ну и относительно будущей русской локализации принято окончательное решение — буду брать! 

Скачать правила игры Ганнибал: Рим против Карфагена на русском языке (pdf, 27.5 Mb)

Hannibal, Ганнибал, Обзоры, Правила



Похожие записи
  • Новая настольная игра «Ганнибал»
  • «Ганнибал»: содержимое коробки
  • Локализована игра «Hannibal: Rome vs. Carthage»
  • Ганнибал: Рим против Карфагена — распечатай и играй
  • Ни слова о «Chaos Marauders»
    1. Acies
      30 Дек 2009 из 10:35 | #1

      Вчера тоже сыграл первый раз — в только что привезенную игру. Играли больше 6ти часов — до 4х утра! 🙂 Конечно тоже недоразобрались в правилах — для первого раза их слишком много, но в целом впечатление от игры крайне положительное. Понравилось конечно и оформление и качество выполнения, но главное — это атмосферность и эпичность! Автору с помощью механики и правил удалось отразить ощущение эпохи: обычно когда читаешь историю античности с ее походами по вражеским областям или наоборот бездеятельностью отдельных полководцев, немного не понимаешь как такое могло происходить — сознание испорчено варгеймом (компьютерным прежде всего) и кино,- а тут подобные события очень органичны и начинаешь их «чувствовать».


    2. Andrew_Kai
      30 Дек 2009 из 11:08 | #2

      Спасибо за правила, буду знакомиться. Все-таки кто-нибудь держал в руках оригинал и локализованную версию. В чем различие? Ну не может же быть все также хорошо при меньшей цене? 🙂


    3. VDmitry
      30 Дек 2009 из 12:45 | #3


      Andrew_Kai :

      Спасибо за правила, буду знакомиться. Все-таки кто-нибудь держал в руках оригинал и локализованную версию. В чем различие? Ну не может же быть все также хорошо при меньшей цене?


      Ссылку ведь уже давали:

      http://www.boardwars.forum24.ru/?1-1-0-00000015-000-0-0#019


    4. Jasly
      30 Дек 2009 из 15:32 | #4


      Andrew_Kai :

      Все-таки кто-нибудь держал в руках оригинал и локализованную версию. В чем различие? Ну не может же быть все также хорошо при меньшей цене?


      Вы текст-то читали? Там автор сравнивает локализацию с оригиналом, вообще говоря. 🙂


    5. Acies
      30 Дек 2009 из 17:42 | #5

      После первой игры и перепрочтения правил у меня появилось несколько вопросов или недопониманий:


      1. В таблице результатов изнурения есть строка «7», тогда как в правилах я не видел ни одного плюсового модификатора (и только один минусовой: -2 дается за обычный перевал)

      2. В п.6.7. про Сципиона написано, что его можно поставить в любой порт Иберии, или область Италии, а ниже, что нельзя ставить в крепость, очевидно, что нельзя помещать его с войском в крепость, но можно в область с крепостью?.. но у меня так… сомнения на всякий случай

      3. п. 8.4. про переломные карты сначала написано, что их «можно» применить в ответ на карту противника, но позже про карты 7 и 8 отдельно отмечено, что их опять же «можно» использовать как переломное, или же разыграть в свой черед. Я правильно понимаю, что остальные переломные события нельзя использовать просто как события в свой ход?

      4. п. 10.7. «крепости и движение» в примечаниях красным шрифтом сказано, что действующий игрок приходя в облать с крепостью может «зайти» в нее, потратя на это ход, но ниже, про обороняющегося игрока написано, что он в момент атаки может решить, где находятся его войска — внутри или вовне. Зачем же тогда кого-то заводить в крепость заблаговременно, если это можно решить всегда в случае необходимости и без траты хода (тоже и к вопросу №1 — зачем кому-то помещать или не помещать Сципиона в крепость? зачем это правило?) ?

      5. в пункте 10.9 «раздеение войск» есть странный пассаж, о том что «движение отделившегося подчиненного считается обычным движением одного полководца; такое движение не позволяет сдвинуться с места его бывшему командующему»? Что это значит? Ведь если командир отделил кого-то и ушел дальше, вообще никаких сомнений в отсуствии связей между ними быть не может, а если он не ушел? закончил ход остался тут же? и что, делать двух полководцев с отрядами в одной области? а потом отделившийся продолжает движение уже без командира? ну дак ведь правила позволяют объеденить войска в любой момент — смысл такого особого отступления в правилах?

      6. п. 10.10 «смещенные полководцы» мне каж-ся несколько противоречит п.13.1 «уклонение от битвы»: в первом случае читаем «Если войско входит в область, где стоит вражеский полководец без ВЧ, то он смещается», а во втором: «Полководцы без ВЧ, не сумевшие уклонится от битвы, смещаются». Так смещаются автоматом, или после попытки уклонения?

      7. п. 14.2 «союзники» пояснение «островные провинции» — для таких провинций отдельно прописано, что дают подкрепление только они сами (если вообще контролируются), а как быть с разными нейтральными Массилиями например? они выходят тоже дают пополнение только за битву на их территории, и наоборот, при битве на их территории только они и дают пополнение?

      8. п. 14.4 «Ополчение» Рима — Рим получает 2 КТ за Лации для «любой» битвы. Но разве не означает битва в этой области почти всегда, что Рим осажден, а осажденные крепости не получают подкреплений?

      9. п. 14.10 «обороняющийся побеждает, если у атакующего на руке нет КТ в начале раунда битвы. Это единственная причина, по которой обороняющийся может воздержаться от контратаки!» — какой-то бред?, т.е. не контратаковать можно только тогда, когда битва по правилам закончилась? а в остальные раунды контратака обязательна? почему тогда так не написано в пукте «контратака»? а написано «может» контратаковать?

      10. п. 19.2 «размещение маркеров ПК» про то, что ОЧ можно потратить на то, чтобы выложить ПК в незанятые области. «Исключение: вместо ввода в игру нового ПК игрок может вывести область из-под контроля соперника» — это за 1 ОЧ, как любой другой ПК, или за любую карту только один чужой ПК?

      11. п. 19.3 «свойства ПК»: «б) попытки перехвата в областях с вражеским ПК и без дружественных ВЧ затруднены (12.4)» — в п. 12.4 нет про это ни слова — там только про вражескую ВЧ.

      12. п. 19.4 про изоляцию; «путь нельзя проложить … через области с вражескими ПК или нейтральными племенами, если там нет дружественных ВЧ» — т.е. через чужой ПК, но со своими ВЧ проложить путь все-таки можно? а то какое-то неоднозначное использование союза «или»

      13. п.18.1. «консульское войско не подвергается штрафам, если из-за изнурения, потерь в битве или после отступления в нем оказывается меньше 5 ВЧ». Это что значит? каким штрафам?


      сорри, если некоторые вопросы совсем уж тупые

      может быть кто-нибудь видел официальный FAQ, или вчитывался в оригинальный вариант правил, ну или же просто имеет свое обоснованное видение.

      спасибо!


    6. MakVlad
      30 Дек 2009 из 23:44 | #6

      Acies, я на все вопросы тебе ответил на форуме. впрочем, если кто-то здесь ответит, можно будет сравнить 🙂


    1. Трекбеков пока нет.